До свиданья, Чехов!
Премьера в «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе «После занавеса» помогла понять, почему современному театру редко удаются спектакли в жанре after Chekhov
Режиссер Евгений Каменькович, автор театральных версий «Улисса» и «Венерина волоса», поставил пьесу известного ирландского драматурга, переводчика Чехова и Тургенева, Брайана Фрила «После занавеса». В пьесе два действующих лица: Соня из «Дяди Вани» встречается с Андреем Прозоровым из «Трех сестер» в советском привокзальном буфете начала 20-х годов.
Завязка интригует, хотя за сто лет кому только в голову не приходило написать «сиквел» чеховских пьес и творцам артхауса, и авторам сериалов, и Акунину, c его «Чайкой», и Людмиле Улицкой, с ее «Русским вареньем». Попытки, как правило, оказывались не очень удачными, потому что их авторы разрушали главный принцип Чехова проговаривали и прописывали то, что он специально оставлял в подтексте.
И вот Евгений Каменькович ставит одноактовку «После занавеса», соединив ее с чеховским водевилем «Медведь». Перед началом спектакля слуга просцениума зажигает у рампы свечи как в старинном театре. Но театр за занавесом оказывается не старинным, а скорее устаревшим. Чеховская помещица Попова «вдовушка с ямочками на щечках» в исполнении Наталии Курдюбовой предстает скульптором-монументалистом и одновременно встрепанной ведьмой в лоскутном одеянии. Она картинно закидывает голову и вздымает руку с глиняным слепком. Скрытый за увешанными тряпьем стропилами колосс с маленькой головкой и гигантским торсом плод ее тоски по покойному мужу. Судя по всему, покойник должен восседать на своем любимом коне Тоби, над изваянием которого трудится вдова, то и дело норовящая оседлать гигантскую глиняную голову. В этой позе ее застает занудный, скулящий на одной ноте кредитор помещик Смирнов. Евгений Цыганов сначала играет вариацию на тему своего Карандышева из «Бесприданницы», но в ходе объяснений расправляет плечи и разудало срывает ветхие покровы и со статуи, и с вдовьего ханжества. Попова хорошеет на глазах, представая в последних сценах эдакой мадам Помпадур. Колоссу же достается роль Командора, на мгновение он даже как будто оживает в противоположность двум отличным артистам, предпочитающим живой игре наигрыш.
Этот пролог зритель вправе счесть за шутку: вот, мол, чеховский водевиль, сделанный в традициях «актер актерычей», которых любил высмеивать автор «Медведя», а вот истинная чеховская мелодия, подхваченная Брайаном Фрилом. Но в том-то и дело, что вторая часть спектакля поставлена так же поверхностно, как и первая.
Придуманная художниками Владимиром Максимовым, Валентиной Останькович и Филиппом Виноградовым выгородка напоминает большие окна, за которыми угадываются очертания Белорусского вокзала. Дюжая буфетчица герои именуют ее Медузой Горгоной моет пол и задергивает занавески. И тогда окна превращаются в экран, на который проецируются кадры хроники краткий курс истории страны, в которой живут теперь Соня Серебрякова (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров (Никита Зверев). Встретившись и испытав взаимную симпатию, они хорохорятся и всласть обманывают друг друга: Андрей вроде бы служит скрипачом в оркестре Большого и гордится талантами своих детей. Соня приводит в порядок имение, в чем ей помогает давний друг Михаил Львович Астров. К финалу выясняется, что жизнь давно идет кувырком: сын Андрея сидит в тюрьме за воровство, а сам он, приезжая на свидание из Таганрога (там Фрил поселил семью Прозоровых), зарабатывает милостыню игрой на скрипке. Остатки имения у Сони вот-вот отберут, доктор Астров давно женат на Елене, но она живет за границей. Доктор окончательно спился и, очевидно, стал-таки Сониным возлюбленным. В финале изрядно выпившая Соня уходит прочь, попросив Андрея никогда ей не писать.
Лишь наметив контуры образов, драматург предоставляет «прорисовку» персонажей актерам, но те подменяют ее яркими внешними деталями: на Соне-Кутеповой лохматый, почти клоунский парик и нарочито небрежная хламида; Андрей, напротив, затянут в костюм и крахмальную сорочку. Деревянный от застенчивости, он ест суп стоя, не решаясь поставить тарелку на Сонин стол. Образ буфетчицы (очевидно, олицетворяющий ту самую кухарка, которая должна была управлять Советским государством) актер Дмитрий Захаров заимствует у Фаины Раневской во всяком случае, когда огромная баба, жуя окурок, усаживается бренчать на пианино, сомнений в этом не остается.
Маша Прозорова застрелилась, а две ее сестры всю жизнь нянчили в Таганроге племянников, так ни разу и не доехав до Москвы… Слушаешь это и диву даешься: куда ушло то божественное волнение, которое мы испытывали всякий раз, размышляя о судьбах чеховских героев?
Применительно к Евгению Каменьковичу дело, наверное, вот в чем: когда он пускался в игры с бенефисной традицией в «Улиссе» Джойса или в «Венерином волосе» Михаила Шишкина (спектакль «Самое важное»), нарочито нетеатральной литературе это шло на пользу она словно бы обретала ощутимую театральную плоть. Но когда та же бенефисность накладывается на чеховский водевиль или на лишенную действия одноактовку Фрила, выходит пошловато и банально.
Если же оторваться от спектакля и взглянуть окрест, тогда фраза Сони из «После занавеса» «Дядя Ваня умер 19 лет назад» может стать эпиграфом к десяткам (если не сотням) сегодняшних спектаклей. Похоже, дядя Ваня умер не только для Сони Серебряковой, но и для всех нас актеров, режиссеров, зрителей. Чеховскую интонацию постановщики вроде бы слышат, но ничего своего под чеховский текст не подкладывают. А ведь именно пронзительной связью с современностью были сильны самые великие чеховские спектакли, начиная с мхатовской «Чайки» 1898-го и кончая спектаклями Анатолия Эфроса. Недаром в 60-е в его «Трех сестрах» властям мерещилось диссидентство, а «Вишневый сад» в 80-х стал плачем актеров «Таганки» не по саду, а по лишенному гражданства Юрию Любимову. И даже те зрители, которые не догадывались об этом, все равно сидели в зале, вжавшись в кресла, как на взлете самолета.
В излишнем пиетете, а на деле охлаждении и отстраненности от Чехова причина полуудачи и недавнего Чеховского фестиваля, посвященного юбилею классика, послесловием к которому стали «Записные книжки» Сергея Женовача и «После занавеса» Евгения Каменьковича.
Кстати, неслучайно вершинами этого фестиваля оказались постановки, авторы которых позволили себе максимально уйти от первоисточника. Спектакль «Шерри-бренди» Жозефа Наджа повествовал о судьбе Мандельштама и был связан с Чеховым только тем, что, по словам хореографа, он представлял, как мог бы сыграть судьбу этого поэта герой чеховской «Лебединой песни» актер Светловидов. А в драматическом «Вишневом саде» знаменитого хореографа Матса Эка самым сильным оказались пластические вставки безмолвный диалог Ани с Петей и странные движения Анны Лагуны в роли Шарлотты, танец которой говорил об уходящем мире чеховских персонажей куда больше, чем все монологи персонажей.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы вновь обрести Чехова, надо как можно дальше уйти от него.
Завязка интригует, хотя за сто лет кому только в голову не приходило написать «сиквел» чеховских пьес и творцам артхауса, и авторам сериалов, и Акунину, c его «Чайкой», и Людмиле Улицкой, с ее «Русским вареньем». Попытки, как правило, оказывались не очень удачными, потому что их авторы разрушали главный принцип Чехова проговаривали и прописывали то, что он специально оставлял в подтексте.
И вот Евгений Каменькович ставит одноактовку «После занавеса», соединив ее с чеховским водевилем «Медведь». Перед началом спектакля слуга просцениума зажигает у рампы свечи как в старинном театре. Но театр за занавесом оказывается не старинным, а скорее устаревшим. Чеховская помещица Попова «вдовушка с ямочками на щечках» в исполнении Наталии Курдюбовой предстает скульптором-монументалистом и одновременно встрепанной ведьмой в лоскутном одеянии. Она картинно закидывает голову и вздымает руку с глиняным слепком. Скрытый за увешанными тряпьем стропилами колосс с маленькой головкой и гигантским торсом плод ее тоски по покойному мужу. Судя по всему, покойник должен восседать на своем любимом коне Тоби, над изваянием которого трудится вдова, то и дело норовящая оседлать гигантскую глиняную голову. В этой позе ее застает занудный, скулящий на одной ноте кредитор помещик Смирнов. Евгений Цыганов сначала играет вариацию на тему своего Карандышева из «Бесприданницы», но в ходе объяснений расправляет плечи и разудало срывает ветхие покровы и со статуи, и с вдовьего ханжества. Попова хорошеет на глазах, представая в последних сценах эдакой мадам Помпадур. Колоссу же достается роль Командора, на мгновение он даже как будто оживает в противоположность двум отличным артистам, предпочитающим живой игре наигрыш.
Этот пролог зритель вправе счесть за шутку: вот, мол, чеховский водевиль, сделанный в традициях «актер актерычей», которых любил высмеивать автор «Медведя», а вот истинная чеховская мелодия, подхваченная Брайаном Фрилом. Но в том-то и дело, что вторая часть спектакля поставлена так же поверхностно, как и первая.
Придуманная художниками Владимиром Максимовым, Валентиной Останькович и Филиппом Виноградовым выгородка напоминает большие окна, за которыми угадываются очертания Белорусского вокзала. Дюжая буфетчица герои именуют ее Медузой Горгоной моет пол и задергивает занавески. И тогда окна превращаются в экран, на который проецируются кадры хроники краткий курс истории страны, в которой живут теперь Соня Серебрякова (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров (Никита Зверев). Встретившись и испытав взаимную симпатию, они хорохорятся и всласть обманывают друг друга: Андрей вроде бы служит скрипачом в оркестре Большого и гордится талантами своих детей. Соня приводит в порядок имение, в чем ей помогает давний друг Михаил Львович Астров. К финалу выясняется, что жизнь давно идет кувырком: сын Андрея сидит в тюрьме за воровство, а сам он, приезжая на свидание из Таганрога (там Фрил поселил семью Прозоровых), зарабатывает милостыню игрой на скрипке. Остатки имения у Сони вот-вот отберут, доктор Астров давно женат на Елене, но она живет за границей. Доктор окончательно спился и, очевидно, стал-таки Сониным возлюбленным. В финале изрядно выпившая Соня уходит прочь, попросив Андрея никогда ей не писать.
Лишь наметив контуры образов, драматург предоставляет «прорисовку» персонажей актерам, но те подменяют ее яркими внешними деталями: на Соне-Кутеповой лохматый, почти клоунский парик и нарочито небрежная хламида; Андрей, напротив, затянут в костюм и крахмальную сорочку. Деревянный от застенчивости, он ест суп стоя, не решаясь поставить тарелку на Сонин стол. Образ буфетчицы (очевидно, олицетворяющий ту самую кухарка, которая должна была управлять Советским государством) актер Дмитрий Захаров заимствует у Фаины Раневской во всяком случае, когда огромная баба, жуя окурок, усаживается бренчать на пианино, сомнений в этом не остается.
Маша Прозорова застрелилась, а две ее сестры всю жизнь нянчили в Таганроге племянников, так ни разу и не доехав до Москвы… Слушаешь это и диву даешься: куда ушло то божественное волнение, которое мы испытывали всякий раз, размышляя о судьбах чеховских героев?
Применительно к Евгению Каменьковичу дело, наверное, вот в чем: когда он пускался в игры с бенефисной традицией в «Улиссе» Джойса или в «Венерином волосе» Михаила Шишкина (спектакль «Самое важное»), нарочито нетеатральной литературе это шло на пользу она словно бы обретала ощутимую театральную плоть. Но когда та же бенефисность накладывается на чеховский водевиль или на лишенную действия одноактовку Фрила, выходит пошловато и банально.
Если же оторваться от спектакля и взглянуть окрест, тогда фраза Сони из «После занавеса» «Дядя Ваня умер 19 лет назад» может стать эпиграфом к десяткам (если не сотням) сегодняшних спектаклей. Похоже, дядя Ваня умер не только для Сони Серебряковой, но и для всех нас актеров, режиссеров, зрителей. Чеховскую интонацию постановщики вроде бы слышат, но ничего своего под чеховский текст не подкладывают. А ведь именно пронзительной связью с современностью были сильны самые великие чеховские спектакли, начиная с мхатовской «Чайки» 1898-го и кончая спектаклями Анатолия Эфроса. Недаром в 60-е в его «Трех сестрах» властям мерещилось диссидентство, а «Вишневый сад» в 80-х стал плачем актеров «Таганки» не по саду, а по лишенному гражданства Юрию Любимову. И даже те зрители, которые не догадывались об этом, все равно сидели в зале, вжавшись в кресла, как на взлете самолета.
В излишнем пиетете, а на деле охлаждении и отстраненности от Чехова причина полуудачи и недавнего Чеховского фестиваля, посвященного юбилею классика, послесловием к которому стали «Записные книжки» Сергея Женовача и «После занавеса» Евгения Каменьковича.
Кстати, неслучайно вершинами этого фестиваля оказались постановки, авторы которых позволили себе максимально уйти от первоисточника. Спектакль «Шерри-бренди» Жозефа Наджа повествовал о судьбе Мандельштама и был связан с Чеховым только тем, что, по словам хореографа, он представлял, как мог бы сыграть судьбу этого поэта герой чеховской «Лебединой песни» актер Светловидов. А в драматическом «Вишневом саде» знаменитого хореографа Матса Эка самым сильным оказались пластические вставки безмолвный диалог Ани с Петей и странные движения Анны Лагуны в роли Шарлотты, танец которой говорил об уходящем мире чеховских персонажей куда больше, чем все монологи персонажей.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы вновь обрести Чехова, надо как можно дальше уйти от него.
Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002