«Я ехал в свой самый глубокий ужас…»
От воспоминаний не уйти /
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время /
В Мастерской Петра Фоменко в камерном Сером зале на Старой сцене премьера спектакля «По ту сторону ветра». В основе постановки Майи Дороженко, выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), сочинения Романа Михайлова – математика, писателя и режиссера. Магические сказки, входящие в сборник «Ягоды», были написаны в разные годы. Отдельные тексты ранее уже использовали в фильмах и спектаклях, но все вместе они – безумие как способ изменить реальность.
Зритель постепенно погружается в воспоминания лирического героя, которые смешиваются и в конце концов трансформируются в это самое безумие.
«Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно…»
Мужчина (Владимир Топцов) оказывается у развалин дома. Полный воспоминаний, он встречается с мальчиком (Доминик Мара, Владислав Ташбулатов), а по сути – с самим собой, и ведет диалог со своим внутренним Я – тем юным счастливым и еще не познавшим жизни мальчишкой. И бесконечное количество вопросов, на которые едва ли можно найти ответы, буквально сводит его с ума. Но особую роль во всей этой истории играет мама (Мария Большова, Александра Кесельман), которая одержима идеей птиц-ангелов, у которых «зрение неотделимо от мысли, а мысль неотделима от любви». И именно ее широко раскрытые глаза и дают зрителю понять, что в воздухе витает безумие…
«Я – серый камень? Знаешь. Серый – это в какой-то степени красиво. Я – бетонная стена, пошедшая трещинами и разваливающаяся на куски. Это не тот серый. Словно туман над морем. Это очень красиво!»
А дальше череда событий, которые стремительно сменяют друг друга – история всей жизни того самого мужчины, не столько дает понять, почему он на закате жизни стал серым, как камень, сколько погружают, скорее, во внутренний мир человека, полного страхов и надежд: «Я вижу один сон, будто я умер. А потом я просыпаюсь и боюсь…»
- Тебе страшно?
Да.
Почему?
Потому что я один.
Но сейчас ты не один. Не надо бояться ничего. Не надо бояться.
В течение всей постановки много раз мы будем слышать от действующих лиц, что ничего не надо бояться. Но так ли просто справиться с внутренним напряжением? Что вообще такое страх? Защитная реакция организма? Или внутренняя преграда на пути к новым достижениям? Как долго можно жить в страхе и не сойти с ума? Жить, а не проживать? Не мучиться кошмарами по ночам?
«Если долго дуть, как ветер, то в голове все меняется и наполняется воздухом…»
А что вы скажете про воспоминания? Они делают нас сильнее или убивают? Какую роль вообще они играют в жизни человека? Почему нельзя жить здесь и сейчас? Зачем все время оборачиваться и смотреть назад? Ведь прошлого все равно не вернуть. Зачем отравлять свою жизнь стремлением к тому, что никогда не повторится? Не лучше ли извлечь уроки и идти дальше?
«Грусть твоя шипит. Раньше в тебе была свобода, ты чувствовал движение ветра. Ты слишком долго боялся и превратился в серый камень…»
Все в этом безумном мире абсурдно. Стоит ли искать смысл там, где царят воспоминания? Войны, эпидемии… Человечество прошло много испытаний и впереди еще немало, но главная борьба всегда разворачивается внутри каждого конкретного человека. Борьба, где выигрывает тот, кто не сойдет с ума.
«Вне войны трудно жить. Трудно разбирать, что хорошее, а что плохое. Не знаешь, от кого ждать добра, от кого – зла…»
Лаконичные декорации Азизы Кадыри не случайно серы. Они, как сама жизнь, которую красками наполняет каждый отдельно взятый персонаж. Недаром у Мальчика красная куртка – он, как яркое пятно, которому еще только предстоит превратиться в серый камень и раствориться в толпе. А у чуть больше познавшего жизнь диджея (Кирилл Корнейчук) красными остались только носки. Урод (Рифат Аляутдинов) в прозрачном белом дождевике. Но так ли прекрасна его душа? Или печать уродства лежит не только на его лице? Со временем краски меркнут. И вот уже у Мужчины остается цветным лишь шарф, но и тот бледно бирюзового цвета, словно море, где он некогда жил и о чем сохранил свои лучшие воспоминания…
«Жизнь – она же не контролируется, она направляется. Нужно открывать то, что обычно боишься открывать…»
Текст Романа Михайлова невероятно глубок. Каждая реплика действующих лиц наполнена смыслом настолько, что врезается в память и сердце, отзываясь толикой воспоминаний и невольно подталкивая к размышлениям. Образно и лаконично звучат многие фразы героев, и в голове возникает словно математическая формула, в которую нужно лишь подставить определенные значения из собственной жизни, чтобы найти верное решение.
Но тем не менее «от всего не убежать. Можно забыть, но… Воспоминания сдуло ветром. Где они сейчас? Я не знаю. Я шел туда… Сюда больше никто не вернется. Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно, только воспоминаемому добавлен тонкий звук – мой друг Ветер…» И ведь действительно нельзя ничего вернуть, то, что остается в памяти – может жить только там, и то – до поры до времени. А мы все так же смотрим на мир через то же «окно», но сквозь призму собственных воспоминаний.
Источник: МИР24
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время /
В Мастерской Петра Фоменко в камерном Сером зале на Старой сцене премьера спектакля «По ту сторону ветра». В основе постановки Майи Дороженко, выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), сочинения Романа Михайлова – математика, писателя и режиссера. Магические сказки, входящие в сборник «Ягоды», были написаны в разные годы. Отдельные тексты ранее уже использовали в фильмах и спектаклях, но все вместе они – безумие как способ изменить реальность.
Зритель постепенно погружается в воспоминания лирического героя, которые смешиваются и в конце концов трансформируются в это самое безумие.
«Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно…»
Мужчина (Владимир Топцов) оказывается у развалин дома. Полный воспоминаний, он встречается с мальчиком (Доминик Мара, Владислав Ташбулатов), а по сути – с самим собой, и ведет диалог со своим внутренним Я – тем юным счастливым и еще не познавшим жизни мальчишкой. И бесконечное количество вопросов, на которые едва ли можно найти ответы, буквально сводит его с ума. Но особую роль во всей этой истории играет мама (Мария Большова, Александра Кесельман), которая одержима идеей птиц-ангелов, у которых «зрение неотделимо от мысли, а мысль неотделима от любви». И именно ее широко раскрытые глаза и дают зрителю понять, что в воздухе витает безумие…
«Я – серый камень? Знаешь. Серый – это в какой-то степени красиво. Я – бетонная стена, пошедшая трещинами и разваливающаяся на куски. Это не тот серый. Словно туман над морем. Это очень красиво!»
А дальше череда событий, которые стремительно сменяют друг друга – история всей жизни того самого мужчины, не столько дает понять, почему он на закате жизни стал серым, как камень, сколько погружают, скорее, во внутренний мир человека, полного страхов и надежд: «Я вижу один сон, будто я умер. А потом я просыпаюсь и боюсь…»
- Тебе страшно?
Да.
Почему?
Потому что я один.
Но сейчас ты не один. Не надо бояться ничего. Не надо бояться.
В течение всей постановки много раз мы будем слышать от действующих лиц, что ничего не надо бояться. Но так ли просто справиться с внутренним напряжением? Что вообще такое страх? Защитная реакция организма? Или внутренняя преграда на пути к новым достижениям? Как долго можно жить в страхе и не сойти с ума? Жить, а не проживать? Не мучиться кошмарами по ночам?
«Если долго дуть, как ветер, то в голове все меняется и наполняется воздухом…»
А что вы скажете про воспоминания? Они делают нас сильнее или убивают? Какую роль вообще они играют в жизни человека? Почему нельзя жить здесь и сейчас? Зачем все время оборачиваться и смотреть назад? Ведь прошлого все равно не вернуть. Зачем отравлять свою жизнь стремлением к тому, что никогда не повторится? Не лучше ли извлечь уроки и идти дальше?
«Грусть твоя шипит. Раньше в тебе была свобода, ты чувствовал движение ветра. Ты слишком долго боялся и превратился в серый камень…»
Все в этом безумном мире абсурдно. Стоит ли искать смысл там, где царят воспоминания? Войны, эпидемии… Человечество прошло много испытаний и впереди еще немало, но главная борьба всегда разворачивается внутри каждого конкретного человека. Борьба, где выигрывает тот, кто не сойдет с ума.
«Вне войны трудно жить. Трудно разбирать, что хорошее, а что плохое. Не знаешь, от кого ждать добра, от кого – зла…»
Лаконичные декорации Азизы Кадыри не случайно серы. Они, как сама жизнь, которую красками наполняет каждый отдельно взятый персонаж. Недаром у Мальчика красная куртка – он, как яркое пятно, которому еще только предстоит превратиться в серый камень и раствориться в толпе. А у чуть больше познавшего жизнь диджея (Кирилл Корнейчук) красными остались только носки. Урод (Рифат Аляутдинов) в прозрачном белом дождевике. Но так ли прекрасна его душа? Или печать уродства лежит не только на его лице? Со временем краски меркнут. И вот уже у Мужчины остается цветным лишь шарф, но и тот бледно бирюзового цвета, словно море, где он некогда жил и о чем сохранил свои лучшие воспоминания…
«Жизнь – она же не контролируется, она направляется. Нужно открывать то, что обычно боишься открывать…»
Текст Романа Михайлова невероятно глубок. Каждая реплика действующих лиц наполнена смыслом настолько, что врезается в память и сердце, отзываясь толикой воспоминаний и невольно подталкивая к размышлениям. Образно и лаконично звучат многие фразы героев, и в голове возникает словно математическая формула, в которую нужно лишь подставить определенные значения из собственной жизни, чтобы найти верное решение.
Но тем не менее «от всего не убежать. Можно забыть, но… Воспоминания сдуло ветром. Где они сейчас? Я не знаю. Я шел туда… Сюда больше никто не вернется. Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно, только воспоминаемому добавлен тонкий звук – мой друг Ветер…» И ведь действительно нельзя ничего вернуть, то, что остается в памяти – может жить только там, и то – до поры до времени. А мы все так же смотрим на мир через то же «окно», но сквозь призму собственных воспоминаний.
Источник: МИР24
Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019