Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка
Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы» Ольга Романцова — о премьере в «Мастерской Петра Фоменко»
«Курс доллара неотвратим, как смерть», — говорит «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), героиня спектакля «Двадцать третий», премьера которого накануне состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зрительный зал откликается на эту реплику — смеется и аплодирует в ответ. Название, перекликающееся с событиями 2023 года, по словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, случайное совпадение. Спектакль поставлен по мотивам романа Э. М. Ремарка «Черный обелиск», действие которого происходит в 1923 году.
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,