«…Та ниточка, что связывает души»
В самый разгар лета, когда театральный сезон уже закончен и на сцену лишь изредка поднимаются гастролирующие труппы, театралы получили уникальную возможность увидеть спектакль легендарной труппы театра «Мастерская Петра Фоменко».
В рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли — 2015» актеры труппы впервые посетили столицу Башкортостана. 7 и 8 июля зрители увидели спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» в постановке Петра Фоменко на сцене Русского драмтеатра, а 10 и 11 июля на сцене татарского театра «Нур» коллектив показал спектакль «Последние свидания» — композицию по рассказам Ивана Бунина «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Любовь бунинских персонажей трогательна, наивна, но, в то же время полна отчаяния. Они будто хотят любить, но не успевают. Чувства одолевают их, оголяя душу, как нерв. В постановке Юрия Титова актеры не просто играют любовные истории с печальным концом, они недоговаривают зрителю что-то важное, то, что сокрыто в глубине душ их героев. Они хотят кричать о своей любви на весь мир, но могут лишь шептать о ней в прокуренных вагонах поезда, в убранствах гостиничных номеров и покоях некогда счастливого дома.
Четыре истории, четыре зарисовки, которые сменяют друг друга, будто кадры кинофильма. Из декораций — лишь стена-трансформер, в которой распахиваются и захлопываются двери и окна: в них растворяются герои, то исчезая, то вновь появляясь. Эта стена своего рода портал, куда хотят спрятаться персонажи от окружающих их людей и собственных чувств. Но парадокс их бытия состоит в том, что как бы они не хотели скрыться, убежать, исчезнуть они вынуждены возвращаться в реальность вновь и вновь, пока их роль не будет сыграна до конца. Мы видим метания юного Виталия Мещерского, который, как ему кажется, влюблен сразу в двух женщин; безысходность ловеласа Глебова, который на короткий миг обрел свою любовь, а затем в одночасье потерял ее. За душевными переживаниями этих героев зритель будто подглядывает через распахнутые окна сценических декораций. За ними — то барная стойка гостиницы, то купе идущего поезда, то комната тайных встреч юных любовников. Каждая сцена подчеркнута своей особенной деталью — вспышками фонарей, раскатами молний и яркими лучами солнечного света, которые придают действию дополнительную динамику.
Лейтмотивом спектакля звучит тема необходимости обретения любви. Все мужские персонажи постановки стремились найти ее, судьба наградила их возможностью испытать это чувство, но волею судьбы или случая они не смогли по достоинству оценить его, сохранить, сберечь. Одну из возлюбленных застрелил любовник, другая скончалась в мучительных родах, а третья просто растворилась в оживленном городе. И лишь простой прохожий, томимый в начале своего знакомства с девицей легкого поведения Полькой только похотью, сумел разглядеть в ней свою любовь и решиться сделать шаг навстречу своему счастью.
Несмотря на глубокую философскую ноту, спектакль на удивление легок. Искрометный юмор и вводимые режиссером дополнительные персонажи вносят в классический бунинский сюжет долю современности и воздушности.
— Меня до глубины души тронул спектакль, — делится своими впечатлениями зритель Ирина Николаева, — я очень люблю театр, и стараюсь не пропускать ни одной постановки наших местных трупп, так что меня смело можно назвать театралом со стажем. Но «Последние свидания» меня действительно удивили. В этом спектакле все гармонично, и юмор, и драма, разворачивающиеся в жизни героев. После постановки я посмотрела на Бунина с другой стороны, захотелось взять «Темные аллеи» и перечитать, быть может, поняв все по-другому.
В спектакле «Последние свидания» говорится еще об одной важной вещи — когда человек утрачивает, казалось бы, все жизненные ценности, с ним все же остается одна из них — воспоминания, которые он хранит в своем сердце. Они могут быть яркими или мучительными и разъедающими душу, но они навсегда с ним.
В рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли — 2015» актеры труппы впервые посетили столицу Башкортостана. 7 и 8 июля зрители увидели спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» в постановке Петра Фоменко на сцене Русского драмтеатра, а 10 и 11 июля на сцене татарского театра «Нур» коллектив показал спектакль «Последние свидания» — композицию по рассказам Ивана Бунина «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Любовь бунинских персонажей трогательна, наивна, но, в то же время полна отчаяния. Они будто хотят любить, но не успевают. Чувства одолевают их, оголяя душу, как нерв. В постановке Юрия Титова актеры не просто играют любовные истории с печальным концом, они недоговаривают зрителю что-то важное, то, что сокрыто в глубине душ их героев. Они хотят кричать о своей любви на весь мир, но могут лишь шептать о ней в прокуренных вагонах поезда, в убранствах гостиничных номеров и покоях некогда счастливого дома.
Четыре истории, четыре зарисовки, которые сменяют друг друга, будто кадры кинофильма. Из декораций — лишь стена-трансформер, в которой распахиваются и захлопываются двери и окна: в них растворяются герои, то исчезая, то вновь появляясь. Эта стена своего рода портал, куда хотят спрятаться персонажи от окружающих их людей и собственных чувств. Но парадокс их бытия состоит в том, что как бы они не хотели скрыться, убежать, исчезнуть они вынуждены возвращаться в реальность вновь и вновь, пока их роль не будет сыграна до конца. Мы видим метания юного Виталия Мещерского, который, как ему кажется, влюблен сразу в двух женщин; безысходность ловеласа Глебова, который на короткий миг обрел свою любовь, а затем в одночасье потерял ее. За душевными переживаниями этих героев зритель будто подглядывает через распахнутые окна сценических декораций. За ними — то барная стойка гостиницы, то купе идущего поезда, то комната тайных встреч юных любовников. Каждая сцена подчеркнута своей особенной деталью — вспышками фонарей, раскатами молний и яркими лучами солнечного света, которые придают действию дополнительную динамику.
Лейтмотивом спектакля звучит тема необходимости обретения любви. Все мужские персонажи постановки стремились найти ее, судьба наградила их возможностью испытать это чувство, но волею судьбы или случая они не смогли по достоинству оценить его, сохранить, сберечь. Одну из возлюбленных застрелил любовник, другая скончалась в мучительных родах, а третья просто растворилась в оживленном городе. И лишь простой прохожий, томимый в начале своего знакомства с девицей легкого поведения Полькой только похотью, сумел разглядеть в ней свою любовь и решиться сделать шаг навстречу своему счастью.
Несмотря на глубокую философскую ноту, спектакль на удивление легок. Искрометный юмор и вводимые режиссером дополнительные персонажи вносят в классический бунинский сюжет долю современности и воздушности.
— Меня до глубины души тронул спектакль, — делится своими впечатлениями зритель Ирина Николаева, — я очень люблю театр, и стараюсь не пропускать ни одной постановки наших местных трупп, так что меня смело можно назвать театралом со стажем. Но «Последние свидания» меня действительно удивили. В этом спектакле все гармонично, и юмор, и драма, разворачивающиеся в жизни героев. После постановки я посмотрела на Бунина с другой стороны, захотелось взять «Темные аллеи» и перечитать, быть может, поняв все по-другому.
В спектакле «Последние свидания» говорится еще об одной важной вещи — когда человек утрачивает, казалось бы, все жизненные ценности, с ним все же остается одна из них — воспоминания, которые он хранит в своем сердце. Они могут быть яркими или мучительными и разъедающими душу, но они навсегда с ним.
Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012