Трагедия с видом на реку
Среди популярных столичных театров «Мастерская Петра Фоменко» занимает особое место. Почти каждая работа театра отмечена признанием театральной общественности, но его малые размеры не давали стать доступным для более широкого круга зрителей. Под Новый год эта проблема была решена: благодаря поддержке московского правительства театр обрел достойное помещение с большим залом на 450 мест (плюс малый на 150) на берегу Москвы-реки. Из фойе открывается великолепный пейзаж, который органично «вошел» и в первую премьеру на новой сцене спектакль «Бесприданница» по Островскому в постановке Петра Фоменко.
В версии Петра Наумовича хрестоматийная история Ларисы Огудаловой это трагедия прелестной рефлексирующей молодой женщины, которой заведомо нет места в мире, где никто никого не любит, где все построено на делячестве и выгоде. Выгоду в этом сюжете ищут все, включая жениха и мать, поэтому думающая и вольнолюбивая личность здесь трагически обречена. И этот камертон в спектакле Фоменко четко и ритмично отсчитывает «такты» стремительно приближающегося финала.
Как только Лариса Дмитриевна с Харитой Игнатьевной в сопровождении новоявленного жениха Карандышева появляются на набережной Волги, где в открытом кафе за «чашкой чаю» начинают «рабочий день» самые уважаемые в городе люди дельцы Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), начался отсчет ее уходящей жизни.
Лариса, быть может, с последней верой в лучшее смотрит в подзорную трубу на волжский простор, надеясь в смутной дали увидеть хоть какой-то проблеск, но устало и безнадежно отводит взгляд: нет, ждать нечего, вода мертвенно спокойна и равнодушна. Во втором акте, когда как в омут она ринулась на паратовскую «Ласточку», и после, утратив последнюю надежду на то, что нужна, что ее любят, она делает осторожную попытку шагнуть в водную муть. Но не может преодолеть этот последний барьер, отделяющий ее молодую жизнь от холодного и неведомого ничто.
Это главный мотив спектакля, поэтому остальные участники истории становятся некими безликими фигурами, про которых все понятно, а потому актерам и не надо особо стараться, чтобы раскрыть характеры и сущность своих героев. Кнуров и Вожеватов, утомленные достижением богатства и положения в обществе, пресыщены и равнодушны ко всему, что не затрагивает их финансовых интересов. Хотя и не прочь без особых усилий заполучить Ларису для любовных утех, но особо «париться» не собираются. «Блестящий барин» Паратов (Илья Любимов) в своей подлости по отношению к Ларисе настолько предсказуем, что и она сама отнюдь не обольщается, идя к нему в объятья финал все равно предрешен
Мелкий чиновничишко Карандышев в исполнении Евгения Цыганова не столько глуп, сколько духовно ничтожен, а еще он органически не способен на простые человеческие чувства, в которых так нуждается его невеста. Артист играет своего героя так, что ему вроде и хочется посочувствовать, но не получается. В финальной сцене он вызывает отвращение, когда настойчиво и грубо тянет за руку бездыханное тело Ларисы, пытаясь показать всему миру, что все же она досталась ему, и только ему.
Поразительный, в чем-то страшный образ Хариты Игнатьевны создает Наталья Курдюбова. Это не молодящаяся дамочка, которая не прочь за счет дочери наладить и свою личную жизнь, а умная, уставшая от борьбы, изуверившаяся уже во всем женщина эпохи декаданса. Она понимает, что ее красавице и умнице дочери ничего хорошего в этой жизни не светит, поэтому в каком-то сомнамбулическом ступоре с апатией взирает на происходящее, покуривая свою пахитоску.
Пожалуй, лишь один персонаж пьяница Робинзон в исполнении Владимира Топцова вызывает симпатию, хотя бы за то, что не так равнодушен и безжалостен к Ларисе, как все остальные. И на том спасибо. Хороша и органична тетка Карандышева. Галина Кашковская сделала из своего второстепенного персонажа живую женщину: она хоть вилки и считает, но беспрерывно романсы поет.
Нет в этом спектакле обычного купеческого колорита, сценография акварельно-сероватая, будто в дымке (художник Владимир Максимов). Деревянные лестницы и мостки на разных уровнях как бы разводят по кадрам события спектакля. А то вдруг возникает театр теней на заднике, где черно-белые фигуры «проигрывают» закадровый текст пьесы. Цыгане тоже совсем не похожи на обычных таборных: стайка девушек во главе с мудрой старухой (Манана Менабде) поют песню на стихи Мандельштама «Сегодня ночью не солгу ». И это тоже вносит свою трагическую ноту в историю, которая случилась когда-то давно на берегу реки.
В версии Петра Наумовича хрестоматийная история Ларисы Огудаловой это трагедия прелестной рефлексирующей молодой женщины, которой заведомо нет места в мире, где никто никого не любит, где все построено на делячестве и выгоде. Выгоду в этом сюжете ищут все, включая жениха и мать, поэтому думающая и вольнолюбивая личность здесь трагически обречена. И этот камертон в спектакле Фоменко четко и ритмично отсчитывает «такты» стремительно приближающегося финала.
Как только Лариса Дмитриевна с Харитой Игнатьевной в сопровождении новоявленного жениха Карандышева появляются на набережной Волги, где в открытом кафе за «чашкой чаю» начинают «рабочий день» самые уважаемые в городе люди дельцы Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), начался отсчет ее уходящей жизни.
Лариса, быть может, с последней верой в лучшее смотрит в подзорную трубу на волжский простор, надеясь в смутной дали увидеть хоть какой-то проблеск, но устало и безнадежно отводит взгляд: нет, ждать нечего, вода мертвенно спокойна и равнодушна. Во втором акте, когда как в омут она ринулась на паратовскую «Ласточку», и после, утратив последнюю надежду на то, что нужна, что ее любят, она делает осторожную попытку шагнуть в водную муть. Но не может преодолеть этот последний барьер, отделяющий ее молодую жизнь от холодного и неведомого ничто.
Это главный мотив спектакля, поэтому остальные участники истории становятся некими безликими фигурами, про которых все понятно, а потому актерам и не надо особо стараться, чтобы раскрыть характеры и сущность своих героев. Кнуров и Вожеватов, утомленные достижением богатства и положения в обществе, пресыщены и равнодушны ко всему, что не затрагивает их финансовых интересов. Хотя и не прочь без особых усилий заполучить Ларису для любовных утех, но особо «париться» не собираются. «Блестящий барин» Паратов (Илья Любимов) в своей подлости по отношению к Ларисе настолько предсказуем, что и она сама отнюдь не обольщается, идя к нему в объятья финал все равно предрешен
Мелкий чиновничишко Карандышев в исполнении Евгения Цыганова не столько глуп, сколько духовно ничтожен, а еще он органически не способен на простые человеческие чувства, в которых так нуждается его невеста. Артист играет своего героя так, что ему вроде и хочется посочувствовать, но не получается. В финальной сцене он вызывает отвращение, когда настойчиво и грубо тянет за руку бездыханное тело Ларисы, пытаясь показать всему миру, что все же она досталась ему, и только ему.
Поразительный, в чем-то страшный образ Хариты Игнатьевны создает Наталья Курдюбова. Это не молодящаяся дамочка, которая не прочь за счет дочери наладить и свою личную жизнь, а умная, уставшая от борьбы, изуверившаяся уже во всем женщина эпохи декаданса. Она понимает, что ее красавице и умнице дочери ничего хорошего в этой жизни не светит, поэтому в каком-то сомнамбулическом ступоре с апатией взирает на происходящее, покуривая свою пахитоску.
Пожалуй, лишь один персонаж пьяница Робинзон в исполнении Владимира Топцова вызывает симпатию, хотя бы за то, что не так равнодушен и безжалостен к Ларисе, как все остальные. И на том спасибо. Хороша и органична тетка Карандышева. Галина Кашковская сделала из своего второстепенного персонажа живую женщину: она хоть вилки и считает, но беспрерывно романсы поет.
Нет в этом спектакле обычного купеческого колорита, сценография акварельно-сероватая, будто в дымке (художник Владимир Максимов). Деревянные лестницы и мостки на разных уровнях как бы разводят по кадрам события спектакля. А то вдруг возникает театр теней на заднике, где черно-белые фигуры «проигрывают» закадровый текст пьесы. Цыгане тоже совсем не похожи на обычных таборных: стайка девушек во главе с мудрой старухой (Манана Менабде) поют песню на стихи Мандельштама «Сегодня ночью не солгу ». И это тоже вносит свою трагическую ноту в историю, которая случилась когда-то давно на берегу реки.
Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,