Трагедия с видом на реку
Среди популярных столичных театров «Мастерская Петра Фоменко» занимает особое место. Почти каждая работа театра отмечена признанием театральной общественности, но его малые размеры не давали стать доступным для более широкого круга зрителей. Под Новый год эта проблема была решена: благодаря поддержке московского правительства театр обрел достойное помещение с большим залом на 450 мест (плюс малый на 150) на берегу Москвы-реки. Из фойе открывается великолепный пейзаж, который органично «вошел» и в первую премьеру на новой сцене спектакль «Бесприданница» по Островскому в постановке Петра Фоменко.
В версии Петра Наумовича хрестоматийная история Ларисы Огудаловой это трагедия прелестной рефлексирующей молодой женщины, которой заведомо нет места в мире, где никто никого не любит, где все построено на делячестве и выгоде. Выгоду в этом сюжете ищут все, включая жениха и мать, поэтому думающая и вольнолюбивая личность здесь трагически обречена. И этот камертон в спектакле Фоменко четко и ритмично отсчитывает «такты» стремительно приближающегося финала.
Как только Лариса Дмитриевна с Харитой Игнатьевной в сопровождении новоявленного жениха Карандышева появляются на набережной Волги, где в открытом кафе за «чашкой чаю» начинают «рабочий день» самые уважаемые в городе люди дельцы Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), начался отсчет ее уходящей жизни.
Лариса, быть может, с последней верой в лучшее смотрит в подзорную трубу на волжский простор, надеясь в смутной дали увидеть хоть какой-то проблеск, но устало и безнадежно отводит взгляд: нет, ждать нечего, вода мертвенно спокойна и равнодушна. Во втором акте, когда как в омут она ринулась на паратовскую «Ласточку», и после, утратив последнюю надежду на то, что нужна, что ее любят, она делает осторожную попытку шагнуть в водную муть. Но не может преодолеть этот последний барьер, отделяющий ее молодую жизнь от холодного и неведомого ничто.
Это главный мотив спектакля, поэтому остальные участники истории становятся некими безликими фигурами, про которых все понятно, а потому актерам и не надо особо стараться, чтобы раскрыть характеры и сущность своих героев. Кнуров и Вожеватов, утомленные достижением богатства и положения в обществе, пресыщены и равнодушны ко всему, что не затрагивает их финансовых интересов. Хотя и не прочь без особых усилий заполучить Ларису для любовных утех, но особо «париться» не собираются. «Блестящий барин» Паратов (Илья Любимов) в своей подлости по отношению к Ларисе настолько предсказуем, что и она сама отнюдь не обольщается, идя к нему в объятья финал все равно предрешен
Мелкий чиновничишко Карандышев в исполнении Евгения Цыганова не столько глуп, сколько духовно ничтожен, а еще он органически не способен на простые человеческие чувства, в которых так нуждается его невеста. Артист играет своего героя так, что ему вроде и хочется посочувствовать, но не получается. В финальной сцене он вызывает отвращение, когда настойчиво и грубо тянет за руку бездыханное тело Ларисы, пытаясь показать всему миру, что все же она досталась ему, и только ему.
Поразительный, в чем-то страшный образ Хариты Игнатьевны создает Наталья Курдюбова. Это не молодящаяся дамочка, которая не прочь за счет дочери наладить и свою личную жизнь, а умная, уставшая от борьбы, изуверившаяся уже во всем женщина эпохи декаданса. Она понимает, что ее красавице и умнице дочери ничего хорошего в этой жизни не светит, поэтому в каком-то сомнамбулическом ступоре с апатией взирает на происходящее, покуривая свою пахитоску.
Пожалуй, лишь один персонаж пьяница Робинзон в исполнении Владимира Топцова вызывает симпатию, хотя бы за то, что не так равнодушен и безжалостен к Ларисе, как все остальные. И на том спасибо. Хороша и органична тетка Карандышева. Галина Кашковская сделала из своего второстепенного персонажа живую женщину: она хоть вилки и считает, но беспрерывно романсы поет.
Нет в этом спектакле обычного купеческого колорита, сценография акварельно-сероватая, будто в дымке (художник Владимир Максимов). Деревянные лестницы и мостки на разных уровнях как бы разводят по кадрам события спектакля. А то вдруг возникает театр теней на заднике, где черно-белые фигуры «проигрывают» закадровый текст пьесы. Цыгане тоже совсем не похожи на обычных таборных: стайка девушек во главе с мудрой старухой (Манана Менабде) поют песню на стихи Мандельштама «Сегодня ночью не солгу ». И это тоже вносит свою трагическую ноту в историю, которая случилась когда-то давно на берегу реки.
В версии Петра Наумовича хрестоматийная история Ларисы Огудаловой это трагедия прелестной рефлексирующей молодой женщины, которой заведомо нет места в мире, где никто никого не любит, где все построено на делячестве и выгоде. Выгоду в этом сюжете ищут все, включая жениха и мать, поэтому думающая и вольнолюбивая личность здесь трагически обречена. И этот камертон в спектакле Фоменко четко и ритмично отсчитывает «такты» стремительно приближающегося финала.
Как только Лариса Дмитриевна с Харитой Игнатьевной в сопровождении новоявленного жениха Карандышева появляются на набережной Волги, где в открытом кафе за «чашкой чаю» начинают «рабочий день» самые уважаемые в городе люди дельцы Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), начался отсчет ее уходящей жизни.
Лариса, быть может, с последней верой в лучшее смотрит в подзорную трубу на волжский простор, надеясь в смутной дали увидеть хоть какой-то проблеск, но устало и безнадежно отводит взгляд: нет, ждать нечего, вода мертвенно спокойна и равнодушна. Во втором акте, когда как в омут она ринулась на паратовскую «Ласточку», и после, утратив последнюю надежду на то, что нужна, что ее любят, она делает осторожную попытку шагнуть в водную муть. Но не может преодолеть этот последний барьер, отделяющий ее молодую жизнь от холодного и неведомого ничто.
Это главный мотив спектакля, поэтому остальные участники истории становятся некими безликими фигурами, про которых все понятно, а потому актерам и не надо особо стараться, чтобы раскрыть характеры и сущность своих героев. Кнуров и Вожеватов, утомленные достижением богатства и положения в обществе, пресыщены и равнодушны ко всему, что не затрагивает их финансовых интересов. Хотя и не прочь без особых усилий заполучить Ларису для любовных утех, но особо «париться» не собираются. «Блестящий барин» Паратов (Илья Любимов) в своей подлости по отношению к Ларисе настолько предсказуем, что и она сама отнюдь не обольщается, идя к нему в объятья финал все равно предрешен
Мелкий чиновничишко Карандышев в исполнении Евгения Цыганова не столько глуп, сколько духовно ничтожен, а еще он органически не способен на простые человеческие чувства, в которых так нуждается его невеста. Артист играет своего героя так, что ему вроде и хочется посочувствовать, но не получается. В финальной сцене он вызывает отвращение, когда настойчиво и грубо тянет за руку бездыханное тело Ларисы, пытаясь показать всему миру, что все же она досталась ему, и только ему.
Поразительный, в чем-то страшный образ Хариты Игнатьевны создает Наталья Курдюбова. Это не молодящаяся дамочка, которая не прочь за счет дочери наладить и свою личную жизнь, а умная, уставшая от борьбы, изуверившаяся уже во всем женщина эпохи декаданса. Она понимает, что ее красавице и умнице дочери ничего хорошего в этой жизни не светит, поэтому в каком-то сомнамбулическом ступоре с апатией взирает на происходящее, покуривая свою пахитоску.
Пожалуй, лишь один персонаж пьяница Робинзон в исполнении Владимира Топцова вызывает симпатию, хотя бы за то, что не так равнодушен и безжалостен к Ларисе, как все остальные. И на том спасибо. Хороша и органична тетка Карандышева. Галина Кашковская сделала из своего второстепенного персонажа живую женщину: она хоть вилки и считает, но беспрерывно романсы поет.
Нет в этом спектакле обычного купеческого колорита, сценография акварельно-сероватая, будто в дымке (художник Владимир Максимов). Деревянные лестницы и мостки на разных уровнях как бы разводят по кадрам события спектакля. А то вдруг возникает театр теней на заднике, где черно-белые фигуры «проигрывают» закадровый текст пьесы. Цыгане тоже совсем не похожи на обычных таборных: стайка девушек во главе с мудрой старухой (Манана Менабде) поют песню на стихи Мандельштама «Сегодня ночью не солгу ». И это тоже вносит свою трагическую ноту в историю, которая случилась когда-то давно на берегу реки.
Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002