«Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабаре
В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера постановки по роману Ремарка «Черный обелиск»
Евгений Каменькович, художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» часто выбирает для постановки сложные многофигурные романы, которые прежде ставили редко или вовсе никогда. Это «Дар» по Владимиру Набокову, «Улисс» Джеймса Джойса, «Самое важное» по роману «Венерин волос» Михаила Шишкина. В основе спектакля «Двадцать третий» произведение Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», во многом автобиографическое. Дополняют сюжет постановки фрагменты из его же «Возвращения» и «Гимна коктейлю».
Текст романа адаптировали для сцены артисты театра – Владимир Топцов (в спектакле сыграл владельца погребальной конторы Кроля; известен по постановкам «Театральный роман», «Бесприданница», «Мамаша Кураж» и др.), который и предложил его театру, а также Юрий Буторин (здесь – молодой немец Людвиг Бодмер, работающий в конторе Кроля; его можно увидеть в спектаклях «Мой Брель», «Молли Суини», «Рыжий» и др.). Это не первая их совместная затея: много лет на Старой сцене с успехом идут «Тополя» по рассказу Вампилова, где Топцов и Буторин выступили как авторы идеи, режиссеры и исполнители ролей.
Это история о «потерянном поколении», жизнь которого была навсегда отравлена войной. События разворачиваются в Германии в 1923 году. После окончания Первой мировой люди пытаются нащупать хоть какие-то опоры в условиях нищеты, хаоса, неудержимо растущей инфляции. 25-летний Людвиг, пропустивший собственную молодость, теперь жаждет вырвать у судьбы главное счастье юности – любовь. Он влюблен сразу в двух девушек: платонически – в Изабеллу, которая лечится в психиатрической больнице, и со всей страстью – в акробатку Герду. Но счастья не принесет ни одна из них, впрочем, как и все остальное. Здесь жестоко и безжалостно все время целиком: прошлое, настоящее, грядущее. Не успела утихнуть одна война, как уже зреет новая. Вернувшись в эти края после Второй мировой, герой узнает, что ее почти никто не пережил.
Спектакль представляет собой как бы ожившее воспоминание Людвига Бодмера. Этот герой первым появляется на сцене и в течение 3,5 часов действия почти не покидает ее. «Мы поведем речь о старых временах, – говорит он. – Мир вновь озарился мертвенным светом апокалипсиса. Мир! Никогда еще не говорили о нем больше и не делали для него меньше, чем в наше время».
Пространство спектакля почти стирает приметы конкретного времени и места. Оно довольно условно и лишено бытовых подробностей. В декорациях и костюмах – три основных цвета: черный, красный, желтый. Получается национальный флаг Германии. Но кроме того, это цвета (в соответствующем порядке) погребальной конторы, ночного клуба «Красная мельница» и лечебницы для душевнобольных. Раскрашенные прямоугольные конструкции попеременно опускаются на сцену, всякий раз знаменуя перемену места действия. Сценография символична, но, кажется, ее главная задача – не изобиловать смыслами, а служить достойным фоном. Оформил спектакль Александр Боровский (сотрудничает с такими режиссерами как Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач и др.). Для него в работе заповедь «Не навреди» почти всегда непреложна.
В «Двадцать третьем» Каменькович снова, как и во многих других постановках, всматривается в человека, брошенного в горнило истории. «Черный обелиск» описывает жизнь, полную отчаяния и тоски. Но этот невыносимо трагический сюжет он погружает в контрастную атмосферу веселья. Юмор поселяется даже в самых серьезных диалогах. Читая роман, трудно вообразить его в соединении с эстетикой и духом кабаре. Но именно таким он представлен здесь.
За исключением этого жанрового парадокса, режиссер во всем идет след в след за автором романа. Каменькович не столько предъявляет свою интерпретацию событий, сколько как бы наблюдает их со стороны. Главное для него – дать словам Ремарка прозвучать. Возможно, спектакль даже рисковал бы оказаться просто хорошим пересказом в лицах, если бы не привнесенная им эксцентрика. Как в итальянской комедии дель арте, он дробит сюжет на сценки и каждую из них украшает так называемыми лацци, то есть всякого рода забавными трюками, рассчитанными на зрительский смех.
В финале, не сбавляя темп и не изменяя шальному настроению спектакля, артисты разыгрывают эпилог. «Вернике послали на фронт, и он был убит в 1944 году. Вилли погиб в 1942-м, Отто Бамбус – в 1945-м, Карл Бриль – в 1944-м. Лиза погибла во время бомбежки. Старуха Кроль тоже»; «Скульптор Курт Бах просидел семь лет в концлагере и вышел оттуда нетрудоспособным калекой»; «Георг Кроль умер». И так далее, и так далее. И все это – с поразительной бодростью, без уныния и заупокойных интонаций. Кабаре как оно есть. А зрители плачут.
Источник: «Ведомости»
Текст романа адаптировали для сцены артисты театра – Владимир Топцов (в спектакле сыграл владельца погребальной конторы Кроля; известен по постановкам «Театральный роман», «Бесприданница», «Мамаша Кураж» и др.), который и предложил его театру, а также Юрий Буторин (здесь – молодой немец Людвиг Бодмер, работающий в конторе Кроля; его можно увидеть в спектаклях «Мой Брель», «Молли Суини», «Рыжий» и др.). Это не первая их совместная затея: много лет на Старой сцене с успехом идут «Тополя» по рассказу Вампилова, где Топцов и Буторин выступили как авторы идеи, режиссеры и исполнители ролей.
Это история о «потерянном поколении», жизнь которого была навсегда отравлена войной. События разворачиваются в Германии в 1923 году. После окончания Первой мировой люди пытаются нащупать хоть какие-то опоры в условиях нищеты, хаоса, неудержимо растущей инфляции. 25-летний Людвиг, пропустивший собственную молодость, теперь жаждет вырвать у судьбы главное счастье юности – любовь. Он влюблен сразу в двух девушек: платонически – в Изабеллу, которая лечится в психиатрической больнице, и со всей страстью – в акробатку Герду. Но счастья не принесет ни одна из них, впрочем, как и все остальное. Здесь жестоко и безжалостно все время целиком: прошлое, настоящее, грядущее. Не успела утихнуть одна война, как уже зреет новая. Вернувшись в эти края после Второй мировой, герой узнает, что ее почти никто не пережил.
Спектакль представляет собой как бы ожившее воспоминание Людвига Бодмера. Этот герой первым появляется на сцене и в течение 3,5 часов действия почти не покидает ее. «Мы поведем речь о старых временах, – говорит он. – Мир вновь озарился мертвенным светом апокалипсиса. Мир! Никогда еще не говорили о нем больше и не делали для него меньше, чем в наше время».
Пространство спектакля почти стирает приметы конкретного времени и места. Оно довольно условно и лишено бытовых подробностей. В декорациях и костюмах – три основных цвета: черный, красный, желтый. Получается национальный флаг Германии. Но кроме того, это цвета (в соответствующем порядке) погребальной конторы, ночного клуба «Красная мельница» и лечебницы для душевнобольных. Раскрашенные прямоугольные конструкции попеременно опускаются на сцену, всякий раз знаменуя перемену места действия. Сценография символична, но, кажется, ее главная задача – не изобиловать смыслами, а служить достойным фоном. Оформил спектакль Александр Боровский (сотрудничает с такими режиссерами как Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач и др.). Для него в работе заповедь «Не навреди» почти всегда непреложна.
В «Двадцать третьем» Каменькович снова, как и во многих других постановках, всматривается в человека, брошенного в горнило истории. «Черный обелиск» описывает жизнь, полную отчаяния и тоски. Но этот невыносимо трагический сюжет он погружает в контрастную атмосферу веселья. Юмор поселяется даже в самых серьезных диалогах. Читая роман, трудно вообразить его в соединении с эстетикой и духом кабаре. Но именно таким он представлен здесь.
За исключением этого жанрового парадокса, режиссер во всем идет след в след за автором романа. Каменькович не столько предъявляет свою интерпретацию событий, сколько как бы наблюдает их со стороны. Главное для него – дать словам Ремарка прозвучать. Возможно, спектакль даже рисковал бы оказаться просто хорошим пересказом в лицах, если бы не привнесенная им эксцентрика. Как в итальянской комедии дель арте, он дробит сюжет на сценки и каждую из них украшает так называемыми лацци, то есть всякого рода забавными трюками, рассчитанными на зрительский смех.
В финале, не сбавляя темп и не изменяя шальному настроению спектакля, артисты разыгрывают эпилог. «Вернике послали на фронт, и он был убит в 1944 году. Вилли погиб в 1942-м, Отто Бамбус – в 1945-м, Карл Бриль – в 1944-м. Лиза погибла во время бомбежки. Старуха Кроль тоже»; «Скульптор Курт Бах просидел семь лет в концлагере и вышел оттуда нетрудоспособным калекой»; «Георг Кроль умер». И так далее, и так далее. И все это – с поразительной бодростью, без уныния и заупокойных интонаций. Кабаре как оно есть. А зрители плачут.
Источник: «Ведомости»
Ксения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,