«Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты
В Мастерской Фоменко поставили спектакль о мечтах зубного врача.
Пьеса Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007