Такая «Алиса» и Голливуду не снилась
Мы говорим сказка, подразумеваем волшебная. В театре Мастерская П. Фоменко появилась «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла первый детский спектакль. В постановке македонца Ивана Поповски она обернулась волшебной сказкой. Ученик Петра Фоменко, Поповски заложил и свой кирпичик в основание знаменитого театра. Богатое воображение режиссёра удивляет в каждом его спектакле. Но «Алиса» превзошла все ожидания. Тиму Бёртону с его фильмом «Алиса в стране чудес» таких чудес и не снилось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.
Маргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007