В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»
Птицей-тройкой по бездорожью
Актер и режиссер Федор Малышев поставил сценическую композицию-фантазию на темы «Мертвых душ» Гоголя, вплетя в действие цитаты из Лермонтова, Пушкина, Чехова, русские народные песни, вариации музыкальных тем Шостаковича, Шнитке, Вагнера, Федорова. Сам режиссер сыграл кучера Селифана.
К счастью, «Мертвые души» Гоголя я читала до всякой школьной программы. И потому не по обязанности, а для удовольствия. В дедушкиной библиотеке стоял огромный том Гоголя, где мирно уживалась «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект», «Вечера на хуторе» и «Мертвые души». Забившись в папино кресло, вместо скучных уроков, ныряла в сказочный мир, цельный, витальный, населенный душами живыми и мертвыми, чертями и ведьмами, прокурорами и беглыми носами. Тарас встречал сыновей. Утопленница все пыталась найти мачеху-злодейку. Птица-тройка летела по замершему пространству в бесконечность, и трясся на родных ухабах мечтатель-пройдоха Чичиков. Кто это сказал, что Панночка не может гостить у Коробочки? А безносый майор Ковалев оказаться в родстве с Ноздревым?
Мир Гоголя в спектакле Федра Малышева это давнее детское восприятие актуализировал.
Птица-тройка, управляемая кучером-философом Селифаном (в роли кучера-конферансье сам Федор Малышев) едет именно что по тому, цельному и сказочному гоголевскому миру. Яркому, громкому, пестрому. Про который можно сказать словами поэта: «птица тебя рисовала или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала».
Цветной мир возникает в окружении черного мрака, в любую минуту этим мраком может быть поглощен. Но пока – жив, дышит, движется…
Панночка-Мария Андреева строит Селифану куры. Майор Ковалев-Михаил Крылов вступает в философские диспуты. А Башмачкин-Михаил Волох напрасно пытается найти свою новую шинель.
Чичиков-Дмитрий Захаров тут не только стремиться к приобретению мертвых душ, но и как настоящий философ-естествоиспытатель, пытается разобраться в физиономиях обитателей местности, куда привезла тройка и привела судьба. Ну, и рожи! – не приведи Господи!
Ошарашенно изучает бухарский халат Губернатора-Алексея Колубкова. Оранжевые бакенбарды Собакевича-Андрея Казакова, который как истинный медведь все наступает и наступает прямо на любимую мозоль собеседника. Моргает на огромный бант Манилова-Дмитрия Рудкова. Пятится от мощного торса культуриста Ноздрева-Владимира Свирского. И буквально цепенеет от извлеченной из недр каких-то бездонных карманов бутылочки кагору, которую ему протягивает Плюшкин-Томас Моцкус.
Рафинированные артисты Мастерской погрузились в этот мир балаганной свободы и яркости с радостной готовностью и акробатической лихостью.
В «…Душах» артисты Мастерской, вот уж точно – «с куражом» работают.
Давно на нашей сцене не был спектакля столь смешного и страшного, отчаянного и праздничного. Жесткий режиссерский каркас постановки расцвечен целым фейерверком актерских удач.
Полина Агуреева откровенно купается в сложном пластическом рисунке роли Коробочки. И она же демонстрирует высший класс мастерства биомеханики и ритма, показывая рождение-развитие и кульминацию сплетни в высшем обществе. Меняя поворот тела и интонации голоса, актриса не только создает ощущение сценического многоголосия губернской сплетни. Но и вызывает ассоциации сугубо современные.
Ба! Да это же Гоголь оказывается просто предвосхитил наши «обсуждения/шельмования в соцсетях», которые заканчиваются не раньше как после полного утопления последних проблесков здравого смысла. «На самом деле Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку». «Замышлял измену». «И вообще никакой он не Чичиков, а капитан Копейкин собственной персоной».
Какое, милые у нас тысячелетье на дворе? И почем ныне торгуют мертвые души? По десяти копеек? Или накинули по гривеннику? И как продают: поодиночке или оптом? «Как я все угадал» восклицал в восхищении Мастер у Михаила Булгакова. Гоголь, похоже, был бы совсем не рад непреходящей актуальности своего великого романа.
А сам Федор Малышев все стремится разгадать: как же совмещаются на нашей русской почве торговля мертвыми душами и строчки Лермонтова, в которых «звезда с звездою говорит»?… Пушкинский сарказм по поводу «свинцовых мерзостей» и его же категорическое: «ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю»?
Ну, что «поехали» закричал Чичиков, взмахнул рукой… «Извольте!» откликнулся Селифан. Едет-мчится птица-тройка, льется русская раздольная.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли»…
Источник: Театрал-онлайн
К счастью, «Мертвые души» Гоголя я читала до всякой школьной программы. И потому не по обязанности, а для удовольствия. В дедушкиной библиотеке стоял огромный том Гоголя, где мирно уживалась «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект», «Вечера на хуторе» и «Мертвые души». Забившись в папино кресло, вместо скучных уроков, ныряла в сказочный мир, цельный, витальный, населенный душами живыми и мертвыми, чертями и ведьмами, прокурорами и беглыми носами. Тарас встречал сыновей. Утопленница все пыталась найти мачеху-злодейку. Птица-тройка летела по замершему пространству в бесконечность, и трясся на родных ухабах мечтатель-пройдоха Чичиков. Кто это сказал, что Панночка не может гостить у Коробочки? А безносый майор Ковалев оказаться в родстве с Ноздревым?
Мир Гоголя в спектакле Федра Малышева это давнее детское восприятие актуализировал.
Птица-тройка, управляемая кучером-философом Селифаном (в роли кучера-конферансье сам Федор Малышев) едет именно что по тому, цельному и сказочному гоголевскому миру. Яркому, громкому, пестрому. Про который можно сказать словами поэта: «птица тебя рисовала или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала».
Цветной мир возникает в окружении черного мрака, в любую минуту этим мраком может быть поглощен. Но пока – жив, дышит, движется…
Панночка-Мария Андреева строит Селифану куры. Майор Ковалев-Михаил Крылов вступает в философские диспуты. А Башмачкин-Михаил Волох напрасно пытается найти свою новую шинель.
Чичиков-Дмитрий Захаров тут не только стремиться к приобретению мертвых душ, но и как настоящий философ-естествоиспытатель, пытается разобраться в физиономиях обитателей местности, куда привезла тройка и привела судьба. Ну, и рожи! – не приведи Господи!
Ошарашенно изучает бухарский халат Губернатора-Алексея Колубкова. Оранжевые бакенбарды Собакевича-Андрея Казакова, который как истинный медведь все наступает и наступает прямо на любимую мозоль собеседника. Моргает на огромный бант Манилова-Дмитрия Рудкова. Пятится от мощного торса культуриста Ноздрева-Владимира Свирского. И буквально цепенеет от извлеченной из недр каких-то бездонных карманов бутылочки кагору, которую ему протягивает Плюшкин-Томас Моцкус.
Рафинированные артисты Мастерской погрузились в этот мир балаганной свободы и яркости с радостной готовностью и акробатической лихостью.
В «…Душах» артисты Мастерской, вот уж точно – «с куражом» работают.
Давно на нашей сцене не был спектакля столь смешного и страшного, отчаянного и праздничного. Жесткий режиссерский каркас постановки расцвечен целым фейерверком актерских удач.
Полина Агуреева откровенно купается в сложном пластическом рисунке роли Коробочки. И она же демонстрирует высший класс мастерства биомеханики и ритма, показывая рождение-развитие и кульминацию сплетни в высшем обществе. Меняя поворот тела и интонации голоса, актриса не только создает ощущение сценического многоголосия губернской сплетни. Но и вызывает ассоциации сугубо современные.
Ба! Да это же Гоголь оказывается просто предвосхитил наши «обсуждения/шельмования в соцсетях», которые заканчиваются не раньше как после полного утопления последних проблесков здравого смысла. «На самом деле Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку». «Замышлял измену». «И вообще никакой он не Чичиков, а капитан Копейкин собственной персоной».
Какое, милые у нас тысячелетье на дворе? И почем ныне торгуют мертвые души? По десяти копеек? Или накинули по гривеннику? И как продают: поодиночке или оптом? «Как я все угадал» восклицал в восхищении Мастер у Михаила Булгакова. Гоголь, похоже, был бы совсем не рад непреходящей актуальности своего великого романа.
А сам Федор Малышев все стремится разгадать: как же совмещаются на нашей русской почве торговля мертвыми душами и строчки Лермонтова, в которых «звезда с звездою говорит»?… Пушкинский сарказм по поводу «свинцовых мерзостей» и его же категорическое: «ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю»?
Ну, что «поехали» закричал Чичиков, взмахнул рукой… «Извольте!» откликнулся Селифан. Едет-мчится птица-тройка, льется русская раздольная.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли»…
Источник: Театрал-онлайн
Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Белорус поборется с Брэдом Питтом за главную награду в КаннахНаталья Белохвостик, «Комсомольская правда», 23.05.2012
- Актер Владимир Свирский: Я пришел в Купаловский театр и понял, что сопьюсьАнастасия Лукьянова, «tyt.by», 19.05.2012