«Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру «Пугачева» Есенина
Федор Малышев после окончания ГИТИСа в 2011 году вошел труппу «Мастерской Петра Фоменко» сначала как актер. А в 2015-м дебютировал как режиссер с моноспектаклем «Смешной человек» по Достоевскому. Сейчас в списке его режиссерских работ постановки по Гоголю, Булгакову, Пушкину, Маяковскому. К своей постановке «Пугачева» режиссер предпослал эпиграфом слова Николая Бердяева: «Русский народ – народ государственный, серьезный… и он же склонен к бунту, к вольнице, анархии. Он не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, Пугачева… Русские – бегуны и разбойники. И русские – странники, ищущие Божьей правды».
Критика встретила «Пугачева» Сергея Есенина неприятием. Драматическую поэму обвиняли во всем и сразу. И в идеологической непроработанности, и в вялости стиха, и в отсутствии больших образов. Самым горьким был упрек Всеволода Мейерхольда, которому Есенин предложил «Пугачева» для постановки. Великий режиссер счел поэму сценически слабой («все держится на слове, а не на действии»). Есенин поэму защищал, как мог. Часто читал из нее куски в своих выступлениях, особенно любил монолог Хлопуши («Разве плохо написано?»). Но при жизни так и не дождался постановки своего «Пугачева», которого позднее критики назовут одним из самых важных произведений поэта. Инициатором обращения театра к «Пугачеву» стал в конце шестидесятых годов друг поэта драматург и сценарист Николай Эрдман. Он же написал серию интермедий для постановки Юрия Любимова. «Пугачев» с Хлопушей – Владимиром Высоцким и Емельяном Пугачевым – Николаем Губенко стал одной из вершин поэтического театра Таганки.
Если для Юрия Любимова проводником в мир есенинской поэмы стал Эрдман, то для Федора Малышева – Маяковский. Постановка «Маяковский. Послушайте» явно стала трамплином на пути к «Пугачеву». Федор Малышев здесь выступал и как артист, и как автор инсценировки. Он включил в свою постановку на старой сцене «Мастерской» помимо стихов Маяковского строчки из автобиографии поэта, и из его писем. Спектакль-стихотворение строился на ритме, рифмах, интонации. Сейчас понятно, что камерная постановка, где стихи Маяковского прорывали предложенные временем и бытом обстоятельства, – была эскизом и наброском будущих тем и постановочных решений масштабного многофигурного «Пугачева».
«Пугачев» Федора Малышева начинается с пролога – калика перехожий (Владимир Топцов) с бандурой рассказывает притчу об орле, который живет тридцать три года и питается свежей добычей, и вороне, который живет триста лет и питается падалью. Зачин определяет притчевый характер истории пугачевского бунта, ставшего мифом и сказкой, которую рассказывают (поют) детям деды.
Малышев вплел в ткань постановки стихи и песни Есенина, Пушкина, Летова, Башлачева, Высоцкого, Твардовского, Хаски Актеры «Мастерской» читают стихи так, как умеют читать стихи только на этой сцене. В акустическом пространстве спектакля рождается поэтический образ степной России, того великого, необозримого, просторного, тоскливого и обетованного простора, который мы привыкли объединять под именем Руси. Есенинский Пугачев, бесконечно далекий от своего исторического прототипа, по роковой силе своего таланта лидера, по «бесконечности идеала» и по масштабу своей душевной муки, – русский бунтовщик, вобравший все лучшие и худшие черты национального характера.
Рыжебородый бродяга появляется на сцене, двигаясь крадучись, присматриваясь с воровской зоркостью ко всем встречным.
Поговорка «вот мужик – встретишься и не разойдешься» – это про него. Может приворожить так, что войдешь за ним в огонь и воду. А может и пришибить на месте, если размахнется рука. С яицкими мятежниками, напоминающими воинскую мастеровую артель (Василий Фирсов, Дмитрий Захаров, Дмитрий Рудков, Павел Яковлев, Вениамин Краснянский), он находит общий язык легко и сразу.
И мы можем на увидеть «как начинается русский бунт» и как он набирает силу. Фантом убитого императора Петра Федоровича (Томас Моцкус) в красном камзоле с колокольчиком в руках придает мятежу ноту сумасшествия, любому мятежу необходимую.
«Пугачев» Есенина на сцене «Мастерской» – спектакль из категории чуда. Тем более удивительного под конец сезона, когда уже ничего не ждешь. Когда усталым кажется сам театральный воздух, а приемы театрального сундука выглядят такими потертыми, годными только на то, чтобы ими игрались лапки затейника-постмодерниста «Пугачев» в «Мастерской Петра Фоменко» обрушивается на тебя с очистительной силой и яростью грозы. В ее раскатах можно расслышать рокот Таганки и раннего Ленкома. И совсем древнюю театральную магию спектакля-ритуала. Хореограф Виталий Довгалюк выстроил завораживающие пластические этюды, отсылающие к фигурам танца, битвы, прощального оплакивания.
В спектакле звучат былины, народные песни, частушки Дрожит и гудит разбуженная степь. Сценограф Евгения Шутина и художник по свету Степан Синицын сумели хороводом стен, сбитых из деревянных планок, передать то стены окруженных мятежниками городов, то частоколы деревень.
Яростный мужской мир казачей вольницы плещется на сцене, опрокидывая волны энергии в зрительный зал. На этом спектакле зал сидит завороженный, боясь шевельнуться в очарованном магическом круге.
И только белый звук песни девушек-плакальщиц переключает победный захлеб бунтовщиков в регистр горя, потерь, поражения. Мы видели как начинается русский бунт и видим как он заканчивается. Победы учат великодушию и отваге. Поражение – предательству и трусости. Боевые товарищи сдают вожака также искренне и истово как за ним шли.
В финале Пугачева окружает частокол уходящей в небеса клетки. Белый с небес струящийся свет накрывает его своей пеленой
«А казалось казалось еще вчера
Дорогие мои дорогие. .. хор-рошие».
Источник: «Театрал»
Критика встретила «Пугачева» Сергея Есенина неприятием. Драматическую поэму обвиняли во всем и сразу. И в идеологической непроработанности, и в вялости стиха, и в отсутствии больших образов. Самым горьким был упрек Всеволода Мейерхольда, которому Есенин предложил «Пугачева» для постановки. Великий режиссер счел поэму сценически слабой («все держится на слове, а не на действии»). Есенин поэму защищал, как мог. Часто читал из нее куски в своих выступлениях, особенно любил монолог Хлопуши («Разве плохо написано?»). Но при жизни так и не дождался постановки своего «Пугачева», которого позднее критики назовут одним из самых важных произведений поэта. Инициатором обращения театра к «Пугачеву» стал в конце шестидесятых годов друг поэта драматург и сценарист Николай Эрдман. Он же написал серию интермедий для постановки Юрия Любимова. «Пугачев» с Хлопушей – Владимиром Высоцким и Емельяном Пугачевым – Николаем Губенко стал одной из вершин поэтического театра Таганки.
Если для Юрия Любимова проводником в мир есенинской поэмы стал Эрдман, то для Федора Малышева – Маяковский. Постановка «Маяковский. Послушайте» явно стала трамплином на пути к «Пугачеву». Федор Малышев здесь выступал и как артист, и как автор инсценировки. Он включил в свою постановку на старой сцене «Мастерской» помимо стихов Маяковского строчки из автобиографии поэта, и из его писем. Спектакль-стихотворение строился на ритме, рифмах, интонации. Сейчас понятно, что камерная постановка, где стихи Маяковского прорывали предложенные временем и бытом обстоятельства, – была эскизом и наброском будущих тем и постановочных решений масштабного многофигурного «Пугачева».
«Пугачев» Федора Малышева начинается с пролога – калика перехожий (Владимир Топцов) с бандурой рассказывает притчу об орле, который живет тридцать три года и питается свежей добычей, и вороне, который живет триста лет и питается падалью. Зачин определяет притчевый характер истории пугачевского бунта, ставшего мифом и сказкой, которую рассказывают (поют) детям деды.
Малышев вплел в ткань постановки стихи и песни Есенина, Пушкина, Летова, Башлачева, Высоцкого, Твардовского, Хаски Актеры «Мастерской» читают стихи так, как умеют читать стихи только на этой сцене. В акустическом пространстве спектакля рождается поэтический образ степной России, того великого, необозримого, просторного, тоскливого и обетованного простора, который мы привыкли объединять под именем Руси. Есенинский Пугачев, бесконечно далекий от своего исторического прототипа, по роковой силе своего таланта лидера, по «бесконечности идеала» и по масштабу своей душевной муки, – русский бунтовщик, вобравший все лучшие и худшие черты национального характера.
Рыжебородый бродяга появляется на сцене, двигаясь крадучись, присматриваясь с воровской зоркостью ко всем встречным.
Поговорка «вот мужик – встретишься и не разойдешься» – это про него. Может приворожить так, что войдешь за ним в огонь и воду. А может и пришибить на месте, если размахнется рука. С яицкими мятежниками, напоминающими воинскую мастеровую артель (Василий Фирсов, Дмитрий Захаров, Дмитрий Рудков, Павел Яковлев, Вениамин Краснянский), он находит общий язык легко и сразу.
И мы можем на увидеть «как начинается русский бунт» и как он набирает силу. Фантом убитого императора Петра Федоровича (Томас Моцкус) в красном камзоле с колокольчиком в руках придает мятежу ноту сумасшествия, любому мятежу необходимую.
«Пугачев» Есенина на сцене «Мастерской» – спектакль из категории чуда. Тем более удивительного под конец сезона, когда уже ничего не ждешь. Когда усталым кажется сам театральный воздух, а приемы театрального сундука выглядят такими потертыми, годными только на то, чтобы ими игрались лапки затейника-постмодерниста «Пугачев» в «Мастерской Петра Фоменко» обрушивается на тебя с очистительной силой и яростью грозы. В ее раскатах можно расслышать рокот Таганки и раннего Ленкома. И совсем древнюю театральную магию спектакля-ритуала. Хореограф Виталий Довгалюк выстроил завораживающие пластические этюды, отсылающие к фигурам танца, битвы, прощального оплакивания.
В спектакле звучат былины, народные песни, частушки Дрожит и гудит разбуженная степь. Сценограф Евгения Шутина и художник по свету Степан Синицын сумели хороводом стен, сбитых из деревянных планок, передать то стены окруженных мятежниками городов, то частоколы деревень.
Яростный мужской мир казачей вольницы плещется на сцене, опрокидывая волны энергии в зрительный зал. На этом спектакле зал сидит завороженный, боясь шевельнуться в очарованном магическом круге.
И только белый звук песни девушек-плакальщиц переключает победный захлеб бунтовщиков в регистр горя, потерь, поражения. Мы видели как начинается русский бунт и видим как он заканчивается. Победы учат великодушию и отваге. Поражение – предательству и трусости. Боевые товарищи сдают вожака также искренне и истово как за ним шли.
В финале Пугачева окружает частокол уходящей в небеса клетки. Белый с небес струящийся свет накрывает его своей пеленой
«А казалось казалось еще вчера
Дорогие мои дорогие. .. хор-рошие».
Источник: «Театрал»
Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,