«Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театром
О первом спектакле Дмитрия Крымова в Мастерской Петра Фоменко
У режиссера Дмитрия Крымова пока нет своего театра, зато есть отличная возможность ставить на разных сценах, с разными труппами и техническими возможностями. «Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» – первая постановка Крымова в Мастерской Петра Фоменко. Мария Королева побывала на спектакле и рассказывает, почему его можно считать образцовым.
Театр о театре
Этот спектакль хочется пересматривать, цитировать, искать в нем смыслы и детали. Начинается он как «капустник» ко Дню театра, когда вдруг понимаешь, что долго смеяться в маске — ой, как неудобно. Некий заслуженный режиссер ставит оперу Моцарта, по ходу тираня и отстреливая артистов. При этом Дмитрий Крымов в свойственной ему манере иронизирует и над собой, и над коллегами. «Да, я не Феллини, но Мите Чернякову фору дам. И приемов у меня не четыре, а девятнадцать – я считал!» – говорит режиссер Евгений Эдуардович, внешне похожий на состаренного Крымова. По ходу действия в спектакле можно встретить богомоловские титры, бутусовские танцы, туминасовские жестяные банки, привязанные к ногам, погребничковское кладбище из хлама. Достается жанру оперы с картинками на заднике. И даже зрителям, которым покажут, как выглядит со сцены тот самый светящийся экран мобильника, мешающий артистам. Все это очень смешно. Но за иронией и цитатами скрывается серьезное: в театре режиссер деспотичен, но этого требует большая ответственность за других, а актер зависим и вынужден переобуваться в воздухе, но если однажды попал под вагончик театра, то вынужден наслаждаться им всю оставшуюся жизнь.
Второе действие – лирическая рефлексия Крымова. Отчаянное танго режиссёра с исполнителем главной роли, в который подстраивается весь актерский состав – сильная метафора любви к театру. И того, что творческий человек никогда не теряет способность так отчаянно танцевать в любой непонятной ситуации. Режиссер просит установить декорации кладбища, но они не готовы. И кладбище сооружают из того, что есть на складе: старого холодильника родителей, дымящего углем завода в Кривом роге, детского стульчика с погрызанными ножками, словом, из всех заботливо похороненных в памяти вещей и мгновений. Режиссер понимает, что попал на собственные похороны и просит дожить свои 10 минут, не ускорять события, доиграть, во что бы то ни стало. Не волнуйтесь, в финале все живы, как и положено в обещанной сказке.
Цыганов
Актера часто обвиняют в одинаковой безэмоциональности. В «Моцарте…» он как будто нарочно собирает все опции, чтобы доказать обратное. На лице маска, зажавшая всю верхнюю часть, так что для работы остается только рот, при этом голос меняет модуляцию от старческого дребезжания с нотами надменности и любви к искусству до объёмного бурятского горлового пения. Правдоподобно передана и пластика старика, еще способного на страстное танго. Идеальное перевоплощение и сложная работа держать спектакль. Образ получился настолько собирательным, что в нем найдешь любого режиссирующего деспота, у которого не готовы декорации, прогнил поворотный круг и не так как раньше играют артисты. А еще ему надо в Грецию и выпить «фестал». Безусловно, одна из лучших мужских ролей сезона.
И другие
Пожалуй, главная интрига спектакля – как они так поют? Ведь понятно, что не могут драматические артисты петь оперными голосами, но технически всё сделано на таком уровне, что думаешь: «а почему бы и нет». Тем более, что в афише значится педагог по вокалу – Ольга Селивёрстова и концертмейстер – Оксана Глоба.
Актеры Мастерской играют в возрастных масках, накладках и гриме, так, что сложно узнать в них Александра Моровова, Розу Шмуклер или Полину Айрапетову. И в этом их мастерство и ироничный оммаж в сторону итальянской комедии дель арте. Есть симпатичные эпизоды. Юная реквизиторка, которую очень точно играет Вера Строкова, мечтает о славе артистки и попадает под обаяние гениального режиссёра. Уверенный в себе Лепорелло – Кирилл Корнейчук, уверенно и ловко жонглирует сапогами, а играющий студента в роли Лепорелло Вениамин Краснянский – неуверенно и неловко.
Художник спектакля Мария Трегубова создаёт декорации, которые могут зависать в воздухе, самостоятельно рушиться и разлетаться вдребезги. Чем Дмитрий Анатольевич наслаждается с несказанным удовольствием. А в финальной сцене над всем происходящим игриво подтрунивает пионер в боксёрских перчатках и ангел с крыльями.
Источник: «Ваш досуг»
Театр о театре
Этот спектакль хочется пересматривать, цитировать, искать в нем смыслы и детали. Начинается он как «капустник» ко Дню театра, когда вдруг понимаешь, что долго смеяться в маске — ой, как неудобно. Некий заслуженный режиссер ставит оперу Моцарта, по ходу тираня и отстреливая артистов. При этом Дмитрий Крымов в свойственной ему манере иронизирует и над собой, и над коллегами. «Да, я не Феллини, но Мите Чернякову фору дам. И приемов у меня не четыре, а девятнадцать – я считал!» – говорит режиссер Евгений Эдуардович, внешне похожий на состаренного Крымова. По ходу действия в спектакле можно встретить богомоловские титры, бутусовские танцы, туминасовские жестяные банки, привязанные к ногам, погребничковское кладбище из хлама. Достается жанру оперы с картинками на заднике. И даже зрителям, которым покажут, как выглядит со сцены тот самый светящийся экран мобильника, мешающий артистам. Все это очень смешно. Но за иронией и цитатами скрывается серьезное: в театре режиссер деспотичен, но этого требует большая ответственность за других, а актер зависим и вынужден переобуваться в воздухе, но если однажды попал под вагончик театра, то вынужден наслаждаться им всю оставшуюся жизнь.
Второе действие – лирическая рефлексия Крымова. Отчаянное танго режиссёра с исполнителем главной роли, в который подстраивается весь актерский состав – сильная метафора любви к театру. И того, что творческий человек никогда не теряет способность так отчаянно танцевать в любой непонятной ситуации. Режиссер просит установить декорации кладбища, но они не готовы. И кладбище сооружают из того, что есть на складе: старого холодильника родителей, дымящего углем завода в Кривом роге, детского стульчика с погрызанными ножками, словом, из всех заботливо похороненных в памяти вещей и мгновений. Режиссер понимает, что попал на собственные похороны и просит дожить свои 10 минут, не ускорять события, доиграть, во что бы то ни стало. Не волнуйтесь, в финале все живы, как и положено в обещанной сказке.
Цыганов
Актера часто обвиняют в одинаковой безэмоциональности. В «Моцарте…» он как будто нарочно собирает все опции, чтобы доказать обратное. На лице маска, зажавшая всю верхнюю часть, так что для работы остается только рот, при этом голос меняет модуляцию от старческого дребезжания с нотами надменности и любви к искусству до объёмного бурятского горлового пения. Правдоподобно передана и пластика старика, еще способного на страстное танго. Идеальное перевоплощение и сложная работа держать спектакль. Образ получился настолько собирательным, что в нем найдешь любого режиссирующего деспота, у которого не готовы декорации, прогнил поворотный круг и не так как раньше играют артисты. А еще ему надо в Грецию и выпить «фестал». Безусловно, одна из лучших мужских ролей сезона.
И другие
Пожалуй, главная интрига спектакля – как они так поют? Ведь понятно, что не могут драматические артисты петь оперными голосами, но технически всё сделано на таком уровне, что думаешь: «а почему бы и нет». Тем более, что в афише значится педагог по вокалу – Ольга Селивёрстова и концертмейстер – Оксана Глоба.
Актеры Мастерской играют в возрастных масках, накладках и гриме, так, что сложно узнать в них Александра Моровова, Розу Шмуклер или Полину Айрапетову. И в этом их мастерство и ироничный оммаж в сторону итальянской комедии дель арте. Есть симпатичные эпизоды. Юная реквизиторка, которую очень точно играет Вера Строкова, мечтает о славе артистки и попадает под обаяние гениального режиссёра. Уверенный в себе Лепорелло – Кирилл Корнейчук, уверенно и ловко жонглирует сапогами, а играющий студента в роли Лепорелло Вениамин Краснянский – неуверенно и неловко.
Художник спектакля Мария Трегубова создаёт декорации, которые могут зависать в воздухе, самостоятельно рушиться и разлетаться вдребезги. Чем Дмитрий Анатольевич наслаждается с несказанным удовольствием. А в финальной сцене над всем происходящим игриво подтрунивает пионер в боксёрских перчатках и ангел с крыльями.
Источник: «Ваш досуг»
Мария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002