«Доктор Живаго» вышел на подмостки
Премьера спектакля по роману Бориса Пастернака в Мастерской Петра Фоменко
Евгений Каменькович поставил спектакль по роману, который в силу своих художественных особенностей трудно поддается инсценировке, и определил жанр, перефразировав слова из дневника главного героя: «Игра в людей» по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака в 3 частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает“. Режиссер бережно отнесся к тексту и сохранил философию писателя. Некоторые эпизоды, переданные от третьего лица, раскрываются за счет добавленных диалогов, а стихи Юрия Андреевича звучат с первых минут, подсвечивая вневременное значение тех или иных событий в его жизни. Недаром главная смысловая деталь постановки – повисшая в воздухе поэтическая тетрадь.
Спектакль идет на практически пустой сцене, а место действия обозначается штрихами. Пролог связывает две симультанные сцены. В темноте волхвы спешат поклониться младенцу Христу. Они читают Рождественскую звезду“, перекрикивая метель, и встречают похоронное шествие. Суть конфликта заключается в столкновении жизни и смерти, которая стала здесь отдельным действующим лицом: когда героям приходит время умирать, она появляется в облике высокой седовласой женщины и забирает их за черный занавес. Среди людей, поющих Вечную память“, плетется растерянный мальчик Юра Живаго, в полузабытьи повторяя: Ма-ама“. Ему и предстоит работа по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению“.
Самое трудное для актеров – раскрыть характеры, потому что в романе они почти не прорисованы, но тем не менее некоторые контуры прослеживаются весьма отчетливо. Иван Вакуленко в роли Юрия Живаго – стопроцентное попадание в образ. Безвольный и мечтательный, словно не от мира сего, доктор наблюдает за тем, как другие перекраивают земной шар. Его забирают на Первую мировую войну, затем он вместе с семьей бежит из голодной Москвы на Урал, где вскоре попадает в партизанский отряд. Игра Вакуленко усиливает пастернаковскую параллель между Живаго и Христом, актер наделяет героя смирением и легкой отрешенностью.
За пять часов зритель видит почти четыре десятка персонажей. Хочется отметить Карэна Бадалова в образе адвоката Комаровского и Юрия Титова, исполняющего Павла Антипова, а также всех актеров, которые играют по нескольку ролей: Рифата Аляутдинова, Александра Моровова, Вениамина Краснянского, Никиту Тюнина, Ивана Верховых, Владимира Свирского, Полину Кутепову и особенно – Дарью Коныжеву и юную Варвару Египцеву. С интерпретацией главных женских образов можно поспорить. Лара в исполнении дебютантки Ольги Бодровой получилась по-мальчишески развязной. Да, за этой напускной развязностью виден глубокий надрыв, но Пастернак задумывал свою героиню как воплощение чистой женственности, об этом говорит и доктор. В ее отношении к Юрию не чувствуется нежности и заботы, будто она стесняется быть ранимой, хрупкой и поэтому намеренно говорит громким низковатым голосом, показывая свою независимость. Игра актрисы по-своему убедительна, но кажется, что ее Ларе недостает душевной тонкости. Трактовка образа Тони, предложенная Екатериной Смирновой, тоже неоднозначна. Чрезмерная эмоциональность не подходит девушке, воспитанной в доме московского интеллигента. Однако и подобное прочтение имеет право быть – возможно, Тоня просто осталась такой же непосредственной, как в гимназические годы.
Несколько раз Смерть пытается увести доктора туда, где только клубится дым и сияет яркий потусторонний свет. Сбегая из партизанского отряда Ливерия, Юрий Андреевич бредит от усталости и голода. В этот момент он произносит слова распятого Иисуса: Господи, зачем ты меня оставил?“ В постановке нет героини по имени Сима Тунцева, потому что список действующих лиц не может быть настолько широким, как у Пастернака, однако в романе ей принадлежат очень важные слова о том, почему накануне Пасхи упоминают Марию Магдалину: Я не знаю причины, но напоминание о том, что такое есть жизнь, так своевременно в миг прощания с нею и в преддверии ее возвращения“. Эту мысль режиссер выразил языком сцены. Один из самых пронзительных моментов – возвращение доктора из небытия. Изможденный после болезни, он ложится на колени Ларе, своей любимой, и медленно приходит в сознание. Визуальное сходство со снятым с креста Иисусом подчеркнуто тем, что Живаго одет в одну набедренную повязку. Вдвоем они сидят на ковре, скромном свадебном подарке Ларисы Федоровны, – это символ тихой семейной жизни, о которой она так мечтала и которой никогда больше не увидит. Как показательно, что приехавший в Варыкино Комаровский завалится на него спать.
Масштабное художественное высказывание Евгения Каменьковича завершается тем, что Смерть не может вырвать из рук брата Юрия тетрадь стихов и забрать ее в небытие, ведь талант – в высшем широчайшем понятии есть дар жизни“. Поэзия подарила доктору Живаго бессмертие.
Источник: Независимая газета“
Спектакль идет на практически пустой сцене, а место действия обозначается штрихами. Пролог связывает две симультанные сцены. В темноте волхвы спешат поклониться младенцу Христу. Они читают Рождественскую звезду“, перекрикивая метель, и встречают похоронное шествие. Суть конфликта заключается в столкновении жизни и смерти, которая стала здесь отдельным действующим лицом: когда героям приходит время умирать, она появляется в облике высокой седовласой женщины и забирает их за черный занавес. Среди людей, поющих Вечную память“, плетется растерянный мальчик Юра Живаго, в полузабытьи повторяя: Ма-ама“. Ему и предстоит работа по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению“.
Самое трудное для актеров – раскрыть характеры, потому что в романе они почти не прорисованы, но тем не менее некоторые контуры прослеживаются весьма отчетливо. Иван Вакуленко в роли Юрия Живаго – стопроцентное попадание в образ. Безвольный и мечтательный, словно не от мира сего, доктор наблюдает за тем, как другие перекраивают земной шар. Его забирают на Первую мировую войну, затем он вместе с семьей бежит из голодной Москвы на Урал, где вскоре попадает в партизанский отряд. Игра Вакуленко усиливает пастернаковскую параллель между Живаго и Христом, актер наделяет героя смирением и легкой отрешенностью.
За пять часов зритель видит почти четыре десятка персонажей. Хочется отметить Карэна Бадалова в образе адвоката Комаровского и Юрия Титова, исполняющего Павла Антипова, а также всех актеров, которые играют по нескольку ролей: Рифата Аляутдинова, Александра Моровова, Вениамина Краснянского, Никиту Тюнина, Ивана Верховых, Владимира Свирского, Полину Кутепову и особенно – Дарью Коныжеву и юную Варвару Египцеву. С интерпретацией главных женских образов можно поспорить. Лара в исполнении дебютантки Ольги Бодровой получилась по-мальчишески развязной. Да, за этой напускной развязностью виден глубокий надрыв, но Пастернак задумывал свою героиню как воплощение чистой женственности, об этом говорит и доктор. В ее отношении к Юрию не чувствуется нежности и заботы, будто она стесняется быть ранимой, хрупкой и поэтому намеренно говорит громким низковатым голосом, показывая свою независимость. Игра актрисы по-своему убедительна, но кажется, что ее Ларе недостает душевной тонкости. Трактовка образа Тони, предложенная Екатериной Смирновой, тоже неоднозначна. Чрезмерная эмоциональность не подходит девушке, воспитанной в доме московского интеллигента. Однако и подобное прочтение имеет право быть – возможно, Тоня просто осталась такой же непосредственной, как в гимназические годы.
Несколько раз Смерть пытается увести доктора туда, где только клубится дым и сияет яркий потусторонний свет. Сбегая из партизанского отряда Ливерия, Юрий Андреевич бредит от усталости и голода. В этот момент он произносит слова распятого Иисуса: Господи, зачем ты меня оставил?“ В постановке нет героини по имени Сима Тунцева, потому что список действующих лиц не может быть настолько широким, как у Пастернака, однако в романе ей принадлежат очень важные слова о том, почему накануне Пасхи упоминают Марию Магдалину: Я не знаю причины, но напоминание о том, что такое есть жизнь, так своевременно в миг прощания с нею и в преддверии ее возвращения“. Эту мысль режиссер выразил языком сцены. Один из самых пронзительных моментов – возвращение доктора из небытия. Изможденный после болезни, он ложится на колени Ларе, своей любимой, и медленно приходит в сознание. Визуальное сходство со снятым с креста Иисусом подчеркнуто тем, что Живаго одет в одну набедренную повязку. Вдвоем они сидят на ковре, скромном свадебном подарке Ларисы Федоровны, – это символ тихой семейной жизни, о которой она так мечтала и которой никогда больше не увидит. Как показательно, что приехавший в Варыкино Комаровский завалится на него спать.
Масштабное художественное высказывание Евгения Каменьковича завершается тем, что Смерть не может вырвать из рук брата Юрия тетрадь стихов и забрать ее в небытие, ведь талант – в высшем широчайшем понятии есть дар жизни“. Поэзия подарила доктору Живаго бессмертие.
Источник: Независимая газета“
Вероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012