Спектакль «Божественная комедия»
Великая поэма Данте Алигьери на сцене Мастерской Петра Фоменко
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012