«Старый карла был не прав!»
«Веселое имя Пушкин», сказал некогда Александр Блок, в один эпитет уложив национальное ощущение главного русского гения. Трагический поэт в силу контраста природ особо ценил веселье, которое Пушкин нес в себе — в отличие от абсолютного большинства русских литераторов.
К чему сия ламента?
Да вот, как ни странно, к премьере. Из «нашего всего» театр «Мастерская Петра Фоменко» выбрал для сценических опытов (еще при жизни своего основателя) поэму «Руслан и Людмила». И вот поставлен спектакль.
Где? В зрительском фойе. Для кого? Для детей и взрослых детей. То есть тех, кто не чужд игры в любом возрасте, включая семейный.
Режиссер и автор инсценировки Михаил Крылов не только обладает даром сценического чтения, но и читает прославленное до хрестоматийной тоски произведение веселыми глазами остроумца.
Что вышло? Пушкинская поэма задышала сценическим озорством, усугубилась в иронических интонациях, фольклорное начало радостно слилось с современностью. На богатырях вместо шлемов — пожарные колпаки и ведра, лошади их деревянные с гривами-швабрами, обольстительная дева носит тельняшку, седая борода колдуна подвязана множеством ленточек. Спектакль начинает сам Пушкин, кружась в пируэтах под собственные строфы, а потом срывая пышные бакенбарды ради роли рассказчика. Тут томно находчивая Людмила (Екатерина Смирнова), оголодав в садах Черномора, самозабвенно ест сосиску, самый яркий из «богатырей» — хазарский хан Ратмир (Федор Малышев) скачет чертом, уморительно прищелкивая кастаньетами. Тут золотым ручьем раскатываются под ноги зрителям апельсины, и в конце первого акта рассказчик возглашает: «Антракт! Едим апельсины!» Здесь как-то особо выпукло звучит фраза «…старый карла был не прав!». Здесь забавно придумана голова — гигантская парусина, раздуваемая ветром, с глазами и ртом. Здесь острые рисунки характеров — чувственная, цепкая Дева (Вера Строкова), карга Наина (Елена Ворончихина), гнус колдун (все тот же Крылов). Здесь Игорь Войнаровский наконец сыграл героя — самого Руслана, увальня, томящегося страстью. Здесь дышит юмором не только пластика, но даже бутафория спектакля.
Теперь сомнения. Не уверена, что надо разыгрывать и иллюстрировать каждую строчку поэмы: так недолго и в пародию впасть (некогда Константин Райкин гениально показывал абитуриента театрального вуза) или утомиться от собственной заботы, как не прискучить зрителю. А зритель-то юн, временами мал: от пяти, предположим, лет. И уже воспитан изощренным визуальным рядом Диснея и не только. Театр, требующий от такого зрителя развитого воображения и неослабного внимания, начинает на втором часу гаснуть, а вместо него под яростный шепот недовольных мамаш вспыхивают экранчики айфонов. Три часа самым изобретательным литературным театром внимания детей не удержать, тем более что изящные пушкинские фривольности аудитория младших школьников пока, на счастье, оценить не может. Зато она подхватывает пушкинские строфы, с удовольствием принимая вызов рассказчика.
Словом, желание сделать универсальный спектакль для всей семьи, сколь прекрасно, столь и прекраснодушно. Но если вашему отпрыску больше 8–9, лучше 11, а главное, если он/она обладает развитым чувством юмора — идите, смотрите и радуйтесь вместе. Премьера «Фоменок» возвратит вам театр как веселую игру и заставит ощутить заново прекрасный слог, никем не превзойденный
К чему сия ламента?
Да вот, как ни странно, к премьере. Из «нашего всего» театр «Мастерская Петра Фоменко» выбрал для сценических опытов (еще при жизни своего основателя) поэму «Руслан и Людмила». И вот поставлен спектакль.
Где? В зрительском фойе. Для кого? Для детей и взрослых детей. То есть тех, кто не чужд игры в любом возрасте, включая семейный.
Режиссер и автор инсценировки Михаил Крылов не только обладает даром сценического чтения, но и читает прославленное до хрестоматийной тоски произведение веселыми глазами остроумца.
Что вышло? Пушкинская поэма задышала сценическим озорством, усугубилась в иронических интонациях, фольклорное начало радостно слилось с современностью. На богатырях вместо шлемов — пожарные колпаки и ведра, лошади их деревянные с гривами-швабрами, обольстительная дева носит тельняшку, седая борода колдуна подвязана множеством ленточек. Спектакль начинает сам Пушкин, кружась в пируэтах под собственные строфы, а потом срывая пышные бакенбарды ради роли рассказчика. Тут томно находчивая Людмила (Екатерина Смирнова), оголодав в садах Черномора, самозабвенно ест сосиску, самый яркий из «богатырей» — хазарский хан Ратмир (Федор Малышев) скачет чертом, уморительно прищелкивая кастаньетами. Тут золотым ручьем раскатываются под ноги зрителям апельсины, и в конце первого акта рассказчик возглашает: «Антракт! Едим апельсины!» Здесь как-то особо выпукло звучит фраза «…старый карла был не прав!». Здесь забавно придумана голова — гигантская парусина, раздуваемая ветром, с глазами и ртом. Здесь острые рисунки характеров — чувственная, цепкая Дева (Вера Строкова), карга Наина (Елена Ворончихина), гнус колдун (все тот же Крылов). Здесь Игорь Войнаровский наконец сыграл героя — самого Руслана, увальня, томящегося страстью. Здесь дышит юмором не только пластика, но даже бутафория спектакля.
Теперь сомнения. Не уверена, что надо разыгрывать и иллюстрировать каждую строчку поэмы: так недолго и в пародию впасть (некогда Константин Райкин гениально показывал абитуриента театрального вуза) или утомиться от собственной заботы, как не прискучить зрителю. А зритель-то юн, временами мал: от пяти, предположим, лет. И уже воспитан изощренным визуальным рядом Диснея и не только. Театр, требующий от такого зрителя развитого воображения и неослабного внимания, начинает на втором часу гаснуть, а вместо него под яростный шепот недовольных мамаш вспыхивают экранчики айфонов. Три часа самым изобретательным литературным театром внимания детей не удержать, тем более что изящные пушкинские фривольности аудитория младших школьников пока, на счастье, оценить не может. Зато она подхватывает пушкинские строфы, с удовольствием принимая вызов рассказчика.
Словом, желание сделать универсальный спектакль для всей семьи, сколь прекрасно, столь и прекраснодушно. Но если вашему отпрыску больше 8–9, лучше 11, а главное, если он/она обладает развитым чувством юмора — идите, смотрите и радуйтесь вместе. Премьера «Фоменок» возвратит вам театр как веселую игру и заставит ощутить заново прекрасный слог, никем не превзойденный
Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007