Мир на выдохе
Премьера «Двадцать третий» в «Мастерской Петра Фоменко»
Евгений Каменькович поставил «Чёрный обелиск» Ремарка – роман о «потерянном поколении», которое прошло через Первую мировую и обстоятельства, когда «смерть – только статистика», через национальное унижение и беспрецедентную гиперинфляцию, когда курс доллара каждый день бил новые рекорды – от тысяч до миллиардов. Дошло до того, что драгоценности, мебель, вещи, оставшиеся после умерших, меняли на картофель и хлеб.
На пустой сцене – крупная вывеска «1923» (она же – счетчик курса с неудержимой сменой цифр). «Никогда еще не говорили о мире больше и не делали для него меньше, чем в наше время», – скажет 25-летний Людвиг (Юрий Буторин) о передышке между двух мировых войн. На Первую он пошёл, не успев повзрослеть, и теперь – на пороге Второй – вынужден «торговать смертью»: работать в похоронном бюро, а по выходным играть на органе в часовне при психиатрической больнице.
Три локации послевоенной жизни художник Александр Боровский запараллелил с немецким триколором: чёрная, красная, жёлтая панель по очереди опускаются на сцену – и делаются то мрачной конторой, где продают надгробия, то ночным клубом, то двором сумасшедшего дома. Костюмы Марии Боровской сделаны в тон: поставщики ритуальных услуг ходят исключительно в чёрном – в том числе Людвиг в гетрах и хулиганской кепке по моде 20-х годов; в кабаре «Красная мельница» все, от проституток до хозяина, одеты под стать названию; доктор и священник предпочитают желтый, ну а пациенты с нервными расстройствами, на военной и любовной почве, носят пижамы в жёлтую полоску. В финале три панели, три цвета объединятся, но символика флага Германии – «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» – тут играет другими смыслами.
Чёрный – социальная депрессия и смерти
«Кроль и сыновья» работают с самой разной клиентурой: их каталог начинают могильные камни для бедняков, а завершают надгробия из черного гранита для клиентов с большой денежной массой. К её обесцениванию они относятся с несмешливым цинизмом, собираются, чтобы пропустить по бокалу среди крестов – чем хуже барной стойки? – и с чёрным юмором комментируют положение дел: спекуляция с векселями помогает держаться на плаву, на руку высокая смертность в эпидемию гриппа и множество самоубийств. Но в поисках новых сделок младший Кроль (Дмитрий Захаров) вынужден колесить на велосипеде по деревням. На сцену он так и выруливает: в велосипедном шлеме, под которым прячет шрамы. И своими выпадами говорит о ресентименте – как он возникает в общественном сознании, как вырастает чувство озлобленности и враждебности ко всем, кто стал причиной унижения страны, понятно из пикировок Генриха с братом-компаньоном Георгом (Владимир Топцов). Позор поражения в Первой мировой и выход из кризиса они видят абсолютно по-разному. Эта поляризация мнений, даже внутри одной семьи, – параллель с нашим двадцать третьим. В спектакле «фоменок» их много, хоть и неявных, не утрированных.
Жёлтый – больная душа и её терапия
Евгений Каменькович ничуть не сгущает краски, не нагоняет сумрака и вообще-то выводит разговор из социальной плоскости в философскую. Ищет вместе с главным героем способ защититься от эсхатологического переживания большой беды, от экзистенциальной растерянности, от неразрешимых противоречий – и остаться собой. Людвиг не завоевывает право на жизнь, как перекупщики, которые «оседлали» инфляционный хаос и наживаются, как могут и на чём могут. Не поддается националистическим настроениям. «Сдуваться», опускаться он тоже не собирается. Но пробует дотянуться до смысла – и в отношениях с женщинами, и в беседах со священником, чтобы хоть немного снова довериться Богу, хоть отчасти понять, почему Он основательно «подвёл». «Сомнение – обратная сторона веры», – говорит пастор и созерцает бокал вина. Выпить, между прочим, предлагает и доктор «жёлтого дома» – за беседой о безумии и бегстве от действительности. Эти два эскаписта – и врачевателя душ – точно знают: безмерное несчастье многих сделало людьми. И человеческого достоинства никто не отменял, даже если ты – среди пассажиров поезда, который сошёл с маршрута и без остановок мчится навстречу всеобщей катастрофе.
Красный – безудержная жажда жизни
На всех уже наползает тень нацизма и новой мировой войны. Но пока – «на выдохе» – вчерашние мальчишки, которых целыми классами отправляли на фронт, пытаются наверстать упущенное. Собираются по ночам в «Красной мельнице», пьют коктейли с десятком ингредиентов и танцуют с женщинами, готовыми на секс-услуги или просто на головокружительно быстрые связи. Перья и шнуровки, кружева и воланы – всё здесь вызывающе красного цвета и «заявляет» о жажде полнокровной жизни. За одной стойкой её суррогаты глотают и бывшие фронтовики, которые выбрались из военной мясорубки с мыслью «никогда больше», и будущие штурмовики, «заряженные» реваншистскими настроениями.
Пацифисты и реваншисты тут же и столкнуться – стенка на стенку – но большая драка пройдет за панелью. Она опустится, как стена, а в просвете будут только ноги и адская сутолока – марширующие ряды чёрных сапог разобьются под напором красных ботинок и туфелек.
«Запоздалая юность»
В «Красной мельнице» «сентиментальный философ» Людвиг знакомится с циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), отбивающей ногами ритмы «ревущих двадцатых» – и тут же получает поцелуй, горячий, как гуляш, которым она всегда не прочь подкрепиться. «Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения», – скажет она, когда они раскинутся на подушке. Отношения Герда строит в стиле «свинг», так же быстро и легко, как танцует, без лишних сантиментов – но со здоровым аппетитом к жизни. От настоящего момента без стеснения берёт всё, что только может взять. Тактика не беспроигрышная. Но никакая стратегия в 1923-м невозможна: уже через день может оказаться «просрочкой». А значит – лучше «воспламеняться», как коктейль, по крайней мере, пока…
От земной, очень конкретной Герды «бедный мальчик» бежит к Женевьеве-Изабелле (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием и со своей параллельной реальностью. Тяга к иррациональному, к красоте мысли, не стесненной рамками «здравомыслия», оказывается посильнее физического влечения к женщине. Но болезнь уходит – непостижимая Женевьева становится обычной Изабеллой. И Людвиг круто меняет свой маршрут – едет в Берлин за работой корреспондента. Почти все, кого он оставит, – как потом и нацистскую Германию, – на прощание скажут, как обошлась с ними история: умер в концлагере, погиб на фронте, вернулся калекой, попала под бомбежку…В городе уцелело всего два дома – родильный и сумасшедший – и оба сразу же переполнились.
Но гарь истории в «Двадцать третьем» не чувствуется, «не бьёт в нос». С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная «фоменками» как весёлая безысходность, отзывается далеким эхо, – и «усилители» спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в «Мастерской Петра Фоменко» их озвучили без обреченных интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из «меднолобой массы», которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание «заставить, научить себя любить жизнь», как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.
Источник: «Театрал»
На пустой сцене – крупная вывеска «1923» (она же – счетчик курса с неудержимой сменой цифр). «Никогда еще не говорили о мире больше и не делали для него меньше, чем в наше время», – скажет 25-летний Людвиг (Юрий Буторин) о передышке между двух мировых войн. На Первую он пошёл, не успев повзрослеть, и теперь – на пороге Второй – вынужден «торговать смертью»: работать в похоронном бюро, а по выходным играть на органе в часовне при психиатрической больнице.
Три локации послевоенной жизни художник Александр Боровский запараллелил с немецким триколором: чёрная, красная, жёлтая панель по очереди опускаются на сцену – и делаются то мрачной конторой, где продают надгробия, то ночным клубом, то двором сумасшедшего дома. Костюмы Марии Боровской сделаны в тон: поставщики ритуальных услуг ходят исключительно в чёрном – в том числе Людвиг в гетрах и хулиганской кепке по моде 20-х годов; в кабаре «Красная мельница» все, от проституток до хозяина, одеты под стать названию; доктор и священник предпочитают желтый, ну а пациенты с нервными расстройствами, на военной и любовной почве, носят пижамы в жёлтую полоску. В финале три панели, три цвета объединятся, но символика флага Германии – «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» – тут играет другими смыслами.
Чёрный – социальная депрессия и смерти
«Кроль и сыновья» работают с самой разной клиентурой: их каталог начинают могильные камни для бедняков, а завершают надгробия из черного гранита для клиентов с большой денежной массой. К её обесцениванию они относятся с несмешливым цинизмом, собираются, чтобы пропустить по бокалу среди крестов – чем хуже барной стойки? – и с чёрным юмором комментируют положение дел: спекуляция с векселями помогает держаться на плаву, на руку высокая смертность в эпидемию гриппа и множество самоубийств. Но в поисках новых сделок младший Кроль (Дмитрий Захаров) вынужден колесить на велосипеде по деревням. На сцену он так и выруливает: в велосипедном шлеме, под которым прячет шрамы. И своими выпадами говорит о ресентименте – как он возникает в общественном сознании, как вырастает чувство озлобленности и враждебности ко всем, кто стал причиной унижения страны, понятно из пикировок Генриха с братом-компаньоном Георгом (Владимир Топцов). Позор поражения в Первой мировой и выход из кризиса они видят абсолютно по-разному. Эта поляризация мнений, даже внутри одной семьи, – параллель с нашим двадцать третьим. В спектакле «фоменок» их много, хоть и неявных, не утрированных.
Жёлтый – больная душа и её терапия
Евгений Каменькович ничуть не сгущает краски, не нагоняет сумрака и вообще-то выводит разговор из социальной плоскости в философскую. Ищет вместе с главным героем способ защититься от эсхатологического переживания большой беды, от экзистенциальной растерянности, от неразрешимых противоречий – и остаться собой. Людвиг не завоевывает право на жизнь, как перекупщики, которые «оседлали» инфляционный хаос и наживаются, как могут и на чём могут. Не поддается националистическим настроениям. «Сдуваться», опускаться он тоже не собирается. Но пробует дотянуться до смысла – и в отношениях с женщинами, и в беседах со священником, чтобы хоть немного снова довериться Богу, хоть отчасти понять, почему Он основательно «подвёл». «Сомнение – обратная сторона веры», – говорит пастор и созерцает бокал вина. Выпить, между прочим, предлагает и доктор «жёлтого дома» – за беседой о безумии и бегстве от действительности. Эти два эскаписта – и врачевателя душ – точно знают: безмерное несчастье многих сделало людьми. И человеческого достоинства никто не отменял, даже если ты – среди пассажиров поезда, который сошёл с маршрута и без остановок мчится навстречу всеобщей катастрофе.
Красный – безудержная жажда жизни
На всех уже наползает тень нацизма и новой мировой войны. Но пока – «на выдохе» – вчерашние мальчишки, которых целыми классами отправляли на фронт, пытаются наверстать упущенное. Собираются по ночам в «Красной мельнице», пьют коктейли с десятком ингредиентов и танцуют с женщинами, готовыми на секс-услуги или просто на головокружительно быстрые связи. Перья и шнуровки, кружева и воланы – всё здесь вызывающе красного цвета и «заявляет» о жажде полнокровной жизни. За одной стойкой её суррогаты глотают и бывшие фронтовики, которые выбрались из военной мясорубки с мыслью «никогда больше», и будущие штурмовики, «заряженные» реваншистскими настроениями.
Пацифисты и реваншисты тут же и столкнуться – стенка на стенку – но большая драка пройдет за панелью. Она опустится, как стена, а в просвете будут только ноги и адская сутолока – марширующие ряды чёрных сапог разобьются под напором красных ботинок и туфелек.
«Запоздалая юность»
В «Красной мельнице» «сентиментальный философ» Людвиг знакомится с циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), отбивающей ногами ритмы «ревущих двадцатых» – и тут же получает поцелуй, горячий, как гуляш, которым она всегда не прочь подкрепиться. «Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения», – скажет она, когда они раскинутся на подушке. Отношения Герда строит в стиле «свинг», так же быстро и легко, как танцует, без лишних сантиментов – но со здоровым аппетитом к жизни. От настоящего момента без стеснения берёт всё, что только может взять. Тактика не беспроигрышная. Но никакая стратегия в 1923-м невозможна: уже через день может оказаться «просрочкой». А значит – лучше «воспламеняться», как коктейль, по крайней мере, пока…
От земной, очень конкретной Герды «бедный мальчик» бежит к Женевьеве-Изабелле (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием и со своей параллельной реальностью. Тяга к иррациональному, к красоте мысли, не стесненной рамками «здравомыслия», оказывается посильнее физического влечения к женщине. Но болезнь уходит – непостижимая Женевьева становится обычной Изабеллой. И Людвиг круто меняет свой маршрут – едет в Берлин за работой корреспондента. Почти все, кого он оставит, – как потом и нацистскую Германию, – на прощание скажут, как обошлась с ними история: умер в концлагере, погиб на фронте, вернулся калекой, попала под бомбежку…В городе уцелело всего два дома – родильный и сумасшедший – и оба сразу же переполнились.
Но гарь истории в «Двадцать третьем» не чувствуется, «не бьёт в нос». С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная «фоменками» как весёлая безысходность, отзывается далеким эхо, – и «усилители» спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в «Мастерской Петра Фоменко» их озвучили без обреченных интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из «меднолобой массы», которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание «заставить, научить себя любить жизнь», как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.
Источник: «Театрал»
Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,