Всех жалко, всех
Под Рождество сбылись сразу две театральные мечты: открылось новое здание театра «Мастерская Фоменко» и состоялась премьера «Бесприданницы», задуманной мэтром много лет назад и больше года репетируемой «младофоменками».
Новое здание театра наконец-то дало хоть какой-то шанс рядовому зрителю попасть на спектакли «Мастерской», ранее почти не доступные широкой публике из-за крошечного зала. Правда, ненамного: новый зал отнюдь не гигантский 450 мест (есть еще один на 150), с крутым подъемом амфитеатра и балконами, стилизованными под классические вазоны цветники для зрителей. С другой стороны может, оно и к лучшему, не утратится доверительная атмосфера камерного театра.
На этом с первой сбывшейся мечтой закончим и перейдем ко второй драме Островского, откладываемой Петром Наумовичем раз за разом много лет подряд. История, мифологизированная продолжительной сценической судьбой и послужившая сюжетом всенародно любимого шлягера советского кинематографа, сменила фальцет жестокого романса о разбитом вдребезги сердце на трагическое меццо-сопрано из репертуара Вари Паниной «Эх, расскажи, расскажи, бродяга┘». От цыганского хора остался лишь квинтет ряженых цыганок-вещуний, репертуар которых располагает не к загулу, а к дурным предчувствиям. Особый изыск фоменковской «Бесприданницы»: среди «цыганок» на сцене фантом андерграунда советской эстрады Манана Менабде, редкая гостья в Москве, с девяностых годов живущая в Берлине.
Лейтмотивом действа загадочным и зловещим романсом на стихи Мандельштама «Сегодня ночью, не солгу» («Цыганка») Менабде не оставляет надежды на кустодиевский купеческий рай.
И на сцене вполне узнаваемый сегодня, кое-где еще встречающийся в провинции и даже реставрирующийся российский городской пейзаж на крутом берегу, в который деликатно вторгаются интерьеры. Несколько скучновато, но иногда меняет функцию задник: загораясь теплым светом волшебного фонаря, превращается в экран театра теней персонажей, перемещенных в другие помещения и пространства, создающий жесты и композиции, смысловая нагрузка которых не всегда ясна.
Ларису Огудалову Петр Наумович, всегда умеющий с хирургической точностью извлечь образ из живой натуры, «пишет» с Полины Агуреевой, маскирующей тургеневской внешностью ярко выраженный характер, несалонную прямоту и недевичью храбрость. Добродетели, явно диссонирующие со словом «бесприданница», за которым в контексте эпохи недоразвитого капитализма стоит судьба, заведомо обреченная на зависимость.
На зависимость от всех остальных персонажей этой истории.
Всесильный Мокий Парменыч у Фоменко, вначале шаржированный толстосум, мало-помалу обнаруживает, что состояние, дающее абсолютную независимость в обществе, одновременно лишает его возможности выпустить из себя человека. Чувство к Ларисе он ощущает в себе как болезнь. Кнуров в исполнении Алексея Колубкова испытывает постоянное беспокойство, хлопочет внутри себя. Паратов барин-художник, «ля Серж» с галстуком на голую шею, в этой версии фигура трагическая. Тормозить себя ему, может быть, тяжелей, чем другим, потому что в нем «врожденного торгашества нет». Но мощи «блестящего барина», обаяния во всю сцену актеру Илье Любимову недостает, и любовная интрига как-то не захватывает. Вася (Андрей Щенников) молодой и ретивый предприниматель на пути к высотам Кнурова похоже, играет в Паратова, при этом фиглярничает не очень внятно то ли корчит крутого бизнесмена, то ли давит в себе больше чем товарищеское отношение к Ларисе. Несвободу прилипалы-Карандышева (роль на сопротивление, с большим аппетитом сыгранная Евгением Цыгановым, до сего дня воплощавшего в основном сильных личностей и героев-любовников) диктует та же оценочная шкала «богатство бедность», но с другого полюса. Так же как продавленную совесть Хариты Игнатьевны (вызывающей ассоциации с разорившейся Геддой Габлер в исполнении той же Натальи Курдюбовой), столь неумело распорядившуюся дочерьми.
Для всех, кроме Ларисы, тратиться душевно непозволительная или недосягаемая роскошь.
Спектакль, собственно, об этом. И всех их жалко, они в этой истории не хуже нас с вами, сегодняшних.
Поэтому в финале Лариса никого не обвиняет и не прощает эти люди не могут отвечать за свои поступки, слишком велика степень их зависимости. «Вещь» слово для нее найдено, но они и к себе относятся как к вещи. Никакой мелодраматической жалкости Агуреева-Лариса ни к кому не взывает, обращается только к себе оказывается, в ее окружении нет равного, свободного человека, с которым можно поговорить. И это самая захватывающая сцена в спектакле когда для Полины Агуреевой в финале и персонажи, и зрительный зал уходят в виртуальное пространство полная гибель всерьез. А в реальности только театр теней на заднике: внизу Паратов с Васей и бутылкой, наверху цыганки-валькирии, над которыми нависает громадный бюст Мокия Парменыча в цилиндре в тулуз-лотрековском ракурсе.
И лунная дорожка на воде: «Расскажи, расскажи, бродяга┘»
P. S. Про «Волков и овец», задуманных Фоменко почти одновременно с «Бесприданницей» и тогда же сделанных, стоит забыть: в новой постановке по Островскому персонажи не теплы, не ностальгичны, в этот мир возвращаться не хочется. Человеческой фоменковской иронией наделены только второстепенные персонажи, которые прямо-таки порадовали. У Владимира Топцова получился очень содержательный Робинзон, не придурок, а классический образ шута-мудреца, Томас Моцкус слуга в кофейной едва ли не самый органичный персонаж, а Галина Кашковская сыграла тетку Карандышева (кто ее вообще помнит?) просто спектаклем одного актера, распространяя по сцене душный уют и родное очарование мещанского сословия.
Новое здание театра наконец-то дало хоть какой-то шанс рядовому зрителю попасть на спектакли «Мастерской», ранее почти не доступные широкой публике из-за крошечного зала. Правда, ненамного: новый зал отнюдь не гигантский 450 мест (есть еще один на 150), с крутым подъемом амфитеатра и балконами, стилизованными под классические вазоны цветники для зрителей. С другой стороны может, оно и к лучшему, не утратится доверительная атмосфера камерного театра.
На этом с первой сбывшейся мечтой закончим и перейдем ко второй драме Островского, откладываемой Петром Наумовичем раз за разом много лет подряд. История, мифологизированная продолжительной сценической судьбой и послужившая сюжетом всенародно любимого шлягера советского кинематографа, сменила фальцет жестокого романса о разбитом вдребезги сердце на трагическое меццо-сопрано из репертуара Вари Паниной «Эх, расскажи, расскажи, бродяга┘». От цыганского хора остался лишь квинтет ряженых цыганок-вещуний, репертуар которых располагает не к загулу, а к дурным предчувствиям. Особый изыск фоменковской «Бесприданницы»: среди «цыганок» на сцене фантом андерграунда советской эстрады Манана Менабде, редкая гостья в Москве, с девяностых годов живущая в Берлине.
Лейтмотивом действа загадочным и зловещим романсом на стихи Мандельштама «Сегодня ночью, не солгу» («Цыганка») Менабде не оставляет надежды на кустодиевский купеческий рай.
И на сцене вполне узнаваемый сегодня, кое-где еще встречающийся в провинции и даже реставрирующийся российский городской пейзаж на крутом берегу, в который деликатно вторгаются интерьеры. Несколько скучновато, но иногда меняет функцию задник: загораясь теплым светом волшебного фонаря, превращается в экран театра теней персонажей, перемещенных в другие помещения и пространства, создающий жесты и композиции, смысловая нагрузка которых не всегда ясна.
Ларису Огудалову Петр Наумович, всегда умеющий с хирургической точностью извлечь образ из живой натуры, «пишет» с Полины Агуреевой, маскирующей тургеневской внешностью ярко выраженный характер, несалонную прямоту и недевичью храбрость. Добродетели, явно диссонирующие со словом «бесприданница», за которым в контексте эпохи недоразвитого капитализма стоит судьба, заведомо обреченная на зависимость.
На зависимость от всех остальных персонажей этой истории.
Всесильный Мокий Парменыч у Фоменко, вначале шаржированный толстосум, мало-помалу обнаруживает, что состояние, дающее абсолютную независимость в обществе, одновременно лишает его возможности выпустить из себя человека. Чувство к Ларисе он ощущает в себе как болезнь. Кнуров в исполнении Алексея Колубкова испытывает постоянное беспокойство, хлопочет внутри себя. Паратов барин-художник, «ля Серж» с галстуком на голую шею, в этой версии фигура трагическая. Тормозить себя ему, может быть, тяжелей, чем другим, потому что в нем «врожденного торгашества нет». Но мощи «блестящего барина», обаяния во всю сцену актеру Илье Любимову недостает, и любовная интрига как-то не захватывает. Вася (Андрей Щенников) молодой и ретивый предприниматель на пути к высотам Кнурова похоже, играет в Паратова, при этом фиглярничает не очень внятно то ли корчит крутого бизнесмена, то ли давит в себе больше чем товарищеское отношение к Ларисе. Несвободу прилипалы-Карандышева (роль на сопротивление, с большим аппетитом сыгранная Евгением Цыгановым, до сего дня воплощавшего в основном сильных личностей и героев-любовников) диктует та же оценочная шкала «богатство бедность», но с другого полюса. Так же как продавленную совесть Хариты Игнатьевны (вызывающей ассоциации с разорившейся Геддой Габлер в исполнении той же Натальи Курдюбовой), столь неумело распорядившуюся дочерьми.
Для всех, кроме Ларисы, тратиться душевно непозволительная или недосягаемая роскошь.
Спектакль, собственно, об этом. И всех их жалко, они в этой истории не хуже нас с вами, сегодняшних.
Поэтому в финале Лариса никого не обвиняет и не прощает эти люди не могут отвечать за свои поступки, слишком велика степень их зависимости. «Вещь» слово для нее найдено, но они и к себе относятся как к вещи. Никакой мелодраматической жалкости Агуреева-Лариса ни к кому не взывает, обращается только к себе оказывается, в ее окружении нет равного, свободного человека, с которым можно поговорить. И это самая захватывающая сцена в спектакле когда для Полины Агуреевой в финале и персонажи, и зрительный зал уходят в виртуальное пространство полная гибель всерьез. А в реальности только театр теней на заднике: внизу Паратов с Васей и бутылкой, наверху цыганки-валькирии, над которыми нависает громадный бюст Мокия Парменыча в цилиндре в тулуз-лотрековском ракурсе.
И лунная дорожка на воде: «Расскажи, расскажи, бродяга┘»
P. S. Про «Волков и овец», задуманных Фоменко почти одновременно с «Бесприданницей» и тогда же сделанных, стоит забыть: в новой постановке по Островскому персонажи не теплы, не ностальгичны, в этот мир возвращаться не хочется. Человеческой фоменковской иронией наделены только второстепенные персонажи, которые прямо-таки порадовали. У Владимира Топцова получился очень содержательный Робинзон, не придурок, а классический образ шута-мудреца, Томас Моцкус слуга в кофейной едва ли не самый органичный персонаж, а Галина Кашковская сыграла тетку Карандышева (кто ее вообще помнит?) просто спектаклем одного актера, распространяя по сцене душный уют и родное очарование мещанского сословия.
Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,