Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король
Премьера «Короля Лира» в «Мастерской Петра Фоменко» – достаточно неожиданное репертуарное явление, почти оксюморон. Не то чтобы «фоменки» никогда не брались за трагический материал, но столь хрестоматийного и мрачного выбора, можно сказать, и не было. Наверное, поэтому режиссером выступил не только Евгений Каменькович, но и ведущие актеры, занятые в премьере, – Карэн Бадалов и Юрий Буторин, совсем не ученик Петра Фоменко. В роли Хора – молодые артисты из новой стажерской группы театра. И это тоже многое объясняет, как настоящий педагог, худрук Каменькович старается выбирать для большой сцены материал многонаселенный, чтобы было, где занимать все будущее пополнение труппы.
Нельзя не заметить, что именно в этом сезоне театры взялись и за «Макбета». Казалось бы, и так не сходящие с репертуаров названия вновь востребованы. Остается ответить на вопрос «почему?», но, к сожалению, как раз премьера «фоменок» не дает исчерпывающего ответа. В «Мастерской Фоменко» за 25 лет ее существования имя Шекспира на афишах появлялось трижды, но все в комедийном жанре: «Двенадцатая ночь», «Сказка Арденнского леса» (по пьесе «Как вам это понравится») и, конечно, «Сон в летнюю ночь». «Новая постановка в Мастерской“ – первое обращение театра к трагическому наследию Великого барда» – так представляет ее сам театр.
Главное, что дает премьере беспроигрышную свежесть, – перевод Осии Сороки, в российском театре, как ни странно, все еще из разряда редкого и новаторского, несмотря на давность. Хулиганский, «грязный», язвительный, такой, в котором поэзия оборачивается своей неприглядной изнанкой, чтобы вскрыть доселе прикрытые иносказательным флером смыслы и словно обнажить правду. Контрапунктом к этому «языку» – белоснежные одеяния с воздушными воротничками королевской четы на фоне белого же остова королевства, которое Лир буквальным образом тянет канатами на своих старых плечах и хочет поделить тяжкую ношу сначала на три части, но, оскорбившись холодностью младшей дочери, делит на две – между старшими. Напротив, все отрицательные и ниже рангом персонажи, как и второстепенные – свита короля, – сугубо в черном, и только шуту (Александр Мичков) позволено выпадать из цельной картины своей красно-серой, раздражающей глаз расцветкой (художник по костюмам Мария Боровская).
Александр Боровский придумывает полукруглую подвижную платформу, напоминающую отдаленно в том числе и конструкцию шекспировского театра «Глобус». Ее лаконичное, ярко освещенное пространство для игры тонет в темноте пустой сцены, как пропадает в смуте когда-то счастливая семья Лира. То на авансцену, то в ее глубину временами опускается устрашающий черный фальш-занавес из змеящихся лент. Он будет скрывать плетущиеся в замках интриги, а сквозь него за ними будут подглядывать, и наконец создаст настоящую визуальную иллюзию масштабной битвы между Францией и Британией.
Сюжет трагедии будет сопровождать бродячий оркестр – замечательное решение, подчеркивающее аутентичность всего оформления. Фоменковская легкость – уже в первых звуках музыки, под которые кружится Корделия, выбирая то одного, то другого рыцаря-глашатая из свиты короля, а те ее кружат, будто укачивают ребенка. Такая она и есть – с ангельским лицом еще совсем юной дивы. Корделия Дарьи Коныжевой (это первая и многообещающая роль вчерашней студентки ГИТИСа в «Мастерской») – беззащитная, с трогательной скругленной спиной и обрезанными по-школьному волосами, с чистым и глубоким взглядом и по-детски упрямая, когда доказывает отцу свое к нему не отравленное лестью, но сердечное отношение. Точное, портретное попадание в роль. У младшей дочери Лира и так немного реплик, но здесь они будто не нужны вовсе – столь говорящей оказывается наивная и девственная природа актрисы. Не все столь однозначно с другими дочерьми. Как всегда, пленительна и в жестах, и в интонациях Полина Кутепова, теперь Гонерилья, отчасти копирует ее в женском обаянии Серафима Огарева – Регана (в какой-то момент подмечаешь кудрявость обоих – в противовес прямолинейности Корделии даже в прическе). Но кто они – разъяренные Эринии или жертвы собственного заговора? И как, в сущности, они проходят свой путь – от белоснежных нимф до мятущихся фурий? Шлейф вопросов оставляет и Лир Карэна Бадалова… Его восточная изящность – особая пряность в этом печальном и в то же время ироничном образе. Именно эту фирменную ноту театра – светлой печали и разоблачающей иронии – Евгений Каменькович, к счастью, проводит сквозь все действие, такой, например, едко-ироничный и справедливый добряк герцог Олбани, каким его играет Алексей Колубков. Но бесстрастность «исторической хроники», которая выбрана стилем этого «Короля Лира», лишает его того накала трагедии, что рождает особое зрительское сопереживание. Да и не свойственно это труппе «фоменок» – играть крупно, наотмашь!
Вот и режиссерские кунштюки в «Короле Лире», несмотря на постановочный объем каждого персонажа, особенно в смысле внешней обрисовки характера и подачи текста, во многом касаются «сигнальных» деталей. Так, Эдмунду, побочному сыну советника Лира Глостера (Андрей Миххалев) с внешностью плейбоя – тут уж не приходится сомневаться, почему Гонерилья и Регана убивают друг друга в борьбе за обладание им, – как завершающий штрих образа злодея придуман черный, словно отравленный ядом, язык. Когда Гонерилья Полины Кутеповой решается убрать со своей дороги сестру-соперницу, то символично надевает красные кожаные перчатки. А когда она же еще только вступает на пагубный путь и плетет интригу против короля-отца, то прыгая белой козочкой с одних подмостков на другие, то есть с одной части королевства на другую, желая подмять под себя все и всех, то в предзнаменование оступается, а слово «власть» ее неизменно душит. Да и вся сценическая картина в цвете недвусмысленно разделяет шекспировский мир на черное и белое.
Новые лица у «фоменок» сулят и новые актерские открытия. В конце прошлого сезона Юрию Титову, который давно уже был принят в труппу, Евгений Каменькович доверил главную роль паренька, ставящего эксперимент на собственной жизни, в «Легком дыхании» по пьесе несколько подзабытого сегодня драматурга 90-х Петра Гладилина. В «Короле Лире» актер не без успеха исполняет роль обманутого Эдгара, который перевоплощается в юродствующего «бедного Тома». Его чрезвычайная подвижность мимики вслед за динамикой характера вносит новые, даже отличные краски в фоменковский ансамбль. С его Эдгаром–Томом, который, конечно, «зеркало» для безумствующего Лира, связана идея, ярче всего в этой интерпретации проявленная. Эпиграфом, предпосланным к постановке, взяты последние строки пьесы в переводе Льва Толстого:«Мы должны повиноваться тяжести печального времени и высказать то, что чувствуем, а не то, что должны сказать». И мысль приходит о том, что в самые темные времена юродство – единственное спасение человеческой души от «пустосердия» и черноты мира, который стал укладываться в окружность трех слов – ложь, клевета, тюрьма.
Источник: «Независимая газета»
Нельзя не заметить, что именно в этом сезоне театры взялись и за «Макбета». Казалось бы, и так не сходящие с репертуаров названия вновь востребованы. Остается ответить на вопрос «почему?», но, к сожалению, как раз премьера «фоменок» не дает исчерпывающего ответа. В «Мастерской Фоменко» за 25 лет ее существования имя Шекспира на афишах появлялось трижды, но все в комедийном жанре: «Двенадцатая ночь», «Сказка Арденнского леса» (по пьесе «Как вам это понравится») и, конечно, «Сон в летнюю ночь». «Новая постановка в Мастерской“ – первое обращение театра к трагическому наследию Великого барда» – так представляет ее сам театр.
Главное, что дает премьере беспроигрышную свежесть, – перевод Осии Сороки, в российском театре, как ни странно, все еще из разряда редкого и новаторского, несмотря на давность. Хулиганский, «грязный», язвительный, такой, в котором поэзия оборачивается своей неприглядной изнанкой, чтобы вскрыть доселе прикрытые иносказательным флером смыслы и словно обнажить правду. Контрапунктом к этому «языку» – белоснежные одеяния с воздушными воротничками королевской четы на фоне белого же остова королевства, которое Лир буквальным образом тянет канатами на своих старых плечах и хочет поделить тяжкую ношу сначала на три части, но, оскорбившись холодностью младшей дочери, делит на две – между старшими. Напротив, все отрицательные и ниже рангом персонажи, как и второстепенные – свита короля, – сугубо в черном, и только шуту (Александр Мичков) позволено выпадать из цельной картины своей красно-серой, раздражающей глаз расцветкой (художник по костюмам Мария Боровская).
Александр Боровский придумывает полукруглую подвижную платформу, напоминающую отдаленно в том числе и конструкцию шекспировского театра «Глобус». Ее лаконичное, ярко освещенное пространство для игры тонет в темноте пустой сцены, как пропадает в смуте когда-то счастливая семья Лира. То на авансцену, то в ее глубину временами опускается устрашающий черный фальш-занавес из змеящихся лент. Он будет скрывать плетущиеся в замках интриги, а сквозь него за ними будут подглядывать, и наконец создаст настоящую визуальную иллюзию масштабной битвы между Францией и Британией.
Сюжет трагедии будет сопровождать бродячий оркестр – замечательное решение, подчеркивающее аутентичность всего оформления. Фоменковская легкость – уже в первых звуках музыки, под которые кружится Корделия, выбирая то одного, то другого рыцаря-глашатая из свиты короля, а те ее кружат, будто укачивают ребенка. Такая она и есть – с ангельским лицом еще совсем юной дивы. Корделия Дарьи Коныжевой (это первая и многообещающая роль вчерашней студентки ГИТИСа в «Мастерской») – беззащитная, с трогательной скругленной спиной и обрезанными по-школьному волосами, с чистым и глубоким взглядом и по-детски упрямая, когда доказывает отцу свое к нему не отравленное лестью, но сердечное отношение. Точное, портретное попадание в роль. У младшей дочери Лира и так немного реплик, но здесь они будто не нужны вовсе – столь говорящей оказывается наивная и девственная природа актрисы. Не все столь однозначно с другими дочерьми. Как всегда, пленительна и в жестах, и в интонациях Полина Кутепова, теперь Гонерилья, отчасти копирует ее в женском обаянии Серафима Огарева – Регана (в какой-то момент подмечаешь кудрявость обоих – в противовес прямолинейности Корделии даже в прическе). Но кто они – разъяренные Эринии или жертвы собственного заговора? И как, в сущности, они проходят свой путь – от белоснежных нимф до мятущихся фурий? Шлейф вопросов оставляет и Лир Карэна Бадалова… Его восточная изящность – особая пряность в этом печальном и в то же время ироничном образе. Именно эту фирменную ноту театра – светлой печали и разоблачающей иронии – Евгений Каменькович, к счастью, проводит сквозь все действие, такой, например, едко-ироничный и справедливый добряк герцог Олбани, каким его играет Алексей Колубков. Но бесстрастность «исторической хроники», которая выбрана стилем этого «Короля Лира», лишает его того накала трагедии, что рождает особое зрительское сопереживание. Да и не свойственно это труппе «фоменок» – играть крупно, наотмашь!
Вот и режиссерские кунштюки в «Короле Лире», несмотря на постановочный объем каждого персонажа, особенно в смысле внешней обрисовки характера и подачи текста, во многом касаются «сигнальных» деталей. Так, Эдмунду, побочному сыну советника Лира Глостера (Андрей Миххалев) с внешностью плейбоя – тут уж не приходится сомневаться, почему Гонерилья и Регана убивают друг друга в борьбе за обладание им, – как завершающий штрих образа злодея придуман черный, словно отравленный ядом, язык. Когда Гонерилья Полины Кутеповой решается убрать со своей дороги сестру-соперницу, то символично надевает красные кожаные перчатки. А когда она же еще только вступает на пагубный путь и плетет интригу против короля-отца, то прыгая белой козочкой с одних подмостков на другие, то есть с одной части королевства на другую, желая подмять под себя все и всех, то в предзнаменование оступается, а слово «власть» ее неизменно душит. Да и вся сценическая картина в цвете недвусмысленно разделяет шекспировский мир на черное и белое.
Новые лица у «фоменок» сулят и новые актерские открытия. В конце прошлого сезона Юрию Титову, который давно уже был принят в труппу, Евгений Каменькович доверил главную роль паренька, ставящего эксперимент на собственной жизни, в «Легком дыхании» по пьесе несколько подзабытого сегодня драматурга 90-х Петра Гладилина. В «Короле Лире» актер не без успеха исполняет роль обманутого Эдгара, который перевоплощается в юродствующего «бедного Тома». Его чрезвычайная подвижность мимики вслед за динамикой характера вносит новые, даже отличные краски в фоменковский ансамбль. С его Эдгаром–Томом, который, конечно, «зеркало» для безумствующего Лира, связана идея, ярче всего в этой интерпретации проявленная. Эпиграфом, предпосланным к постановке, взяты последние строки пьесы в переводе Льва Толстого:«Мы должны повиноваться тяжести печального времени и высказать то, что чувствуем, а не то, что должны сказать». И мысль приходит о том, что в самые темные времена юродство – единственное спасение человеческой души от «пустосердия» и черноты мира, который стал укладываться в окружность трех слов – ложь, клевета, тюрьма.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012