«Мертвые души» и окрестности
Фоменки играют спектакль по знаменитой поэме Гоголя
В «Мастерской Петра Фоменко» снова премьера. Молодой актер и начинающий режиссер Федор Малышев поставил в Малом зале спектакль «… Души». Жанр действа обозначен так: «карнавальная мениппея по произведениям Н. Гоголя».
Карнавальность происходящего сразу заявлена в костюмах – их сделал известный художник театра и кино Павел Каплевич. В конце 90-х он с режиссером Владимиром Мирзоевым выпустил знаменитый спектакль «Хлестаков» по гоголевскому «Ревизору», с Максимом Сухановым в главной роли. Странный, могучий Хлестаков там был облачен в тяжелый раззолоченный халат – в нынешних «…Душах» в похожем одеянии существует Губернатор в исполнении Алексея Колубкова. Что-то есть в этом облачении домашнее, безалаберное, азиатское, несмотря на светский статус обладателя. Манилов, напротив, тут щеголяет в лоскутном фраке, с гипертрофированным бантом на шее. Как вы уже наверняка догадались, спектакль Малышева – композиция по «Мертвым душам».
Однако, помимо знакомых нам со школьных лет Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, в сочинение режиссера «заходят» персонажи других произведений Гоголя. То Панночка примкнет к компании уездных деятелей, то Акакий Акакиевич Башмачкин возникнет с рассказом о новой шинели. А уж несчастный майор Ковалев практически не сходит с подмостков, жалуется на сбежавший нос. Гигантский Нос из папье-маше периодически показывается на сцене, дразнит бывшего владельца, после чего продолжает жить своей жизнью. «Карнавальная меннипея – жанр, вбирающий в себя высокое и низкое, провоцирующий и испытывающий правду», – сообщается в программке к спектаклю. Действительно, «…Души» Малышева – не интерпретация хрестоматийной поэмы, но игра с гоголевским миром. Гоголя в формах реализма (пусть даже критического) сейчас ставят разве что на учебных сценах, так что, конечно, гротеск и клоунада в нынешнем спектакле фоменок – никакое не открытие. Другое дело, что Гоголю всё это идет.
ГРИМ ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
Спектакль играется в небольшом пространстве Малого зала Нового здания театра, и декораций как таковых на сцене нет. Актеры то и дело составляют выразительные групповые композиции, кото-рыми собственно и лепится пластический ряд действа. Губернатор, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин и примкнувшая к ним Панночка составляют единое многоголовое существо, странное и непредсказуемое, которому противопоставлен Чичиков (Дмитрий Захаров). В отличие от колоритных жителей города N, Павел Иванович выглядит скучновато. Черный костюмчик, белая рубашка. Хитрость этого Чичикова сразу кажется смешной и нелепой. Потрясает он папочкой с куп¬чими, хорохорится, пускает в дело светскую любезность – но что все это против могучей непонятной силы в лице живописных монстров? Например, Собакевича. Евгения Цыганова «упрятали» под рыжий парик и блузу с неимоверными накладными плечами – получился ходячий шкаф. На ногу наступит (как бы невзначай) – согласишься на все, лишь бы он отошел. Плюшкин (Томас Моцкус) собирает в накладной карман все, что под руку попадается, даже ископаемые, добытые из собственного носа. Коробочка (Роза Шмуклер) глупа, настырна, подозрительна, но покупщика чего бы то ни было просто так не отпустит из своих владений. Словом, паноптикум. В конце еще будет выход Общества. Да-да, тут оно явлено в лице одной исполнительницы – актрисы Полины Агуреевой, которая представляет виртуозный номер синтетического жанра. Это какая-то пантомима со словами, причем, слов очень много. За считанные минуты перед нами промелькнут и Приятная Дама, и Дама Приятная Во Всех Отношениях, и несколько местных сплетников – словом, Общество. Чичикова в конце даже жалко, он растерзан этим Обществом и уже не хочет ничего, только убраться подальше от пестрой компании уездных «простаков»…
ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ
Постановщик и сам выходит на сцену – в роли кучера Селифана. Композиционно его выходы дробят действие на «главы». Конечно, в два часа не вместишь все «Мертвые души» и окрестности, но в целом автору композиции удалось сбить крепкий каркас и внятно выразить свою линию размышлений о России (ибо что такое любая попытка ставить/снимать Гоголя?). «Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри России и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви», – эти строки из письма Гоголя к «гр. А. П. Т…..му» недаром вынесены в развернутый эпиграф к спектаклю. Любовь здесь действительно русская – с горечью и ужасом.
Источник: газета «На западе Москвы»
Карнавальность происходящего сразу заявлена в костюмах – их сделал известный художник театра и кино Павел Каплевич. В конце 90-х он с режиссером Владимиром Мирзоевым выпустил знаменитый спектакль «Хлестаков» по гоголевскому «Ревизору», с Максимом Сухановым в главной роли. Странный, могучий Хлестаков там был облачен в тяжелый раззолоченный халат – в нынешних «…Душах» в похожем одеянии существует Губернатор в исполнении Алексея Колубкова. Что-то есть в этом облачении домашнее, безалаберное, азиатское, несмотря на светский статус обладателя. Манилов, напротив, тут щеголяет в лоскутном фраке, с гипертрофированным бантом на шее. Как вы уже наверняка догадались, спектакль Малышева – композиция по «Мертвым душам».
Однако, помимо знакомых нам со школьных лет Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, в сочинение режиссера «заходят» персонажи других произведений Гоголя. То Панночка примкнет к компании уездных деятелей, то Акакий Акакиевич Башмачкин возникнет с рассказом о новой шинели. А уж несчастный майор Ковалев практически не сходит с подмостков, жалуется на сбежавший нос. Гигантский Нос из папье-маше периодически показывается на сцене, дразнит бывшего владельца, после чего продолжает жить своей жизнью. «Карнавальная меннипея – жанр, вбирающий в себя высокое и низкое, провоцирующий и испытывающий правду», – сообщается в программке к спектаклю. Действительно, «…Души» Малышева – не интерпретация хрестоматийной поэмы, но игра с гоголевским миром. Гоголя в формах реализма (пусть даже критического) сейчас ставят разве что на учебных сценах, так что, конечно, гротеск и клоунада в нынешнем спектакле фоменок – никакое не открытие. Другое дело, что Гоголю всё это идет.
ГРИМ ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
Спектакль играется в небольшом пространстве Малого зала Нового здания театра, и декораций как таковых на сцене нет. Актеры то и дело составляют выразительные групповые композиции, кото-рыми собственно и лепится пластический ряд действа. Губернатор, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин и примкнувшая к ним Панночка составляют единое многоголовое существо, странное и непредсказуемое, которому противопоставлен Чичиков (Дмитрий Захаров). В отличие от колоритных жителей города N, Павел Иванович выглядит скучновато. Черный костюмчик, белая рубашка. Хитрость этого Чичикова сразу кажется смешной и нелепой. Потрясает он папочкой с куп¬чими, хорохорится, пускает в дело светскую любезность – но что все это против могучей непонятной силы в лице живописных монстров? Например, Собакевича. Евгения Цыганова «упрятали» под рыжий парик и блузу с неимоверными накладными плечами – получился ходячий шкаф. На ногу наступит (как бы невзначай) – согласишься на все, лишь бы он отошел. Плюшкин (Томас Моцкус) собирает в накладной карман все, что под руку попадается, даже ископаемые, добытые из собственного носа. Коробочка (Роза Шмуклер) глупа, настырна, подозрительна, но покупщика чего бы то ни было просто так не отпустит из своих владений. Словом, паноптикум. В конце еще будет выход Общества. Да-да, тут оно явлено в лице одной исполнительницы – актрисы Полины Агуреевой, которая представляет виртуозный номер синтетического жанра. Это какая-то пантомима со словами, причем, слов очень много. За считанные минуты перед нами промелькнут и Приятная Дама, и Дама Приятная Во Всех Отношениях, и несколько местных сплетников – словом, Общество. Чичикова в конце даже жалко, он растерзан этим Обществом и уже не хочет ничего, только убраться подальше от пестрой компании уездных «простаков»…
ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ
Постановщик и сам выходит на сцену – в роли кучера Селифана. Композиционно его выходы дробят действие на «главы». Конечно, в два часа не вместишь все «Мертвые души» и окрестности, но в целом автору композиции удалось сбить крепкий каркас и внятно выразить свою линию размышлений о России (ибо что такое любая попытка ставить/снимать Гоголя?). «Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри России и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви», – эти строки из письма Гоголя к «гр. А. П. Т…..му» недаром вынесены в развернутый эпиграф к спектаклю. Любовь здесь действительно русская – с горечью и ужасом.
Источник: газета «На западе Москвы»
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002