Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»
Роль сумасшедшего психоаналитика в картине «Неадекватные люди» заставила Евгения Цыганова задуматься о собственном душевном равновесии
СП: Почему вы согласились на роль психолога с садомазохистскими наклонностями?
Евгений Цыганов: Меня убедили напор и наглость режиссера. Этого иногда достаточно. Одно дело, когда перед тобой сидит пустой человек и предлагает: «У меня есть деньги, мы сейчас снимем фильм». Другое дело, когда к тебе приходят со словами: «Я написал сценарий, уговорил людей, хочу и тебя убедить – ты с нами? Мне нужен от тебя один день». Смотришь в его безумные глаза и отвечаешь: «Oк, Рома, давай». Слава богу, у нас такие истории случаются. Здорово, что люди могут создавать свое кино, пусть в чем-то наивное, но искреннее и пропитанное их энергией.
СП: Как вы оцениваете свое сегодняшнее психическое состояние?
ЕЦ: Приблизительно как вчерашнее и как позавчерашнее.
СП: Вас трудно вывести из себя?
ЕЦ: Моя профессия предполагает выход из душевного равновесия. Иногда сложнее ввести себя в состояние покоя. Мы живем в условиях, которые не располагают к нему, а предполагают защищаться, бежать. И даже когда оказываемся на берегу океана, нас охватывает паника, потому что тишина и спокойствие не соответствуют привычному ритму жизни. Одним словом, требуется определенная работа, чтобы эту гармонию обрести. Выйти из себя всегда несложно.
СП: Как находите баланс?
ЕЦ: Вы говорите, что есть душевное равновесие и выход из него, который является нежелательным. А я занимаюсь такой профессией и живу в таком обществе, которые подталкивают к тому, чтобы выходить из себя. Возможно, относительно социума я не самый бешеный и не самый спокойный парень. У меня на этот счет нет никаких определенных правил, например всегда быть на взводе или, наоборот, в спокойном состоянии. Вообще, все правила мы сами устанавливаем. Знаем, что хорошо, а что плохо. Однако имеем право своими знаниями не пользоваться.
СП: Вы за следование правилам или за их нарушение?
ЕЦ: Я за то, чтобы человек сам делал выбор, а не шел в стаде, что мы часто наблюдаем. Когда человек самостоятельно принимает решение, ему и отвечать. А когда присоединяешься к общей идее, то идешь в потоке. А кем он управляется? Кто поставил светофор или милиционера? Неизвестно. Есть в спорте такое правило: если делаешь элемент автоматически, он становится опасным, потому что не контролируешь его.
СП: Многим людям правила облегчают жизнь.
ЕЦ: С одной стороны, да. Вы приходите в супермаркет и знаете, где искать молоко или хлеб. Но, когда попадаете в магазин на другом конце города, понимаете: у вас проблема – вы отвыкли искать. А ведь в том же магазине можете найти что-то неожиданное. Маракуйя. Что это? В моем магазине этого не было. Попробую.
СП: Творческий поиск – иногда нарушение этих правил. Можно создать новое, только пойдя своим путем?
ЕЦ: Да. Достоевский в «Преступлении и наказании» говорит, что есть люди – разрушители. Он их называет самостоятельными. Это долгий монолог Раскольникова. И его не мог написать человек, который об этом не задумывался. Самостоятельность – иногда разрушение.
СП: С какого возраста вы стали самостоятельным?
ЕЦ: У меня был момент, когда в 12 лет я решил: больше не буду играть ребенка. А до этого играл детские роли в Театре на Таганке. Понял, что вырос из них, но мне еще почему-то об этом не говорят.
СП: Сколько лет вам было, когда вы познакомились с Петром Фоменко?
ЕЦ: Наверное, 14, когда я с подругой пришел на спектакль «Волки и овцы». Для меня это был уже сознательный возраст. А личное знакомство – в 18 лет, когда поступал на его курс.
СП: Большинство юношей в 14 лет водят девушек в кино, а не в театр.
ЕЦ: Я вышел на сцену в 9 лет, и с этого возраста театр стал для меня естественной реальностью.
СП: Важно вовремя встретить учителя?
ЕЦ: Если у вас есть в этом потребность, то да. Я выбрал мастерскую осознанно. До этого год был студентом Театрального училища им. Б. В. Щукина, где с нами занимались замечательные педагоги, но я не мог учиться на их работах. Они преподавали мастерство. А есть такое понятие – «свет из кабинета отца». Эти люди ничего в своем кабинете не делали, а «Волки и овцы» были в реальном времени. Мне понравились спектакли Петра Наумовича, актеры, работавшие с ним, и то, что они были настоящими, а не музейными экспонатами. Тогда театр не имел своего помещения, но обладал чем-то большим, и этого нельзя было не заметить.
СП: Почему актеры Мастерской Петра Фоменко придерживаются правила – редко соглашаться на общение с прессой?
ЕЦ: Есть ощущение, что произнесенные вслух вещи иногда теряют свою ценность. Думаю, в связи с этим не только актеры Мастерской Петра Фоменко нечасто дают интервью.
СП: Где граница между артистом, актером и актеришкой?
ЕЦ: Театр – живая штука. День на день не приходится. Сегодня ты артист, завтра – актеришка, а послезавтра – актерище. Эта профессия не очень понятная. Неясно, где грань между Петрушкой, клоуном, маской. Амплитуда очень большая между чем-то сверху и чем-то снизу. Конечно, можно просто владеть мастерством: вставать в три четверти к залу, попадать в свет, выговаривать буквы и выполнять рисунок роли. Но порой это очень пусто и скучно.
СП: Что вам интересней всего в работе?
ЕЦ: Когда происходят чудеса: вижу и понимаю, что передо мной нечто удивительное, не знаю, как сделано, да и мне все равно. Такое случается, когда, что называется, звезды сходятся: встретились правильные люди в нужном месте и в подходящее для этого время.
СП: Например?
ЕЦ: Pink Floyd. Не понимаю, как они написали все эти песни.
СП: Какая творческая работа вас последний раз приятно удивила?
ЕЦ: Испанский фильм “Noviembre”, который мне случайно посоветовали друзья. Он об уличном театре, про людей, которые позволяли себе делать то, что нельзя. Картина заканчивается фразой «Искусство есть оружие будущего». Фильм не переведен на русский.
СП: Знаете испанский?
ЕЦ: Нет. А что делать? Хорошее кино можно смотреть, не зная языка. Иногда все понятно и без него. Я смотрел «Любовники с нового моста» на французском, не зная его. Однако фильм произвел на меня очень сильное впечатление.
СП: Где и как предпочитаете смотреть кино?
ЕЦ: Его сейчас можно и в телефоне посмотреть. Но мне кажется, что нужно пойти в кинотеатр. Для меня это потребность, как принимать пищу или путешествовать.
СП: Что должно быть в сценарии, чтобы вы согласились на роль?
ЕЦ: Режиссер. Он должен быть с этим сценарием в руках. Сейчас есть тенденция: тебе дают сценарий, ты спрашиваешь, а кто режиссер будущего фильма, на что получаешь ответ: «Режиссера мы пока не утвердили. Хотим сначала набрать артистов». Это нормальная мировая практика. Но для меня лучше, чтобы режиссер рассказал мне этот сценарий или свою идею. Я очень плохо читаю. Есть еще много (кроме сценариев) непрочитанного, с чем стоит познакомиться.
СП: У вас дома богатая библиотека?
ЕЦ: Ее нет. Всю жизнь она была у родителей, потом появилась моя, затем мне стало очень неловко перед своей библиотекой за то, что я редко ею пользуюсь, – понял, что достаточно покупать в книжном интересные мне вещи или залезать в интернет.
СП: Внешне вы скептик и пессимист. Это образ?
ЕЦ: Я ранимый оптимист. Может быть, дело в том, что в детстве видел страшные сны.
СП: Чего боялись в детстве?
ЕЦ: Смерти, наверное.
СП: С каким стереотипным мнением о себе чаще всего сталкивались?
ЕЦ: Как-то я прочитал интервью, которое не давал. Девушка просто взяла и написала для одного киевского журнала про меня интервью в надежде, что я его никогда не увижу, а я случайно наткнулся. Там были описаны смешные истории о том, как я с друзьями выпивал на Воробьевых горах и всегда это заканчивалось дракой, мол, у нас такая традиция. Видимо, так она меня себе представляла. Вообще, у меня не очень приятная репутация.
Не так давно читал интервью незнакомого мне человека, который говорил, что хотел меня убить, но не догнал. Еще видел свою фотографию в ленте новостей с подзаголовком: «Сегодня был ограблен инкассатор. Есть жертвы», а рядом моя фотография из фильма «Горячие новости».
СП: Неприятно читать подобное о себе?
ЕЦ: В принципе мне все равно. Я недавно читал разные книги-интервью – с Джимом Джармушем, Томом Уэйтсом… Рекомендую. В беседах с ними интересно не то, какой человек Том Уэйтс, это и из песен понятно, а то, что он говорит о своем времени, о музыке. Ни один журналист за него это не придумает.
Кстати, Уэйтс пишет: «Когда я вижу свое интервью, я выстилаю им помойное ведро».
СП: А вы что делаете, когда видите свое интервью?
ЕЦ: Умиляюсь.
Евгений Цыганов: Меня убедили напор и наглость режиссера. Этого иногда достаточно. Одно дело, когда перед тобой сидит пустой человек и предлагает: «У меня есть деньги, мы сейчас снимем фильм». Другое дело, когда к тебе приходят со словами: «Я написал сценарий, уговорил людей, хочу и тебя убедить – ты с нами? Мне нужен от тебя один день». Смотришь в его безумные глаза и отвечаешь: «Oк, Рома, давай». Слава богу, у нас такие истории случаются. Здорово, что люди могут создавать свое кино, пусть в чем-то наивное, но искреннее и пропитанное их энергией.
СП: Как вы оцениваете свое сегодняшнее психическое состояние?
ЕЦ: Приблизительно как вчерашнее и как позавчерашнее.
СП: Вас трудно вывести из себя?
ЕЦ: Моя профессия предполагает выход из душевного равновесия. Иногда сложнее ввести себя в состояние покоя. Мы живем в условиях, которые не располагают к нему, а предполагают защищаться, бежать. И даже когда оказываемся на берегу океана, нас охватывает паника, потому что тишина и спокойствие не соответствуют привычному ритму жизни. Одним словом, требуется определенная работа, чтобы эту гармонию обрести. Выйти из себя всегда несложно.
СП: Как находите баланс?
ЕЦ: Вы говорите, что есть душевное равновесие и выход из него, который является нежелательным. А я занимаюсь такой профессией и живу в таком обществе, которые подталкивают к тому, чтобы выходить из себя. Возможно, относительно социума я не самый бешеный и не самый спокойный парень. У меня на этот счет нет никаких определенных правил, например всегда быть на взводе или, наоборот, в спокойном состоянии. Вообще, все правила мы сами устанавливаем. Знаем, что хорошо, а что плохо. Однако имеем право своими знаниями не пользоваться.
СП: Вы за следование правилам или за их нарушение?
ЕЦ: Я за то, чтобы человек сам делал выбор, а не шел в стаде, что мы часто наблюдаем. Когда человек самостоятельно принимает решение, ему и отвечать. А когда присоединяешься к общей идее, то идешь в потоке. А кем он управляется? Кто поставил светофор или милиционера? Неизвестно. Есть в спорте такое правило: если делаешь элемент автоматически, он становится опасным, потому что не контролируешь его.
СП: Многим людям правила облегчают жизнь.
ЕЦ: С одной стороны, да. Вы приходите в супермаркет и знаете, где искать молоко или хлеб. Но, когда попадаете в магазин на другом конце города, понимаете: у вас проблема – вы отвыкли искать. А ведь в том же магазине можете найти что-то неожиданное. Маракуйя. Что это? В моем магазине этого не было. Попробую.
СП: Творческий поиск – иногда нарушение этих правил. Можно создать новое, только пойдя своим путем?
ЕЦ: Да. Достоевский в «Преступлении и наказании» говорит, что есть люди – разрушители. Он их называет самостоятельными. Это долгий монолог Раскольникова. И его не мог написать человек, который об этом не задумывался. Самостоятельность – иногда разрушение.
СП: С какого возраста вы стали самостоятельным?
ЕЦ: У меня был момент, когда в 12 лет я решил: больше не буду играть ребенка. А до этого играл детские роли в Театре на Таганке. Понял, что вырос из них, но мне еще почему-то об этом не говорят.
СП: Сколько лет вам было, когда вы познакомились с Петром Фоменко?
ЕЦ: Наверное, 14, когда я с подругой пришел на спектакль «Волки и овцы». Для меня это был уже сознательный возраст. А личное знакомство – в 18 лет, когда поступал на его курс.
СП: Большинство юношей в 14 лет водят девушек в кино, а не в театр.
ЕЦ: Я вышел на сцену в 9 лет, и с этого возраста театр стал для меня естественной реальностью.
СП: Важно вовремя встретить учителя?
ЕЦ: Если у вас есть в этом потребность, то да. Я выбрал мастерскую осознанно. До этого год был студентом Театрального училища им. Б. В. Щукина, где с нами занимались замечательные педагоги, но я не мог учиться на их работах. Они преподавали мастерство. А есть такое понятие – «свет из кабинета отца». Эти люди ничего в своем кабинете не делали, а «Волки и овцы» были в реальном времени. Мне понравились спектакли Петра Наумовича, актеры, работавшие с ним, и то, что они были настоящими, а не музейными экспонатами. Тогда театр не имел своего помещения, но обладал чем-то большим, и этого нельзя было не заметить.
СП: Почему актеры Мастерской Петра Фоменко придерживаются правила – редко соглашаться на общение с прессой?
ЕЦ: Есть ощущение, что произнесенные вслух вещи иногда теряют свою ценность. Думаю, в связи с этим не только актеры Мастерской Петра Фоменко нечасто дают интервью.
СП: Где граница между артистом, актером и актеришкой?
ЕЦ: Театр – живая штука. День на день не приходится. Сегодня ты артист, завтра – актеришка, а послезавтра – актерище. Эта профессия не очень понятная. Неясно, где грань между Петрушкой, клоуном, маской. Амплитуда очень большая между чем-то сверху и чем-то снизу. Конечно, можно просто владеть мастерством: вставать в три четверти к залу, попадать в свет, выговаривать буквы и выполнять рисунок роли. Но порой это очень пусто и скучно.
СП: Что вам интересней всего в работе?
ЕЦ: Когда происходят чудеса: вижу и понимаю, что передо мной нечто удивительное, не знаю, как сделано, да и мне все равно. Такое случается, когда, что называется, звезды сходятся: встретились правильные люди в нужном месте и в подходящее для этого время.
СП: Например?
ЕЦ: Pink Floyd. Не понимаю, как они написали все эти песни.
СП: Какая творческая работа вас последний раз приятно удивила?
ЕЦ: Испанский фильм “Noviembre”, который мне случайно посоветовали друзья. Он об уличном театре, про людей, которые позволяли себе делать то, что нельзя. Картина заканчивается фразой «Искусство есть оружие будущего». Фильм не переведен на русский.
СП: Знаете испанский?
ЕЦ: Нет. А что делать? Хорошее кино можно смотреть, не зная языка. Иногда все понятно и без него. Я смотрел «Любовники с нового моста» на французском, не зная его. Однако фильм произвел на меня очень сильное впечатление.
СП: Где и как предпочитаете смотреть кино?
ЕЦ: Его сейчас можно и в телефоне посмотреть. Но мне кажется, что нужно пойти в кинотеатр. Для меня это потребность, как принимать пищу или путешествовать.
СП: Что должно быть в сценарии, чтобы вы согласились на роль?
ЕЦ: Режиссер. Он должен быть с этим сценарием в руках. Сейчас есть тенденция: тебе дают сценарий, ты спрашиваешь, а кто режиссер будущего фильма, на что получаешь ответ: «Режиссера мы пока не утвердили. Хотим сначала набрать артистов». Это нормальная мировая практика. Но для меня лучше, чтобы режиссер рассказал мне этот сценарий или свою идею. Я очень плохо читаю. Есть еще много (кроме сценариев) непрочитанного, с чем стоит познакомиться.
СП: У вас дома богатая библиотека?
ЕЦ: Ее нет. Всю жизнь она была у родителей, потом появилась моя, затем мне стало очень неловко перед своей библиотекой за то, что я редко ею пользуюсь, – понял, что достаточно покупать в книжном интересные мне вещи или залезать в интернет.
СП: Внешне вы скептик и пессимист. Это образ?
ЕЦ: Я ранимый оптимист. Может быть, дело в том, что в детстве видел страшные сны.
СП: Чего боялись в детстве?
ЕЦ: Смерти, наверное.
СП: С каким стереотипным мнением о себе чаще всего сталкивались?
ЕЦ: Как-то я прочитал интервью, которое не давал. Девушка просто взяла и написала для одного киевского журнала про меня интервью в надежде, что я его никогда не увижу, а я случайно наткнулся. Там были описаны смешные истории о том, как я с друзьями выпивал на Воробьевых горах и всегда это заканчивалось дракой, мол, у нас такая традиция. Видимо, так она меня себе представляла. Вообще, у меня не очень приятная репутация.
Не так давно читал интервью незнакомого мне человека, который говорил, что хотел меня убить, но не догнал. Еще видел свою фотографию в ленте новостей с подзаголовком: «Сегодня был ограблен инкассатор. Есть жертвы», а рядом моя фотография из фильма «Горячие новости».
СП: Неприятно читать подобное о себе?
ЕЦ: В принципе мне все равно. Я недавно читал разные книги-интервью – с Джимом Джармушем, Томом Уэйтсом… Рекомендую. В беседах с ними интересно не то, какой человек Том Уэйтс, это и из песен понятно, а то, что он говорит о своем времени, о музыке. Ни один журналист за него это не придумает.
Кстати, Уэйтс пишет: «Когда я вижу свое интервью, я выстилаю им помойное ведро».
СП: А вы что делаете, когда видите свое интервью?
ЕЦ: Умиляюсь.
Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002