Два слова о вечности
Евгений Каменькович поставил один из главных романов XX века
Романические настроения российских режиссеров вовсе не новость. Современная драматургия, лишенная своего главного достоинства актуальности, лучшим из них не интересна. И перебрав любимых классиков театрального жанра, они что вполне естественно обращаются к другим литераторам. Иначе как большой любовью режиссера Евгения Каменьковича трудно объяснить появление на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» шестичасовой постановки романа Джеймса Джойса «Улисс». Абсолютно все категории читателей этого ирландского шедевра от простых смертных, засыпавших по три раза над каждой страницей, до литературо-, джойсо- и прочих улиссоведов сходятся в одном: «Улисс» на сцене? Да вы что, с ума сошли?!"
Но нет, Евгений Каменькович не только не сошел с ума, но очевидно пребывал в весьма просветленном состоянии на протяжении того времени, что потребовалось для превращения тысячестраничного романа в шестичасовой спектакль. И в этом спектакле есть все для того, чтобы публика не только дождалась финала, но и вовсе позабыв о времени, едва ли не позабыла дышать, выдохнув в самом конце самой последней сцены, когда на заднике загорелась перевернутая восьмерка бесконечности.
«Улисс» вызывает смущение как театральное произведение по вполне понятным причинам. Он предельно литературен. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, которому изменяет жена, Джойс проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей. Фабулу «Улисса» можно передать в двух словах, но слов в нем, как известно, гораздо больше. Бесконечное несценическое множество.
Впрочем, Евгений Каменькович решил эту проблему играючи. В буквальном смысле. В «Улиссе» обнаружилось несколько впечатляющих монологов из тех, о которых актеры мечтают годами. И несколько чрезвычайно остроумных сцен из тех, которым позавидовал бы сам Оскар Уайльд. В результате спектакль стал похож на оперу, с рекордным числом коронных арий и дуэтов, после исполнения которых публика, нарушая все неписаные законы драматического театра, разражается аплодисментами. А что делать? Играют так, что просто не оставляют другого выхода.
Анатолий Горячев в роли Леопольда Блума изящного и приторного, похотливого и романтичного, обольстительного и смешного Польди вращает молох бесконечного джойсового дня. Игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти простой человек, проживающий один из дней своей жизни. Или квинтэссенция мужчины и квинтэссенция жизни, для чего, как выяснилось, не нужно никаких специальных театральных ухищрений. Предельно конкретный «рогатый» муж на сцене, когда его играет хороший актер, неизбежно становится квинтэссенцией абстрактного «рогатого» мужа. И потому, говоря о Польди Анатолия Горячева, хочется вспоминать интонации, мимику, походку, силуэт, положение, в котором застыла нога сидящего в кресле Блума, элегантность ботинка и позы, сообщающая внезапную элегантность образу. И такой порядок вещей, пожалуй, лучше всего воплощает Джойса, создающего из мельчайших бессмысленных мелочей великие смыслы. От малого к большому, от утра к ночи, от одного дня к вечности.
С тем же влюбленным пристрастием и следовало бы изучить Стивена Дедала Юрия Буторина, альтер-эго Джойса в романе и экстравагантного, нервного, саркастичного художника в спектакле. А также многочисленных героев, которых играют актеры и стажеры «Мастерской » Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер.
Впрочем, относительно того, кто оказался в центре режиссерского внимания, двух мнений быть не может. Полина Кутепова в роли Молли, жены Блума, превзошла, если не как актриса (роли ей, как правило, удаются), то как женщина уж точно, любую актрису, любую женщину и саму себя. От первого ее появления на сцене пробуждения, уподобленного рождению богини из волн, до последнего погружения в сон она остается воплощением женственности во всех ее проявлениях. Ненарочитость и легкость, едва заметная лень в голосе и медлительность движений, и бесконечное многообразие красок все это создает неподражаемую картину и даже легкий эффект гипноза.
Очнувшись, пережив восторги, самый занудный зритель, вероятно, задастся вопросом: а, собственно, ради чего? Господа зрители, не занудствуйте! Это Джойс ради Джойса и Джойс ради театра, и этого более чем достаточно.
Но нет, Евгений Каменькович не только не сошел с ума, но очевидно пребывал в весьма просветленном состоянии на протяжении того времени, что потребовалось для превращения тысячестраничного романа в шестичасовой спектакль. И в этом спектакле есть все для того, чтобы публика не только дождалась финала, но и вовсе позабыв о времени, едва ли не позабыла дышать, выдохнув в самом конце самой последней сцены, когда на заднике загорелась перевернутая восьмерка бесконечности.
«Улисс» вызывает смущение как театральное произведение по вполне понятным причинам. Он предельно литературен. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, которому изменяет жена, Джойс проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей. Фабулу «Улисса» можно передать в двух словах, но слов в нем, как известно, гораздо больше. Бесконечное несценическое множество.
Впрочем, Евгений Каменькович решил эту проблему играючи. В буквальном смысле. В «Улиссе» обнаружилось несколько впечатляющих монологов из тех, о которых актеры мечтают годами. И несколько чрезвычайно остроумных сцен из тех, которым позавидовал бы сам Оскар Уайльд. В результате спектакль стал похож на оперу, с рекордным числом коронных арий и дуэтов, после исполнения которых публика, нарушая все неписаные законы драматического театра, разражается аплодисментами. А что делать? Играют так, что просто не оставляют другого выхода.
Анатолий Горячев в роли Леопольда Блума изящного и приторного, похотливого и романтичного, обольстительного и смешного Польди вращает молох бесконечного джойсового дня. Игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти простой человек, проживающий один из дней своей жизни. Или квинтэссенция мужчины и квинтэссенция жизни, для чего, как выяснилось, не нужно никаких специальных театральных ухищрений. Предельно конкретный «рогатый» муж на сцене, когда его играет хороший актер, неизбежно становится квинтэссенцией абстрактного «рогатого» мужа. И потому, говоря о Польди Анатолия Горячева, хочется вспоминать интонации, мимику, походку, силуэт, положение, в котором застыла нога сидящего в кресле Блума, элегантность ботинка и позы, сообщающая внезапную элегантность образу. И такой порядок вещей, пожалуй, лучше всего воплощает Джойса, создающего из мельчайших бессмысленных мелочей великие смыслы. От малого к большому, от утра к ночи, от одного дня к вечности.
С тем же влюбленным пристрастием и следовало бы изучить Стивена Дедала Юрия Буторина, альтер-эго Джойса в романе и экстравагантного, нервного, саркастичного художника в спектакле. А также многочисленных героев, которых играют актеры и стажеры «Мастерской » Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер.
Впрочем, относительно того, кто оказался в центре режиссерского внимания, двух мнений быть не может. Полина Кутепова в роли Молли, жены Блума, превзошла, если не как актриса (роли ей, как правило, удаются), то как женщина уж точно, любую актрису, любую женщину и саму себя. От первого ее появления на сцене пробуждения, уподобленного рождению богини из волн, до последнего погружения в сон она остается воплощением женственности во всех ее проявлениях. Ненарочитость и легкость, едва заметная лень в голосе и медлительность движений, и бесконечное многообразие красок все это создает неподражаемую картину и даже легкий эффект гипноза.
Очнувшись, пережив восторги, самый занудный зритель, вероятно, задастся вопросом: а, собственно, ради чего? Господа зрители, не занудствуйте! Это Джойс ради Джойса и Джойс ради театра, и этого более чем достаточно.
Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,