Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!
Лыжи, купленные летом, «Пепси» и «Фанта», принесенные родителями с открытия Московской Олимпиады, старая сталинка в центре, роллеры и скейтбордисты, наркотики и транс-музыка – путешествие из конца 1970 до наших дней предлагает зрителям Мастерской Петра Фоменко актер Евгений Цыганов, дебютировавший в роли режиссера премьерой спектакля по пьесе Ольги Мухиной «Олимпия».
Давний друг фоменок, драматург Оля Мухина написала «Олимпию» специально для Мастерской за 7 месяцев. Получился рассказ о поколении тех, кто катался на роликах в Александровском саду, кто помнит открытие Макдака на Пушкинской, чьи родители ходили к Белому дому, а потом, потеряв работу, грузили мешки в Чертаново. Впервые «Олимпию» публике представили на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в прошлом году, а в ноябре стало известно, что поставить «Олимпию» решил актер Евгений Цыганов.
Среди актеров спектактя – как недавние стажеры театра, Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева (это их герои катались на роликах в Александровском саду), так и представители первого поколения фоменок Тагир Рахимов и Томас Моцкус. А особенной радостью зрителей стала роль бабушки главного героя, Алеши, в исполнении Екатерины Васильевой, крайне редко выходящей на сцену.
Тем не менее, несмотря на прекрасный актерский ансамбль (одна из удач которого – тройка бывших стажеров и работа Ивана Вакуленко в роли Алеши), спектакль получился слишком неровный. Набирающая ход во многом за счет уместного легкого дыхания фоменок в 70-ых и 80-ых работа начинает сильно пробуксовывать в 90-х. Сценография постановки, возможно, из-за двойного авторства (Владимир Максимов и Егор Федоричев) не работает на единую конструкцию. И как результат пока «Олимпия» распадается на отдельные сцены. Удачные в моменты, когда пьеса открывается ключами фоменковской вневременной искренности. Неудачные, когда на первый план выходят попытки передать общий контекст времени, оборачивающиеся некой приблизительностью – приблизительные танки в Москве, приблизительные мешки с белым порошком, которые грузит отец главного героя, приблизительная транс-дискотека начала нулевых. Ирреальный белый конь, который впервые является главному герою, Алеше, под наркотическим кайфом, усиливает эту приблизительность. Ее очевидность становится особенно ощутимой на фоне детально прорисованных сцен, когда на первом плане оказывается личное и даже бытовое, превращающееся во вневременное, засоленные еще в первый путч огурцы, первая ночь с любимой девочкой в то время, когда по Москве идут танки, ссорящиеся из-за ревности отца к Джо Дассену родители, бабушка Алеши, надеющаяся дожить до царя в 2017 году.
Одна из удач спектакля финал первого акта под “Show must go on”, когда на пустой сцене обнимают друг друга вчерашние дети Алеша и Катя, подруга Алешиной девушки, Ларисы, а в это время почти по-чеховски рушится мир. И искать свое место в новом мире им будет непросто – потрепанный девяностыми Алеша все-таки взойдет на свою гору, Лариса уйдет от Алеши и потом улетит с моста, Катя выйдет замуж за Алешиного тренера и родит ему двух детей – каждый пойдет своим путем. Жаль, что искания героев во втором акте уже почему-то не трогают, а финал, несмотря на оригинальное визуальное решение, кажется натянутым и оставляет ощущение избыточности и желания другой точки, которая могла бы стоять чуть раньше и казаться многоточием.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Евгений Цыганов, режиссер постановки:
Пьеса написана год назад, до нас не ставилась нигде. На «Любимовке» «Олимпию» представляли не артисты «Мастерской Фоменко». Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад. А здесь есть возможность поговорить о человеческих судьбах драматической историей о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут.
Чем Вас привлекла драматургия Ольги Мухиной?
Оля драматург поэтический, возможно, с точки зрения исторической правды с этой историей можно спорить, потому что это впечатления Мухиной, ее опыт, который она перенесла на бумагу. Мне нравится, как Оля пишет и как написана эта история. Наверно, мы представляем все равно какое-то свое ее прочтение, но в «Олимпии» поменялось не много. И, я надеюсь, что наша постановка пьесы не будет единственной, что будут другие, чем снимаю с себя переживание по поводу волнения автора с желанием, чтобы получилось как-то безусловно.
Вообще сейчас сложно отыскивать материал?
Я же не режиссер. У меня были предложения, были истории, которые мы начинали делать и наверняка закончим. Эта история возникла так: у нас на глазах была написана пьеса, прошел год – и вот уже премьера. Мне кажется, это какая-то интересная история.
Прошлая премьера театра, «Гиганты горы», была поставлена Евгением Каменьковичем в соавторстве с актрисой Полиной Агуреевой, сейчас – Ваш режиссерский дебют. Вы планируете развиваться в сторону режиссуры?
Не знаю, честно говоря. У нас с планированием как-то не очень, делаем то, что у нас возникает. Было бы сложно, к примеру, планировать постановку Мухиной, чья пьеса появилась на днях. Она возникла. И теперь есть. Возможно, возникнут еще какие-то истории, от которых просто невозможно будет отказаться.
За молодой драматургией следите?
Наверно, слежу. Хожу в театр, смотрю какие-то спектакли. Пьесы с «Любимовки», возможно, почитаю…
Давний друг фоменок, драматург Оля Мухина написала «Олимпию» специально для Мастерской за 7 месяцев. Получился рассказ о поколении тех, кто катался на роликах в Александровском саду, кто помнит открытие Макдака на Пушкинской, чьи родители ходили к Белому дому, а потом, потеряв работу, грузили мешки в Чертаново. Впервые «Олимпию» публике представили на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в прошлом году, а в ноябре стало известно, что поставить «Олимпию» решил актер Евгений Цыганов.
Среди актеров спектактя – как недавние стажеры театра, Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева (это их герои катались на роликах в Александровском саду), так и представители первого поколения фоменок Тагир Рахимов и Томас Моцкус. А особенной радостью зрителей стала роль бабушки главного героя, Алеши, в исполнении Екатерины Васильевой, крайне редко выходящей на сцену.
Тем не менее, несмотря на прекрасный актерский ансамбль (одна из удач которого – тройка бывших стажеров и работа Ивана Вакуленко в роли Алеши), спектакль получился слишком неровный. Набирающая ход во многом за счет уместного легкого дыхания фоменок в 70-ых и 80-ых работа начинает сильно пробуксовывать в 90-х. Сценография постановки, возможно, из-за двойного авторства (Владимир Максимов и Егор Федоричев) не работает на единую конструкцию. И как результат пока «Олимпия» распадается на отдельные сцены. Удачные в моменты, когда пьеса открывается ключами фоменковской вневременной искренности. Неудачные, когда на первый план выходят попытки передать общий контекст времени, оборачивающиеся некой приблизительностью – приблизительные танки в Москве, приблизительные мешки с белым порошком, которые грузит отец главного героя, приблизительная транс-дискотека начала нулевых. Ирреальный белый конь, который впервые является главному герою, Алеше, под наркотическим кайфом, усиливает эту приблизительность. Ее очевидность становится особенно ощутимой на фоне детально прорисованных сцен, когда на первом плане оказывается личное и даже бытовое, превращающееся во вневременное, засоленные еще в первый путч огурцы, первая ночь с любимой девочкой в то время, когда по Москве идут танки, ссорящиеся из-за ревности отца к Джо Дассену родители, бабушка Алеши, надеющаяся дожить до царя в 2017 году.
Одна из удач спектакля финал первого акта под “Show must go on”, когда на пустой сцене обнимают друг друга вчерашние дети Алеша и Катя, подруга Алешиной девушки, Ларисы, а в это время почти по-чеховски рушится мир. И искать свое место в новом мире им будет непросто – потрепанный девяностыми Алеша все-таки взойдет на свою гору, Лариса уйдет от Алеши и потом улетит с моста, Катя выйдет замуж за Алешиного тренера и родит ему двух детей – каждый пойдет своим путем. Жаль, что искания героев во втором акте уже почему-то не трогают, а финал, несмотря на оригинальное визуальное решение, кажется натянутым и оставляет ощущение избыточности и желания другой точки, которая могла бы стоять чуть раньше и казаться многоточием.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Евгений Цыганов, режиссер постановки:
Пьеса написана год назад, до нас не ставилась нигде. На «Любимовке» «Олимпию» представляли не артисты «Мастерской Фоменко». Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад. А здесь есть возможность поговорить о человеческих судьбах драматической историей о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут.
Чем Вас привлекла драматургия Ольги Мухиной?
Оля драматург поэтический, возможно, с точки зрения исторической правды с этой историей можно спорить, потому что это впечатления Мухиной, ее опыт, который она перенесла на бумагу. Мне нравится, как Оля пишет и как написана эта история. Наверно, мы представляем все равно какое-то свое ее прочтение, но в «Олимпии» поменялось не много. И, я надеюсь, что наша постановка пьесы не будет единственной, что будут другие, чем снимаю с себя переживание по поводу волнения автора с желанием, чтобы получилось как-то безусловно.
Вообще сейчас сложно отыскивать материал?
Я же не режиссер. У меня были предложения, были истории, которые мы начинали делать и наверняка закончим. Эта история возникла так: у нас на глазах была написана пьеса, прошел год – и вот уже премьера. Мне кажется, это какая-то интересная история.
Прошлая премьера театра, «Гиганты горы», была поставлена Евгением Каменьковичем в соавторстве с актрисой Полиной Агуреевой, сейчас – Ваш режиссерский дебют. Вы планируете развиваться в сторону режиссуры?
Не знаю, честно говоря. У нас с планированием как-то не очень, делаем то, что у нас возникает. Было бы сложно, к примеру, планировать постановку Мухиной, чья пьеса появилась на днях. Она возникла. И теперь есть. Возможно, возникнут еще какие-то истории, от которых просто невозможно будет отказаться.
За молодой драматургией следите?
Наверно, слежу. Хожу в театр, смотрю какие-то спектакли. Пьесы с «Любимовки», возможно, почитаю…
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002