Популярный театр обратился к «Божественной комедии»
Ад и рай в Мастерской Фоменко
Последней премьерой сезона в Мастерской Петра Фоменко стала «Божественная комедия» Данте Алигьери. В памятник средневековой литературы в переводе Михаила Лозинского погрузился молодой режиссер Юрий Титов. Похоже, только молодые могут взяться за произведения, которые веками сопровождают эпитеты «величайшее», «титаническое», «непревзойденное». С премьерного показа обозреватель «МК».
«Божественной комедии. Вариации» (La Divina Commedia) в популярном московском театре, как ни странно, отвели небольшое пространство на Старой сцене. Но стесненные условия, похоже, только раззадорили фантазию режиссера, художника, да и всей постановочной команды, вознамерившейся рукотворно, без видео и прочих эффектов, не прибегая к помощи ИИ, воссоздать загробный мир. На земле-то, если посмотреть, сейчас сущий ад, а его ещё и в театре показывают. Монументальное творение Данте — путешествие как раз туда, являющееся, по сути, энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. К восприятию поэмы, состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», которые в свою очередь составлены автором из 33 кантиков, то есть песен (только в «Аду» их 34 как символ дисгармонии), современный зритель вряд ли готов.
Но Мастерская Фоменко не опускает планку литературных предпочтений: здесь Данте вышел одновременно с есенинской драматической поэмой «Пугачев», и зритель все-таки отправляется в долгое и небезопасное для себя путешествие. Впрочем, почему долгое? «Божественная комедия», на создание которой у Данте ушло 13 лет, а у переводчика Лозинского — 8, у режиссера Титова плотно уложена в 2 часовых акта.
А вот небезопасным путешествие оказалось в прямом смысле слова: зрительские трибуны установлены в центре совсем небольшого зала на фурке, которую беспрестанно вращают туда-сюда, а она ещё и скрипит. И скрип усиливают громом, сильными звуками все ж таки мы попали в преисподнюю. Надо сказать, что Титов с художником Мартыном Степановым ловко освоили пространство и распределили в нем ее обитателей: грешников, блудниц, сводников и обольстителей, льстецов, убийц, а также добродетельных язычников, блаженных и выдающихся деятелей античной культуры — Аристотеля с Гомером…Сцены буквально у ног зрителей первого ряда, вокруг и в узком проходе, который разделяет трибуны надвое. Сменяя друг друга, они возникают из дверей в холодном контровом свете и туда же исчезают. Так зрители вовлечены в мистерию.
Круги ада, чистилища, рая проходит Данте: «Свой путь земной пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Его роль исполняет сам режиссёр, которому явно непросто и играть, и следить за спектаклем.
Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
Данте будет сопровождать поэт Вергилий (Николай Орловский), тень которого послана поэту его покойной возлюбленной Беатриче.
Библейская история разворачивается на наших глазах. Действие крайне напряженно и атмосферно граничит с трэшем, сопровождаемое, как это принято у Фоменко, живой музыкой, что по большей части доносится из-за дверей (музыкальное оформление Николая Орловского). И когда музыканты выходят и присоединяются к актёрам, окончательно становится понятен масштаб постановки: в «Божественной» занято порядка 25 человек. Вместе со зрителем они ищут ответы на сложнейшие вопросы, не теряющие своей актуальности со времен сотворения мира: что есть добро и зло, в чем грех и почему так мало раскаяния?
Источник: «Московский комсомолец»
«Божественной комедии. Вариации» (La Divina Commedia) в популярном московском театре, как ни странно, отвели небольшое пространство на Старой сцене. Но стесненные условия, похоже, только раззадорили фантазию режиссера, художника, да и всей постановочной команды, вознамерившейся рукотворно, без видео и прочих эффектов, не прибегая к помощи ИИ, воссоздать загробный мир. На земле-то, если посмотреть, сейчас сущий ад, а его ещё и в театре показывают. Монументальное творение Данте — путешествие как раз туда, являющееся, по сути, энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. К восприятию поэмы, состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», которые в свою очередь составлены автором из 33 кантиков, то есть песен (только в «Аду» их 34 как символ дисгармонии), современный зритель вряд ли готов.
Но Мастерская Фоменко не опускает планку литературных предпочтений: здесь Данте вышел одновременно с есенинской драматической поэмой «Пугачев», и зритель все-таки отправляется в долгое и небезопасное для себя путешествие. Впрочем, почему долгое? «Божественная комедия», на создание которой у Данте ушло 13 лет, а у переводчика Лозинского — 8, у режиссера Титова плотно уложена в 2 часовых акта.
А вот небезопасным путешествие оказалось в прямом смысле слова: зрительские трибуны установлены в центре совсем небольшого зала на фурке, которую беспрестанно вращают туда-сюда, а она ещё и скрипит. И скрип усиливают громом, сильными звуками все ж таки мы попали в преисподнюю. Надо сказать, что Титов с художником Мартыном Степановым ловко освоили пространство и распределили в нем ее обитателей: грешников, блудниц, сводников и обольстителей, льстецов, убийц, а также добродетельных язычников, блаженных и выдающихся деятелей античной культуры — Аристотеля с Гомером…Сцены буквально у ног зрителей первого ряда, вокруг и в узком проходе, который разделяет трибуны надвое. Сменяя друг друга, они возникают из дверей в холодном контровом свете и туда же исчезают. Так зрители вовлечены в мистерию.
Круги ада, чистилища, рая проходит Данте: «Свой путь земной пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Его роль исполняет сам режиссёр, которому явно непросто и играть, и следить за спектаклем.
Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
Данте будет сопровождать поэт Вергилий (Николай Орловский), тень которого послана поэту его покойной возлюбленной Беатриче.
Библейская история разворачивается на наших глазах. Действие крайне напряженно и атмосферно граничит с трэшем, сопровождаемое, как это принято у Фоменко, живой музыкой, что по большей части доносится из-за дверей (музыкальное оформление Николая Орловского). И когда музыканты выходят и присоединяются к актёрам, окончательно становится понятен масштаб постановки: в «Божественной» занято порядка 25 человек. Вместе со зрителем они ищут ответы на сложнейшие вопросы, не теряющие своей актуальности со времен сотворения мира: что есть добро и зло, в чем грех и почему так мало раскаяния?
Источник: «Московский комсомолец»
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012