Обелиск на продажу
Евгений Каменькович, который часто шалунью-пьесу гонит, потому что его к суровой прозе клонит («Доктор Живаго», «Венерин волос», «Улисс» и другие важнейшие «кирпичи» русской и мировой литературы), поставил спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка «Черный обелиск» (авторы инсценировки Юрий Буторин и Владимир Топцов). Время действия — 1923 год — подарило ему возможность для множества рифм, при которых, как говорится, все совпадения и аллюзии случайны. Хотите — считывайте их, а хотите — просто смотрите историю про обитателей маленького вымышленного городка Верденбрюка, где во время Второй мировой войны уцелели только два дома — родильный и сумасшедший. И оба стали быстро наполняться обитателями. Впрочем, нас, находящихся на новом витке исторической спирали, так и тянет всматриваться в бездну прошлого, догадываться, куда вывезет логика исторического развития, и мучительно думать о том, как бы избежать этой логики.
Красивое сочетание цветов, романтика смыслов: aus der Schwarze der Knechtschaft durch blutige Schlachten ans goldene Licht der Freiheit («из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы»). Панели этих цветов — основа декорации Александра Боровского. В спектакле, однако, цвета обозначают совсем не восхождение к свободе.
Черный — цвет не столько прошлого рабства, сколько смерти; к ее соседству привыкли, на ней даже пытаются зарабатывать на жизнь главные герои, сотрудники похоронной конторы «Кроль и сыновья»: Кроль (Владимир Топцов) и его младший брат Генрих (Дмитрий Захаров), прячущий за велосипедным шлемом шрамы на лице; Людвиг (Юрий Буторин), лирический герой Ремарка, и юный гробовщик Альфред (Александр Моровов), изнывающий по женщинам так безнадежно и страстно, что в сценическом выражении его страсть превращается то в оперное пение, то в балетные па.
Красный — цвет не столько крови, сколько жизни: торопливой, жадной до развлечений, танцев, выпивки, быстрых связей, игры на бирже, благо скачки курса немецкой марки дарят жителям такой же ежедневный адреналин, как скачки на ипподроме. Иллюзию полноты жизни пытается воссоздать заведение «Красная мельница», в котором находят отдохновение бывшие однополчане, заработок — постаревшие проститутки, и которое «берут в работу» — как рассадник вредных мыслей и разврата — будущие штурмовики и идеологи зарождающегося национал-социализма. Граница между цветом смерти и цветом жизни проходит порой прямо через семью. Такова бездетная семья мясника Вацека (Тагир Рахимов) и его жены Лизы (Ксения Кутепова): он тоже зарабатывает на смерти — режет лошадей по ночам, пахнет смертью, презирает одеколон (примут за педераста) и бешено ревнует жену; она всегда одна, хоть кажется всем доступной в своих вызывающих платьях всех оттенков красного, слегка пьяна и вечно влюблена в постаревшего Кроля.
И, наконец, желтый вместо золотого — цвет души и разума (а они больны), цвет «желтого дома», где Людвиг находит и любовь сумасшедшей девушки Женевьевы-Изабеллы (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием, и пищу для ума в беседах с пастором (Степан Пьянков) и доктором (Олег Любимов), и тень искусства (по выходным играет на органе). Но реальная Женевьева выздоравливает, а вымышленная Изабелла исчезает вместе с любовью к неведомому Рудольфу, которым Людвиг соглашался побыть рядом с ней. Ему самому выпадает счастливый билет уехать в Берлин и стать корреспондентом газеты — счастливый билет в мире, летящем в пропасть новой войны, в которой погибнут почти все обитатели Верденбрюка. Людвиг кажется родным братом более известного героя Ремарка, Роберта Локампа из «Трех товарищей».
Собственно, весь спектакль — это сценки короткой передышки между двумя войнами, которые пришлись на одно поколение. Слишком старательно упакованные режиссером в яркую театральную форму, где злодеи смешны, а герои обаятельны, женщины обворожительны даже в смирительных рубашках (а уж в красных-то платьях), а мужчины беспечно смелы и остроумны. Где все немного расслаблены в своем послевоенном выдохе и все никак не соберутся, чтобы сделать предвоенный вдох — почувствовать опасность зарождения новой бойни в разговорах об ущемленной гордости и былом величии нации. Пикировки немцев образца 1923-го из спектакля Евгения Каменьковича о причинах и следствиях бедственного положения страны очень похожи на внутренние разборки наших соотечественников, хотя, чего уж там, выглядят гораздо более миролюбиво. «Двадцать третий» заходит издалека, обаятельно увещевает не повторять исторических ошибок, разнообразно развлекает, старательно избегает мрачных интонаций и вовсе не стремится выглядеть опасным бунтарем — и все-таки вносит каплю озона в душную атмосферу за окном. Уже немалая причина, чтобы сказать театру спасибо.
Источник: «Петербургский театральный журнал. Блог»
Красивое сочетание цветов, романтика смыслов: aus der Schwarze der Knechtschaft durch blutige Schlachten ans goldene Licht der Freiheit («из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы»). Панели этих цветов — основа декорации Александра Боровского. В спектакле, однако, цвета обозначают совсем не восхождение к свободе.
Черный — цвет не столько прошлого рабства, сколько смерти; к ее соседству привыкли, на ней даже пытаются зарабатывать на жизнь главные герои, сотрудники похоронной конторы «Кроль и сыновья»: Кроль (Владимир Топцов) и его младший брат Генрих (Дмитрий Захаров), прячущий за велосипедным шлемом шрамы на лице; Людвиг (Юрий Буторин), лирический герой Ремарка, и юный гробовщик Альфред (Александр Моровов), изнывающий по женщинам так безнадежно и страстно, что в сценическом выражении его страсть превращается то в оперное пение, то в балетные па.
Красный — цвет не столько крови, сколько жизни: торопливой, жадной до развлечений, танцев, выпивки, быстрых связей, игры на бирже, благо скачки курса немецкой марки дарят жителям такой же ежедневный адреналин, как скачки на ипподроме. Иллюзию полноты жизни пытается воссоздать заведение «Красная мельница», в котором находят отдохновение бывшие однополчане, заработок — постаревшие проститутки, и которое «берут в работу» — как рассадник вредных мыслей и разврата — будущие штурмовики и идеологи зарождающегося национал-социализма. Граница между цветом смерти и цветом жизни проходит порой прямо через семью. Такова бездетная семья мясника Вацека (Тагир Рахимов) и его жены Лизы (Ксения Кутепова): он тоже зарабатывает на смерти — режет лошадей по ночам, пахнет смертью, презирает одеколон (примут за педераста) и бешено ревнует жену; она всегда одна, хоть кажется всем доступной в своих вызывающих платьях всех оттенков красного, слегка пьяна и вечно влюблена в постаревшего Кроля.
И, наконец, желтый вместо золотого — цвет души и разума (а они больны), цвет «желтого дома», где Людвиг находит и любовь сумасшедшей девушки Женевьевы-Изабеллы (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием, и пищу для ума в беседах с пастором (Степан Пьянков) и доктором (Олег Любимов), и тень искусства (по выходным играет на органе). Но реальная Женевьева выздоравливает, а вымышленная Изабелла исчезает вместе с любовью к неведомому Рудольфу, которым Людвиг соглашался побыть рядом с ней. Ему самому выпадает счастливый билет уехать в Берлин и стать корреспондентом газеты — счастливый билет в мире, летящем в пропасть новой войны, в которой погибнут почти все обитатели Верденбрюка. Людвиг кажется родным братом более известного героя Ремарка, Роберта Локампа из «Трех товарищей».
Собственно, весь спектакль — это сценки короткой передышки между двумя войнами, которые пришлись на одно поколение. Слишком старательно упакованные режиссером в яркую театральную форму, где злодеи смешны, а герои обаятельны, женщины обворожительны даже в смирительных рубашках (а уж в красных-то платьях), а мужчины беспечно смелы и остроумны. Где все немного расслаблены в своем послевоенном выдохе и все никак не соберутся, чтобы сделать предвоенный вдох — почувствовать опасность зарождения новой бойни в разговорах об ущемленной гордости и былом величии нации. Пикировки немцев образца 1923-го из спектакля Евгения Каменьковича о причинах и следствиях бедственного положения страны очень похожи на внутренние разборки наших соотечественников, хотя, чего уж там, выглядят гораздо более миролюбиво. «Двадцать третий» заходит издалека, обаятельно увещевает не повторять исторических ошибок, разнообразно развлекает, старательно избегает мрачных интонаций и вовсе не стремится выглядеть опасным бунтарем — и все-таки вносит каплю озона в душную атмосферу за окном. Уже немалая причина, чтобы сказать театру спасибо.
Источник: «Петербургский театральный журнал. Блог»
Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,