«Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской Фоменко
Юрий Титов, молодой режиссёр Мастерской Фоменко, после успешной постановки по Мопассану и искромётного театрального стендапа по творчеству французского певца, замахнулся на «Божественную комедию» Данте. Над инсценировкой «горного кряжа мировой литературы», как обозначил её переводчик Михаил Лозинский, он работал семь лет и в итоге уместил эпическую мистерию в полтора часа. Юрий Титов предпочитает малую сцену, и даже грандиозный труд поэта-изгнанника не побудил его переехать в зал побольше. Камерное пространство поначалу вызывает оторопь: как можно здесь изобразить бесконечность? Впрочем, увидел же Вильям Блейк небо в чашечке цветка и огромный мир в песчинке. Но с появлением среди античных колонн Архангела, Данте и Вергилия восприятие пространства неожиданно меняется.
Секрет во вращении зрительского сектора, дающего обзор на 360 градусов, а это значит, что постановка задействует все четыре стороны Старой сцены. Такая конструкция впервые появилась в спектакле «Рыжий» четырнадцать лет назад и воссоздана сегодня в «Божественной комедии». Что и говорить, подобный трюк даёт ощущение полного погружения в повествование, а впечатление Данте от ада ощущаются буквально физически, ведь каждый поворот означает новый круг преисподней. Кроме того, Юрий Титов, собственнолично воплощающий Данте, и Николай Орловский в образе Вергилия вращаются вместе со зрителями и даже с адской фурией борются в зрительских рядах. Но не только своеобразная интерактивность низводит персонажей с их почти мифологического пьедестала – режиссёр не побоялся иронии и тонкого юмора.
Как бы ни кичились отдельные филологи знанием текста Данте, всё же основная их масса не продвинулась дальше ада, справедливо отмечая, что именно красочно живописуемые муки грешников до сих пор питают интерес обывателя к тяжеловесному шедевру эпохи треченто. Вот и в постановке Юрия Титова основное время посвящено геенне огненной – тут тебе и хрестоматийные черти с вилами, и свечение адского пламени, и прелюбодеи, и чревоугодники, и казнокрады – грехи всё те же, а потому, как отмечают создатели действа, современный человек, наблюдая за героями поэмы, совершает путешествие по глубинам своей души и ищет ответы на свои вопросы. По мере преодоления инфернальных уровней потустороннего бытия всё больше проступает дыхание возрожденческой эстетики, темноту прогоняет свет, адские стенания сменяются ангельским пением, Данте встречает свою Беатриче, в сердцах и умах воцаряется Любовь.
Разумеется, наивно полагать, что в полтора часа уместятся всё содержание и многослойность эпической комедии, потому «фоменки» честно добавляют к названию спектакля слово «вариации», а на титульном листе программки указывают «пробы и ошибки» – намёк на то, что спектакль вышел из экспериментальной лаборатории. Впрочем, когда это пугало столичного театрала? Юрию Титову можно сказать «спасибо» и за изящную постановку, и за возможность услышать стихи Данте в переводе Лозинского, и за воспоминание о христианской Европе, а ещё – почему-то хочется верить – за то, что многие, придя домой, захотят достать с книжной полки увесистый фолиант и осилить наконец труд великого флорентийца целиком.
Источник: Cabinet de l'art
Секрет во вращении зрительского сектора, дающего обзор на 360 градусов, а это значит, что постановка задействует все четыре стороны Старой сцены. Такая конструкция впервые появилась в спектакле «Рыжий» четырнадцать лет назад и воссоздана сегодня в «Божественной комедии». Что и говорить, подобный трюк даёт ощущение полного погружения в повествование, а впечатление Данте от ада ощущаются буквально физически, ведь каждый поворот означает новый круг преисподней. Кроме того, Юрий Титов, собственнолично воплощающий Данте, и Николай Орловский в образе Вергилия вращаются вместе со зрителями и даже с адской фурией борются в зрительских рядах. Но не только своеобразная интерактивность низводит персонажей с их почти мифологического пьедестала – режиссёр не побоялся иронии и тонкого юмора.
Как бы ни кичились отдельные филологи знанием текста Данте, всё же основная их масса не продвинулась дальше ада, справедливо отмечая, что именно красочно живописуемые муки грешников до сих пор питают интерес обывателя к тяжеловесному шедевру эпохи треченто. Вот и в постановке Юрия Титова основное время посвящено геенне огненной – тут тебе и хрестоматийные черти с вилами, и свечение адского пламени, и прелюбодеи, и чревоугодники, и казнокрады – грехи всё те же, а потому, как отмечают создатели действа, современный человек, наблюдая за героями поэмы, совершает путешествие по глубинам своей души и ищет ответы на свои вопросы. По мере преодоления инфернальных уровней потустороннего бытия всё больше проступает дыхание возрожденческой эстетики, темноту прогоняет свет, адские стенания сменяются ангельским пением, Данте встречает свою Беатриче, в сердцах и умах воцаряется Любовь.
Разумеется, наивно полагать, что в полтора часа уместятся всё содержание и многослойность эпической комедии, потому «фоменки» честно добавляют к названию спектакля слово «вариации», а на титульном листе программки указывают «пробы и ошибки» – намёк на то, что спектакль вышел из экспериментальной лаборатории. Впрочем, когда это пугало столичного театрала? Юрию Титову можно сказать «спасибо» и за изящную постановку, и за возможность услышать стихи Данте в переводе Лозинского, и за воспоминание о христианской Европе, а ещё – почему-то хочется верить – за то, что многие, придя домой, захотят достать с книжной полки увесистый фолиант и осилить наконец труд великого флорентийца целиком.
Источник: Cabinet de l'art
Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012