«Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!
Старую пьесу Аллы Соколовой о зубном враче не от мира сего, влюбленном в одинокую учительницу музыки Александру, все прекрасно помнят по фильму Ильи Авербаха, где главные роли были у Андрея Миронова и Марины Нееловой
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007