Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизни
Любимчики есть всегда и везде, даже если речь идет всего лишь о литературных произведениях. Данная пьеса – из таких как раз: эту стихотворную комедию хоть и не проходят в школе, но в театрах ставят с завидной регулярностью с 1662 года, когда она была впервые сыграна в Париже.
В 2013 году режиссер Александр Хухлин поставил «Школу жен» на сцене «Табакерки». В 2014-м – в «Новой опере» прошла премьера одноименной (имеющей, правда, весьма отдаленное отношение к оригиналу) оперы-буфф Юрия Любимова. Теперь спектакль «Школа жен» стартовал на старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Режиссером его выступил Михаил Крылов. Он же исполнил в постановке и главную роль.
Что там происходит на сцене? Под голубыми и ажурными до кокетливости облаками разворачивается давно знакомая история, в которой богач Арнольф, пуще всего боящийся, что будущая жена наставит ему рога, сам берется за воспитание потенциальной супруги. Закрыв юную Агнессу в доме под присмотром слуг, он бережет ее наивность, невинность и местами даже глупость, потому как именно эти черты должны, по его мнению, укрепить в девушке добродетель.
Она, исполнена невиннейшего духа,
Спросила: точно ли детей родят из уха?
Однако все до поры, до времени. Потому как во всей этой истории есть многое от античного мифа про Пигмалиона, еще больше от «Домостроя», однако мольеровская героиня на фоменковской сцене даром что хрупка и миниатюрна дает прикурить всем, накануне свадьбы влюбившись в молодого повесу Ораса (Дмитрий Захаров), у которого в голове ни капли расчета, зато в сердце – море страсти.
Вера Строкова, уже запомнившаяся по постановке «Война и мир. Начало романа», в образе Агнессы совершенно обаятельна. То кукольно глупа, то женственно капризна, то – неожиданно – рассудительна. Пойди, удержи такую!
От этой мысли велик соблазн начать искать в постановке тонкие намеки и даже политический подтекст: мол, нет ли тут аллюзии на попытки власти воспитать правильного гражданина – человека без лишних потребностей и крамольных наклонностей? Но – лучше просто получать удовольствие и от сценографии Марии Митрофановой, и от хореографии Алишера Хасанова, и, конечно же, от игры как уже перечисленных, так и других – Елены Ворончихиной, Павла Яковлева, Ивана Верховых, Валюса Тертелиса и, безусловно, актера Игоря Войнаровского, сыгравшего Алена внушительных размеров и небольшого ума слугу Арнольфа. Последнего в день премьеры еще и дополнительно осыпали аплодисментами по случаю рождения дочери.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вера Строкова, исполнительница роли Агнессы в спектакле «Школа жен:
Мне кажется, что одна из главных причин популярности Школы жен“ заключается в вечном сюжете этой пьесы. История непростых отношений супругов актуальна всегда и везде, а особенно – в больших городах, где все происходит бурно, стремительно и непредсказуемо.В чем особенность конкретно нашей постановки? У нас в спектакле нет ничего, что выходило бы за рамки классического сюжета, однако мы попытались его немного осовременить как с помощью некоторых реплик, так и за счет сценографии и костюмов.
В 2013 году режиссер Александр Хухлин поставил «Школу жен» на сцене «Табакерки». В 2014-м – в «Новой опере» прошла премьера одноименной (имеющей, правда, весьма отдаленное отношение к оригиналу) оперы-буфф Юрия Любимова. Теперь спектакль «Школа жен» стартовал на старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Режиссером его выступил Михаил Крылов. Он же исполнил в постановке и главную роль.
Что там происходит на сцене? Под голубыми и ажурными до кокетливости облаками разворачивается давно знакомая история, в которой богач Арнольф, пуще всего боящийся, что будущая жена наставит ему рога, сам берется за воспитание потенциальной супруги. Закрыв юную Агнессу в доме под присмотром слуг, он бережет ее наивность, невинность и местами даже глупость, потому как именно эти черты должны, по его мнению, укрепить в девушке добродетель.
Она, исполнена невиннейшего духа,
Спросила: точно ли детей родят из уха?
Однако все до поры, до времени. Потому как во всей этой истории есть многое от античного мифа про Пигмалиона, еще больше от «Домостроя», однако мольеровская героиня на фоменковской сцене даром что хрупка и миниатюрна дает прикурить всем, накануне свадьбы влюбившись в молодого повесу Ораса (Дмитрий Захаров), у которого в голове ни капли расчета, зато в сердце – море страсти.
Вера Строкова, уже запомнившаяся по постановке «Война и мир. Начало романа», в образе Агнессы совершенно обаятельна. То кукольно глупа, то женственно капризна, то – неожиданно – рассудительна. Пойди, удержи такую!
От этой мысли велик соблазн начать искать в постановке тонкие намеки и даже политический подтекст: мол, нет ли тут аллюзии на попытки власти воспитать правильного гражданина – человека без лишних потребностей и крамольных наклонностей? Но – лучше просто получать удовольствие и от сценографии Марии Митрофановой, и от хореографии Алишера Хасанова, и, конечно же, от игры как уже перечисленных, так и других – Елены Ворончихиной, Павла Яковлева, Ивана Верховых, Валюса Тертелиса и, безусловно, актера Игоря Войнаровского, сыгравшего Алена внушительных размеров и небольшого ума слугу Арнольфа. Последнего в день премьеры еще и дополнительно осыпали аплодисментами по случаю рождения дочери.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вера Строкова, исполнительница роли Агнессы в спектакле «Школа жен:
Мне кажется, что одна из главных причин популярности Школы жен“ заключается в вечном сюжете этой пьесы. История непростых отношений супругов актуальна всегда и везде, а особенно – в больших городах, где все происходит бурно, стремительно и непредсказуемо.В чем особенность конкретно нашей постановки? У нас в спектакле нет ничего, что выходило бы за рамки классического сюжета, однако мы попытались его немного осовременить как с помощью некоторых реплик, так и за счет сценографии и костюмов.
Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007