«Я ехал в свой самый глубокий ужас…»
От воспоминаний не уйти /
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время /
В Мастерской Петра Фоменко в камерном Сером зале на Старой сцене премьера спектакля «По ту сторону ветра». В основе постановки Майи Дороженко, выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), сочинения Романа Михайлова – математика, писателя и режиссера. Магические сказки, входящие в сборник «Ягоды», были написаны в разные годы. Отдельные тексты ранее уже использовали в фильмах и спектаклях, но все вместе они – безумие как способ изменить реальность.
Зритель постепенно погружается в воспоминания лирического героя, которые смешиваются и в конце концов трансформируются в это самое безумие.
«Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно…»
Мужчина (Владимир Топцов) оказывается у развалин дома. Полный воспоминаний, он встречается с мальчиком (Доминик Мара, Владислав Ташбулатов), а по сути – с самим собой, и ведет диалог со своим внутренним Я – тем юным счастливым и еще не познавшим жизни мальчишкой. И бесконечное количество вопросов, на которые едва ли можно найти ответы, буквально сводит его с ума. Но особую роль во всей этой истории играет мама (Мария Большова, Александра Кесельман), которая одержима идеей птиц-ангелов, у которых «зрение неотделимо от мысли, а мысль неотделима от любви». И именно ее широко раскрытые глаза и дают зрителю понять, что в воздухе витает безумие…
«Я – серый камень? Знаешь. Серый – это в какой-то степени красиво. Я – бетонная стена, пошедшая трещинами и разваливающаяся на куски. Это не тот серый. Словно туман над морем. Это очень красиво!»
А дальше череда событий, которые стремительно сменяют друг друга – история всей жизни того самого мужчины, не столько дает понять, почему он на закате жизни стал серым, как камень, сколько погружают, скорее, во внутренний мир человека, полного страхов и надежд: «Я вижу один сон, будто я умер. А потом я просыпаюсь и боюсь…»
- Тебе страшно?
Да.
Почему?
Потому что я один.
Но сейчас ты не один. Не надо бояться ничего. Не надо бояться.
В течение всей постановки много раз мы будем слышать от действующих лиц, что ничего не надо бояться. Но так ли просто справиться с внутренним напряжением? Что вообще такое страх? Защитная реакция организма? Или внутренняя преграда на пути к новым достижениям? Как долго можно жить в страхе и не сойти с ума? Жить, а не проживать? Не мучиться кошмарами по ночам?
«Если долго дуть, как ветер, то в голове все меняется и наполняется воздухом…»
А что вы скажете про воспоминания? Они делают нас сильнее или убивают? Какую роль вообще они играют в жизни человека? Почему нельзя жить здесь и сейчас? Зачем все время оборачиваться и смотреть назад? Ведь прошлого все равно не вернуть. Зачем отравлять свою жизнь стремлением к тому, что никогда не повторится? Не лучше ли извлечь уроки и идти дальше?
«Грусть твоя шипит. Раньше в тебе была свобода, ты чувствовал движение ветра. Ты слишком долго боялся и превратился в серый камень…»
Все в этом безумном мире абсурдно. Стоит ли искать смысл там, где царят воспоминания? Войны, эпидемии… Человечество прошло много испытаний и впереди еще немало, но главная борьба всегда разворачивается внутри каждого конкретного человека. Борьба, где выигрывает тот, кто не сойдет с ума.
«Вне войны трудно жить. Трудно разбирать, что хорошее, а что плохое. Не знаешь, от кого ждать добра, от кого – зла…»
Лаконичные декорации Азизы Кадыри не случайно серы. Они, как сама жизнь, которую красками наполняет каждый отдельно взятый персонаж. Недаром у Мальчика красная куртка – он, как яркое пятно, которому еще только предстоит превратиться в серый камень и раствориться в толпе. А у чуть больше познавшего жизнь диджея (Кирилл Корнейчук) красными остались только носки. Урод (Рифат Аляутдинов) в прозрачном белом дождевике. Но так ли прекрасна его душа? Или печать уродства лежит не только на его лице? Со временем краски меркнут. И вот уже у Мужчины остается цветным лишь шарф, но и тот бледно бирюзового цвета, словно море, где он некогда жил и о чем сохранил свои лучшие воспоминания…
«Жизнь – она же не контролируется, она направляется. Нужно открывать то, что обычно боишься открывать…»
Текст Романа Михайлова невероятно глубок. Каждая реплика действующих лиц наполнена смыслом настолько, что врезается в память и сердце, отзываясь толикой воспоминаний и невольно подталкивая к размышлениям. Образно и лаконично звучат многие фразы героев, и в голове возникает словно математическая формула, в которую нужно лишь подставить определенные значения из собственной жизни, чтобы найти верное решение.
Но тем не менее «от всего не убежать. Можно забыть, но… Воспоминания сдуло ветром. Где они сейчас? Я не знаю. Я шел туда… Сюда больше никто не вернется. Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно, только воспоминаемому добавлен тонкий звук – мой друг Ветер…» И ведь действительно нельзя ничего вернуть, то, что остается в памяти – может жить только там, и то – до поры до времени. А мы все так же смотрим на мир через то же «окно», но сквозь призму собственных воспоминаний.
Источник: МИР24
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время /
В Мастерской Петра Фоменко в камерном Сером зале на Старой сцене премьера спектакля «По ту сторону ветра». В основе постановки Майи Дороженко, выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), сочинения Романа Михайлова – математика, писателя и режиссера. Магические сказки, входящие в сборник «Ягоды», были написаны в разные годы. Отдельные тексты ранее уже использовали в фильмах и спектаклях, но все вместе они – безумие как способ изменить реальность.
Зритель постепенно погружается в воспоминания лирического героя, которые смешиваются и в конце концов трансформируются в это самое безумие.
«Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно…»
Мужчина (Владимир Топцов) оказывается у развалин дома. Полный воспоминаний, он встречается с мальчиком (Доминик Мара, Владислав Ташбулатов), а по сути – с самим собой, и ведет диалог со своим внутренним Я – тем юным счастливым и еще не познавшим жизни мальчишкой. И бесконечное количество вопросов, на которые едва ли можно найти ответы, буквально сводит его с ума. Но особую роль во всей этой истории играет мама (Мария Большова, Александра Кесельман), которая одержима идеей птиц-ангелов, у которых «зрение неотделимо от мысли, а мысль неотделима от любви». И именно ее широко раскрытые глаза и дают зрителю понять, что в воздухе витает безумие…
«Я – серый камень? Знаешь. Серый – это в какой-то степени красиво. Я – бетонная стена, пошедшая трещинами и разваливающаяся на куски. Это не тот серый. Словно туман над морем. Это очень красиво!»
А дальше череда событий, которые стремительно сменяют друг друга – история всей жизни того самого мужчины, не столько дает понять, почему он на закате жизни стал серым, как камень, сколько погружают, скорее, во внутренний мир человека, полного страхов и надежд: «Я вижу один сон, будто я умер. А потом я просыпаюсь и боюсь…»
- Тебе страшно?
Да.
Почему?
Потому что я один.
Но сейчас ты не один. Не надо бояться ничего. Не надо бояться.
В течение всей постановки много раз мы будем слышать от действующих лиц, что ничего не надо бояться. Но так ли просто справиться с внутренним напряжением? Что вообще такое страх? Защитная реакция организма? Или внутренняя преграда на пути к новым достижениям? Как долго можно жить в страхе и не сойти с ума? Жить, а не проживать? Не мучиться кошмарами по ночам?
«Если долго дуть, как ветер, то в голове все меняется и наполняется воздухом…»
А что вы скажете про воспоминания? Они делают нас сильнее или убивают? Какую роль вообще они играют в жизни человека? Почему нельзя жить здесь и сейчас? Зачем все время оборачиваться и смотреть назад? Ведь прошлого все равно не вернуть. Зачем отравлять свою жизнь стремлением к тому, что никогда не повторится? Не лучше ли извлечь уроки и идти дальше?
«Грусть твоя шипит. Раньше в тебе была свобода, ты чувствовал движение ветра. Ты слишком долго боялся и превратился в серый камень…»
Все в этом безумном мире абсурдно. Стоит ли искать смысл там, где царят воспоминания? Войны, эпидемии… Человечество прошло много испытаний и впереди еще немало, но главная борьба всегда разворачивается внутри каждого конкретного человека. Борьба, где выигрывает тот, кто не сойдет с ума.
«Вне войны трудно жить. Трудно разбирать, что хорошее, а что плохое. Не знаешь, от кого ждать добра, от кого – зла…»
Лаконичные декорации Азизы Кадыри не случайно серы. Они, как сама жизнь, которую красками наполняет каждый отдельно взятый персонаж. Недаром у Мальчика красная куртка – он, как яркое пятно, которому еще только предстоит превратиться в серый камень и раствориться в толпе. А у чуть больше познавшего жизнь диджея (Кирилл Корнейчук) красными остались только носки. Урод (Рифат Аляутдинов) в прозрачном белом дождевике. Но так ли прекрасна его душа? Или печать уродства лежит не только на его лице? Со временем краски меркнут. И вот уже у Мужчины остается цветным лишь шарф, но и тот бледно бирюзового цвета, словно море, где он некогда жил и о чем сохранил свои лучшие воспоминания…
«Жизнь – она же не контролируется, она направляется. Нужно открывать то, что обычно боишься открывать…»
Текст Романа Михайлова невероятно глубок. Каждая реплика действующих лиц наполнена смыслом настолько, что врезается в память и сердце, отзываясь толикой воспоминаний и невольно подталкивая к размышлениям. Образно и лаконично звучат многие фразы героев, и в голове возникает словно математическая формула, в которую нужно лишь подставить определенные значения из собственной жизни, чтобы найти верное решение.
Но тем не менее «от всего не убежать. Можно забыть, но… Воспоминания сдуло ветром. Где они сейчас? Я не знаю. Я шел туда… Сюда больше никто не вернется. Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно, только воспоминаемому добавлен тонкий звук – мой друг Ветер…» И ведь действительно нельзя ничего вернуть, то, что остается в памяти – может жить только там, и то – до поры до времени. А мы все так же смотрим на мир через то же «окно», но сквозь призму собственных воспоминаний.
Источник: МИР24
Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,