Русский космизм
В новом спектакле Мастерской Петра Фоменко «Фантазии Фарятьева» рушится стена между двумя мирами.
Действие пьесы, как все, наверное, помнят, разворачивается вокруг планируемой свадьбы Фарятьева и Саши. Сашина мама крайне рада этому событию, Фарятьев ей очень приятен. Единственное, что не так — его фантазии сродни сумасшествию, она опасается его расшатанных нервов и подозревает в нем склонность к нервному тику. Так вот, подобный диагноз, пожалуй, можно поставить всем персонажам спектакля.
Они абсолютно подтверждают теорию Фарятьева о том, что некогда человечество явилось с другой планеты. Каждый из них на своей галлюциногенной волне, направленной куда-то в космос. Связь с космосом у них бесспорная, связь друг с другом — на нуле. Они нервны, изломанны, и чрезвычайно уязвимы. У мамы синие волосы и выпученные глаза. Дочка Саша в исполнении Полины Кутеповой, словно не привыкшая к земной гравитации, с трудом удерживает равновесие — ноги в туфлях на каблуках все время как-то неловко подкашиваются. Яркие наряды, пергидрольная стрижка, затерянность в пространстве абсолютная. Она очаровательна в своей нелепости и создает впечатление, что подобное существо вовсе не нуждается ни в фарятьевых, ни в бедхудовых. Ее сестра Люба нервно восторженна и подвижна. Периодически распевные интонации героинь направлены куда-то далеко, словно, в попытке диалога не с тем, кто в двух метрах от тебя, а ни много, ни мало — со своими космическими собратьями.
Фарятьев наиболее земной из всех этих персонажей — все его фантазии в подметки не годятся этим смешным дамочкам, безостановочно суетящимся на сцене. Они сами —воплощение любой фантазии. Дети космоса, они то сливаются с желтыми в больших синих цветах стенами и проникают сквозь них, то подают сигналы внеземным цивилизациям, то общаются со своими отражениями и спрашивают их совета. Дело в том, что в первой части спектакля пространство поделено на две комнаты, задняя из которых — зазеркалье, в ней существуют актеры-дублеры — отражения главных персонажей.
Как только Фарятьев начинает фантазировать и делиться своей теорией, он, будто, ухватывает самую суть, разрушает своими фантазиями четко очерченные стены этого мира, выпускает этих чудаков на волю, и неземные персонажи, наконец, попадают в свое какое-то иноземное пространство. Выгородка разрушена, задняя стена комнаты становится проекцией, то визуально расширяющей пространство квартиры, то вообще превращающей его в космос.
Режиссер Вера Камышникова, долгое время работавшая с Петром Наумовичем, и художник Мария Трегубова, выпускница Дмитрия Крымова, создают причудливый фоменко-крымовский коктейль. Тонкая ирония, психологизм, напевность смешиваются тут гротеском и фантасмагорией. Фоменки «распевают» свои монологи в условиях по-крымовски безграничной образности. Тут бродят люди в скафандрах, появляется долговязая тетя Соня из Полоцка в огромных калошах и необъятная невеста в плюшевом костюме — две претендентки на место в квартире Фарятьева. Все вымыслы обретают плоть и попадают под увеличительное стекло.
Тут нет абсолютно никакой патетики и возвышенности — ни в теории Фарятьева, ни в чувствах, которые испытывают герои. Кажется, тут вообще нет любви: ни Фарятьева к Саше, ни Саши к Бедхудову. Каждый находится в заточении в своем скафандре, мечется, спотыкается, пытается докричаться до другого, но не может. Главное желание — твердо встать на ноги и быть услышанным. Фарятьев доказал космическое происхождение людей, но не смог отрегулировать сигнал, подаваемый в космос.
Они абсолютно подтверждают теорию Фарятьева о том, что некогда человечество явилось с другой планеты. Каждый из них на своей галлюциногенной волне, направленной куда-то в космос. Связь с космосом у них бесспорная, связь друг с другом — на нуле. Они нервны, изломанны, и чрезвычайно уязвимы. У мамы синие волосы и выпученные глаза. Дочка Саша в исполнении Полины Кутеповой, словно не привыкшая к земной гравитации, с трудом удерживает равновесие — ноги в туфлях на каблуках все время как-то неловко подкашиваются. Яркие наряды, пергидрольная стрижка, затерянность в пространстве абсолютная. Она очаровательна в своей нелепости и создает впечатление, что подобное существо вовсе не нуждается ни в фарятьевых, ни в бедхудовых. Ее сестра Люба нервно восторженна и подвижна. Периодически распевные интонации героинь направлены куда-то далеко, словно, в попытке диалога не с тем, кто в двух метрах от тебя, а ни много, ни мало — со своими космическими собратьями.
Фарятьев наиболее земной из всех этих персонажей — все его фантазии в подметки не годятся этим смешным дамочкам, безостановочно суетящимся на сцене. Они сами —воплощение любой фантазии. Дети космоса, они то сливаются с желтыми в больших синих цветах стенами и проникают сквозь них, то подают сигналы внеземным цивилизациям, то общаются со своими отражениями и спрашивают их совета. Дело в том, что в первой части спектакля пространство поделено на две комнаты, задняя из которых — зазеркалье, в ней существуют актеры-дублеры — отражения главных персонажей.
Как только Фарятьев начинает фантазировать и делиться своей теорией, он, будто, ухватывает самую суть, разрушает своими фантазиями четко очерченные стены этого мира, выпускает этих чудаков на волю, и неземные персонажи, наконец, попадают в свое какое-то иноземное пространство. Выгородка разрушена, задняя стена комнаты становится проекцией, то визуально расширяющей пространство квартиры, то вообще превращающей его в космос.
Режиссер Вера Камышникова, долгое время работавшая с Петром Наумовичем, и художник Мария Трегубова, выпускница Дмитрия Крымова, создают причудливый фоменко-крымовский коктейль. Тонкая ирония, психологизм, напевность смешиваются тут гротеском и фантасмагорией. Фоменки «распевают» свои монологи в условиях по-крымовски безграничной образности. Тут бродят люди в скафандрах, появляется долговязая тетя Соня из Полоцка в огромных калошах и необъятная невеста в плюшевом костюме — две претендентки на место в квартире Фарятьева. Все вымыслы обретают плоть и попадают под увеличительное стекло.
Тут нет абсолютно никакой патетики и возвышенности — ни в теории Фарятьева, ни в чувствах, которые испытывают герои. Кажется, тут вообще нет любви: ни Фарятьева к Саше, ни Саши к Бедхудову. Каждый находится в заточении в своем скафандре, мечется, спотыкается, пытается докричаться до другого, но не может. Главное желание — твердо встать на ноги и быть услышанным. Фарятьев доказал космическое происхождение людей, но не смог отрегулировать сигнал, подаваемый в космос.
Анастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007