Шумит ветер приключений
Внешне многоплановый, полифоничный, сложный. А внутренне – очень искренний, настоянный на юношеских мечтах. Именно таким в 2017 году получился спектакль «Капитан Фракасс» у Евгения Каменьковича.
Любимый роман детства – и надо же было продраться сквозь описания замка и хора наглых лягушек туда, где звенят шпаги и шумит ветер приключений. Никакого морализаторства и рефлексии! Здесь правит авантюризм, мужество и рыцарский кодекс чести. Роман XIX века французского прозаика и поэта Теофиля Готье рассказывает историю барона де Сигоньяка, однажды променявшего скуку в разорённом замке на жизнь актёра под длинноносой маской Капитана Фракасса (читай: бахвала). Разумеется, не без вмешательства большой любви. Всё в духе романтизма, «завтракающего одой и обедающего балладой»: если нищета, то тотальная, если любовь – то абсолютная, не требующая взаимности. Чувство де Сигоньяка ответно, но на дворе 1611 год, а в роли возлюбленной самоотверженная инженю, ставящая честь доброго имени выше чувственных желаний. Вот и скитается герой по дорогам Франции вместе с труппой актёров, собирающей то хлебные ангары простолюдинов, то вдруг самый цвет нации. Под маской скрывается не человек, а собирательный образ – такова комедия дель арте, где Сигоньяку достаётся роль ничтожного хвастливого купчишки, получающего в простонародной буффонаде лишь пинки да насмешки. А за сценой он продолжает быть рыцарем своей Изабеллы, которая вскоре становится предметом притязаний очень знатного герцога.
Первое, что в постановке Евгения Каменьковича привлекает внимание, – дорога. Это пьеса-движение. Движение к лучшей жизни, как у де Сигоньяка, или движение как смысл этой жизни – в случае с разбойниками Огастеном и Чикитой или актёрами. Вот они уезжают на подиуме, браво распевая куплеты на мотив «Братца Якоба», а вот они снова на сцене и уже другой подиум везёт их вперёд. Дорога-серпантин, полная извилистых путей с крутыми поворотами. Она временно отнимает у труппы то одного, то другого собрата и навечно забирает прежнего Капитана – Матамора. Но настроение всегда артистичное, а повозка и дни катятся вперёд – в Париж, где любые таланты находят применение. Да, талантами постановка богата. Богата живой, оригинальной музыкой композитора Николая Орловского. Оркестр здесь – полноправный участник действия. Вместо наивной простушки, «доброй, скромной и робкой» Изабеллы Мария Большова показывает нам уверенную барышню, чья мягкость давно обветрена бесконечностью пути. Она рычит, кусается и гримасничает; она сознаёт своё превосходство, даря плащ и ожерелье бродячей разбойнице; она понимает, что нелепо отвергать любовь знатного барона. Изабелла Большовой живёт на пару веков позже, в годы создания романа. В лирической сцене признания в любви мгновенный отказ Изабеллы от брака выглядит взбалмошным капризом, но благодаря этому да бурной и комичной реакции Сигоньяка (Александр Мичков) сцена не меняет общего настроения постановки. В мальчишеском романе не место продолжительным нежностям: эге-гей, где ваши шпаги, господа? Барон Мичкова благороден, хорош собой и влюблён «так искренно, так нежно». На дуэль он идёт по-мушкетёрски – с отчаянной храбростью. Сценические бои на шпагах Мичкова и его противников выразительны, пластичны и полны задора и юмора.
Здесь не пропущено почти ни одной линии, так тщательно, до мелочей, выписанных Готье. Режиссёр не забыл ни о похождениях длинноногого героя-любовника Леандра (Андрей Миххалёв), ни о вёрткой и музыкальной субретке Зербине (Полина Айрапетова). Каждый герой загружен работой, артисты много поют и появляются на сцене в разных образах, только успевай следить, как Леандр превращается в наёмника Лампура, а пышное убранство маркизы де Брюйер сменяется рваным платьем цыганки Чикиты. Маленькая разбойница с большим сердцем, жаждущим любви, Чикита – функционально важный герой романа Готье. Прыткая, дикая, ребячливая, отчаянная, смешная Роза Шмуклер, ставящая жирную точку в финале, – ценное украшение спектакля Каменьковича. Так же, как и ещё один герой. Видевшие постановку «фоменок» зрители больше не смогут произнести имя «Валломбрез», не придав ей интонации Юрия Титова. Распутный и богатый герцог, окружённый толпой поклонниц, оригинальный де Валломбрез Готье многословен, демонстративен, заносчив и кичлив. У Каменьковича это полноценный комический герой, хоть и не утративший ореола опасности. Незабываемая темпераментность, манерность движений и интонаций Юрия Титова преображает и переворачивает весь образ де Валломбреза, срывает с него маску всесильности – куда такому клоуну равняться с рыцарем без страха и упрёка, куда такому шуту добиваться Героини?
Финальный аккорд спектакля – сцена казни на Гревской площади и большой поступок маленькой Чикиты. На смену античному хору, поющему каноном душеспасительные вирши приходит звонкий романс Розы Шмуклер на стихи Теофиля Готье. Фееричный апофеоз для любимого романа юношества.
Источник: StartUp
Любимый роман детства – и надо же было продраться сквозь описания замка и хора наглых лягушек туда, где звенят шпаги и шумит ветер приключений. Никакого морализаторства и рефлексии! Здесь правит авантюризм, мужество и рыцарский кодекс чести. Роман XIX века французского прозаика и поэта Теофиля Готье рассказывает историю барона де Сигоньяка, однажды променявшего скуку в разорённом замке на жизнь актёра под длинноносой маской Капитана Фракасса (читай: бахвала). Разумеется, не без вмешательства большой любви. Всё в духе романтизма, «завтракающего одой и обедающего балладой»: если нищета, то тотальная, если любовь – то абсолютная, не требующая взаимности. Чувство де Сигоньяка ответно, но на дворе 1611 год, а в роли возлюбленной самоотверженная инженю, ставящая честь доброго имени выше чувственных желаний. Вот и скитается герой по дорогам Франции вместе с труппой актёров, собирающей то хлебные ангары простолюдинов, то вдруг самый цвет нации. Под маской скрывается не человек, а собирательный образ – такова комедия дель арте, где Сигоньяку достаётся роль ничтожного хвастливого купчишки, получающего в простонародной буффонаде лишь пинки да насмешки. А за сценой он продолжает быть рыцарем своей Изабеллы, которая вскоре становится предметом притязаний очень знатного герцога.
Первое, что в постановке Евгения Каменьковича привлекает внимание, – дорога. Это пьеса-движение. Движение к лучшей жизни, как у де Сигоньяка, или движение как смысл этой жизни – в случае с разбойниками Огастеном и Чикитой или актёрами. Вот они уезжают на подиуме, браво распевая куплеты на мотив «Братца Якоба», а вот они снова на сцене и уже другой подиум везёт их вперёд. Дорога-серпантин, полная извилистых путей с крутыми поворотами. Она временно отнимает у труппы то одного, то другого собрата и навечно забирает прежнего Капитана – Матамора. Но настроение всегда артистичное, а повозка и дни катятся вперёд – в Париж, где любые таланты находят применение. Да, талантами постановка богата. Богата живой, оригинальной музыкой композитора Николая Орловского. Оркестр здесь – полноправный участник действия. Вместо наивной простушки, «доброй, скромной и робкой» Изабеллы Мария Большова показывает нам уверенную барышню, чья мягкость давно обветрена бесконечностью пути. Она рычит, кусается и гримасничает; она сознаёт своё превосходство, даря плащ и ожерелье бродячей разбойнице; она понимает, что нелепо отвергать любовь знатного барона. Изабелла Большовой живёт на пару веков позже, в годы создания романа. В лирической сцене признания в любви мгновенный отказ Изабеллы от брака выглядит взбалмошным капризом, но благодаря этому да бурной и комичной реакции Сигоньяка (Александр Мичков) сцена не меняет общего настроения постановки. В мальчишеском романе не место продолжительным нежностям: эге-гей, где ваши шпаги, господа? Барон Мичкова благороден, хорош собой и влюблён «так искренно, так нежно». На дуэль он идёт по-мушкетёрски – с отчаянной храбростью. Сценические бои на шпагах Мичкова и его противников выразительны, пластичны и полны задора и юмора.
Здесь не пропущено почти ни одной линии, так тщательно, до мелочей, выписанных Готье. Режиссёр не забыл ни о похождениях длинноногого героя-любовника Леандра (Андрей Миххалёв), ни о вёрткой и музыкальной субретке Зербине (Полина Айрапетова). Каждый герой загружен работой, артисты много поют и появляются на сцене в разных образах, только успевай следить, как Леандр превращается в наёмника Лампура, а пышное убранство маркизы де Брюйер сменяется рваным платьем цыганки Чикиты. Маленькая разбойница с большим сердцем, жаждущим любви, Чикита – функционально важный герой романа Готье. Прыткая, дикая, ребячливая, отчаянная, смешная Роза Шмуклер, ставящая жирную точку в финале, – ценное украшение спектакля Каменьковича. Так же, как и ещё один герой. Видевшие постановку «фоменок» зрители больше не смогут произнести имя «Валломбрез», не придав ей интонации Юрия Титова. Распутный и богатый герцог, окружённый толпой поклонниц, оригинальный де Валломбрез Готье многословен, демонстративен, заносчив и кичлив. У Каменьковича это полноценный комический герой, хоть и не утративший ореола опасности. Незабываемая темпераментность, манерность движений и интонаций Юрия Титова преображает и переворачивает весь образ де Валломбреза, срывает с него маску всесильности – куда такому клоуну равняться с рыцарем без страха и упрёка, куда такому шуту добиваться Героини?
Финальный аккорд спектакля – сцена казни на Гревской площади и большой поступок маленькой Чикиты. На смену античному хору, поющему каноном душеспасительные вирши приходит звонкий романс Розы Шмуклер на стихи Теофиля Готье. Фееричный апофеоз для любимого романа юношества.
Источник: StartUp
Екатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012