Скромное обаяние Достоевского
«Преступление и наказание» Федора Достоевского. Композиция и постановка Елены Невежиной. МХАТ имени Чехова.
Недавно открывшаяся Новая сцена МХАТ имени Чехова была с самого начала предназначена худруком Олегом Табаковым для экспериментов. Камерных, негромких, но непременно многообещающих. Новую сцену можно было бы легко переименовать в Школьную: она открылась дебютом на мхатовской сцене литовца Миндаугаса Карбаускиса «сочинение на темы Гоголя»; следующий спектакль самостоятельная молодежная работа по прозе Астафьева; а теперь снова «сочинение» на этот раз по роману Достоевского.
С именем режиссера Елены Невежиной, четыре года назад выпустившей свою первую работу на профессиональной сцене, в сегодняшнем московском репертуаре связаны только самые кассовые, звездные и успешные спектакли, удовлетворяющие и желаниям публики, и взыскательному вкусу придирчивой критики. «Жак и его господин» с Владимиром Стекловым и Константином Райкиным, «Загадочные вариации» с Игорем Костолевским и Михаилом Филипповым, «Сто йен за услугу» с Евдокией Германовой и Михаилом Хомяковым, «Контрабас» с тем же Райкиным: зритель может не вспомнить имени постановщика, но то, как замечательно и ярко играли актеры, он уж точно не забыл. А это редкое умение и огромное достоинство режиссера.
Внятно и бесспорно входя в профессию, молодая ученица Петра Фоменко (главного на сегодня «садовника» театральной поросли актерской и режиссерской) сразу зарекомендовала себя как оригинал, любящий нехоженные тропы: Том Стоппард, Милан Кундера, Айрис Мердок, Патрик Зюскинд высококлассная и необычная западная драматургия.
Последняя же работа Елены Невежиной возвращение к студийности, к ученичеству, но на высоком уровне мастерства. Хрестоматийное произведение, отсутствие бенефисных ролей, неторопливое, тщательное вчитывание в текст Достоевского, предельный лаконизм в выборе сценических эффектов, какая-то общая атмосфера повышенного внимания к человеческой природе.
Жанр определен как «сочинение по роману», поэтому пересказа содержания не требуется. Вот нам и не показывают ни убийства старухи-процентщицы, ни смерти чиновника Мармеладова, ни Катерины Ивановны, ни Свидригайлова. Круг персонажей сведен к минимуму, «сочинение» посвящено исследованию душевных метаний Родиона Раскольникова, его «игривенькой психологической идейки», как выразился Порфирий Петрович. К началу действия спектакля преступление уже совершено, и Раскольников безуспешно пытается определиться, приписать себя какой-то из крайностей: «Наполеон» или «тварь дрожащая» вечное, непотопляемое противопоставление.
Актер Евгений Цыганов, также ученик Петра Фоменко, играет Раскольникова современным нервным мальчишкой. Психологическая и эмоциональная подвижность актера невероятна. Его Родион то улыбчиво до ямочек на щеках обаятелен, то трезв и жесток. Молодость брызжет из него, как сок из яблока, которое он в приступе горячности раздавливает одной рукой походя, не заметив. Интеллектуальное напряжение сменяется внезапной усталостью от жизни. На патетический вопрос Сони «На страдания ты готов идти?», отвечает покорно, почти брезгливо иду, мол, иду┘ Антагониста, идейного противника у этого Раскольникова нет: подковырки шута и оборотня Порфирия (Андрей Ильин) и истерические всплески Сони (Елена Панова) служат даже не катализатором, а лишь фоном его мыслительных процессов.
Театр по Достоевскому это всегда трудный театр, многословный, насыщенный мыслью и страстью. Четкое самоограничение в выборе темы «сочинения» и умение работать с актерами позволило режиссеру создать крепкий, умный и понятный спектакль, богатый живым чувством и искренностью.
С именем режиссера Елены Невежиной, четыре года назад выпустившей свою первую работу на профессиональной сцене, в сегодняшнем московском репертуаре связаны только самые кассовые, звездные и успешные спектакли, удовлетворяющие и желаниям публики, и взыскательному вкусу придирчивой критики. «Жак и его господин» с Владимиром Стекловым и Константином Райкиным, «Загадочные вариации» с Игорем Костолевским и Михаилом Филипповым, «Сто йен за услугу» с Евдокией Германовой и Михаилом Хомяковым, «Контрабас» с тем же Райкиным: зритель может не вспомнить имени постановщика, но то, как замечательно и ярко играли актеры, он уж точно не забыл. А это редкое умение и огромное достоинство режиссера.
Внятно и бесспорно входя в профессию, молодая ученица Петра Фоменко (главного на сегодня «садовника» театральной поросли актерской и режиссерской) сразу зарекомендовала себя как оригинал, любящий нехоженные тропы: Том Стоппард, Милан Кундера, Айрис Мердок, Патрик Зюскинд высококлассная и необычная западная драматургия.
Последняя же работа Елены Невежиной возвращение к студийности, к ученичеству, но на высоком уровне мастерства. Хрестоматийное произведение, отсутствие бенефисных ролей, неторопливое, тщательное вчитывание в текст Достоевского, предельный лаконизм в выборе сценических эффектов, какая-то общая атмосфера повышенного внимания к человеческой природе.
Жанр определен как «сочинение по роману», поэтому пересказа содержания не требуется. Вот нам и не показывают ни убийства старухи-процентщицы, ни смерти чиновника Мармеладова, ни Катерины Ивановны, ни Свидригайлова. Круг персонажей сведен к минимуму, «сочинение» посвящено исследованию душевных метаний Родиона Раскольникова, его «игривенькой психологической идейки», как выразился Порфирий Петрович. К началу действия спектакля преступление уже совершено, и Раскольников безуспешно пытается определиться, приписать себя какой-то из крайностей: «Наполеон» или «тварь дрожащая» вечное, непотопляемое противопоставление.
Актер Евгений Цыганов, также ученик Петра Фоменко, играет Раскольникова современным нервным мальчишкой. Психологическая и эмоциональная подвижность актера невероятна. Его Родион то улыбчиво до ямочек на щеках обаятелен, то трезв и жесток. Молодость брызжет из него, как сок из яблока, которое он в приступе горячности раздавливает одной рукой походя, не заметив. Интеллектуальное напряжение сменяется внезапной усталостью от жизни. На патетический вопрос Сони «На страдания ты готов идти?», отвечает покорно, почти брезгливо иду, мол, иду┘ Антагониста, идейного противника у этого Раскольникова нет: подковырки шута и оборотня Порфирия (Андрей Ильин) и истерические всплески Сони (Елена Панова) служат даже не катализатором, а лишь фоном его мыслительных процессов.
Театр по Достоевскому это всегда трудный театр, многословный, насыщенный мыслью и страстью. Четкое самоограничение в выборе темы «сочинения» и умение работать с актерами позволило режиссеру создать крепкий, умный и понятный спектакль, богатый живым чувством и искренностью.
Мария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002