Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»
«Толпа хочет смеяться. Если хочешь сказать ей что-то серьёзное, ты обязательно должен сначала пошутить». Цитата из интервью Дмитрия Крымова раскрывает его режиссёрский метод, верность которому он сохранил и в премьере «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция».
Идею и композицию режиссёр придумал сам, и название спектакля не зря состоит из двух частей с точкой-антрактом. Два действия настолько разные, что кажется, будто посмотрел два спектакля. В первом – искромётный гротеск о природе и народе театра, во втором – серьёзное погружение в пространство под сценой, в преисподнюю человеческой сути.
Первое действие напоминает Хэллоуин в ритуальном понимании, чистом от попсовой тыквенной атрибутики. Всё пугает и одновременно притягивает. Артисты носят маски, искусные и жутковатые: герой в таком гриме больше похож на вурдалака, чем на собирательный образ знаменитого режиссёра, театральной уборщицы или оперной примы. Это костюмированное шоу, где вроде бы в шутку солируют страх и смерть. С первыми выстрелами и брызгами пиротехнической крови действие поворачивается в сторону абсурдизма. В маскарадной реальности с гипертрофированными эмоциями режиссёр готов убить вокалиста – за фальшивую ноту, неловкую мимику или просто потому, что день выдался неудачный.
Don Giovanni первого действия – как театр, который вырос из языческого обряда, – Хэллоуин, заигрывающий со смертью в канун Дня Всех Святых. И все в самом деле святые: убийственно талантливые режиссёры, безумно гениальные художники, пугающе заслуженные артисты, поющие (а не пьющие) монтировщики. Сценическое искусство – и вовсе святой великомученик: театральная машина не проходила техосмотр с 1987 года и потому держится на фольге и стельках – на честном слове и на святом духе. На неповоротливом поворотном круге странные люди сотворяют чудеса, и только им известно, чего это стоит. Все Святые, Tutti i Santi, Тутти Санти. «Санти-мэтры», но это уже другая история.
Перед антрактом, не выдержав страшно красивой реальности, падает помпезная хрустальная люстра. От удара рушится бутафорская стена, которая выгораживала авансцену, как бы отделяла верхушку театрального айсберга от многотонной глыбы под водной гладью. После перерыва залихватский Хэллоуин логически продолжается поминовением мёртвых, молитвами об усопших, легендами о предках. Второй акт обращается к памяти и поиску в ней своего места, ведёт разговор прошлого с будущим – жизни со смертью. Визуально это генеральная репетиция похорон с подобающим траурным настроением.
Путь к финалу насыщенной творческой жизни лежит через кладбище страхов и желаний к чертогам памяти. Каждый шаг отдаётся туманным эхом событий – минут счастья; мест, ставших чем-то большим, чем топонимы; предметов, вместивших эпоху; людей, которых любил и которые любили тебя. Жизнь – десятиминутный пир между прошлым и будущим, а смерть – провал в тартарары сквозь хлипкие доски сцены, и по яркости огня, извергаемого из преисподней в момент падения, понимаешь, насколько талантливо жил художник. Открывшаяся после падения стены огромная коробка сцены и есть тот массив под ватерлинией, та самая параллельная вселенная – театр, неочевидный зрителю. Театр, в котором можно всё переиграть и сделать лучше – даже собственную смерть.
В серьёзности и глубине второго действия порой слышатся высокопарные ноты, но Крымов сбивает пафос шуткой – чтобы не опошлить театр напыщенностью, не оскорбить память патетикой, не смазать шедевр, написанный творческой группой и каждым из артистов. Работа художника (Мария Трегубова – постоянный соавтор режиссёра) поддерживает и во многом формирует сказочный стиль постановки. Непропорционально тяжёлый потолок с лепниной готов рухнуть и придавить артистов, макет металлургического завода дымит как настоящий, а юбки-дирижабли и тянущиеся по сцене бинты отсылают к мультипликации.
Артисты делают на сцене невероятное, и театральную магию создаёт каждый. Один ловко жонглирует сапогом, тряпкой и щёткой, другие карикатурно фехтуют, третьи ничего особенного не делают, но выходит дико смешно и точно. Отдельных аплодисментов заслуживает вокал на итальянском языке. Лучшие арии оперы частично звучат фонограммой, иногда артисты поют сами, но кто и когда – зрителю доподлинно неизвестно и можно только догадываться.
Особую миссию в постановке выполняет главный герой – режиссёр Евгений Эдуардович. Персонаж собрал себя из всего понемногу: из кино, драмы и музыки; из жизни, которая богаче кино и театра; из страхов, желаний и воспоминаний. Тут публику ждёт театральное диво. Невозможно поверить: внутри ссутулившегося пожилого мэтра, под парализующей морщинистой маской времени, усталости и опыта, прячется Евгений Цыганов, которого с некоторых пор обвиняют в эмоциональной пресности. За два действия и три часа Цыганов ответил на обвинения «критиков» и многих из них обратил в поклонников.
Изменилось всё – тембр, манера речи, походка, осанка, внутренний темпоритм. Осталась неизменной лёгкая фоменковская чертовщинка, с какой человек на пороге смерти танцует, выписывая на полу изящный ронд-де-жамб, или крутит мимолётный роман с реквизиторшей. Пусть модифицировать тембр помогает голосовая маска, а пластический грим «правит» лицо, но феноменальное перевоплощение – заслуга артиста, которая просит отдельного разбора.
Успех «Дон Жуана» – это не только сольные работы, но и сплочённый ансамбль. Невозможно не заметить, что члены команды разговаривают на одном театральном языке. Часть труппы Мастерской – «крымские камни» разных лет, выпускники совместного курса Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, поэтому можно считать, что режиссёрский гостевой визит Крымова к «Фоменкам» был вопросом времени. А под каким прицелом проходили репетиции «Генеральной репетиции», какие трагедии и комедии прожили участники процесса, сколько крови пролилось во имя волшебства для зрителя – эта тайная часть айсберга останется под водой, являя верхушку: чудо сотворяется из красоты, уродства и памяти. Благодаря и вопреки – театр продолжается. Все тут, и все святые.
Источник: Театр To Go
Идею и композицию режиссёр придумал сам, и название спектакля не зря состоит из двух частей с точкой-антрактом. Два действия настолько разные, что кажется, будто посмотрел два спектакля. В первом – искромётный гротеск о природе и народе театра, во втором – серьёзное погружение в пространство под сценой, в преисподнюю человеческой сути.
Первое действие напоминает Хэллоуин в ритуальном понимании, чистом от попсовой тыквенной атрибутики. Всё пугает и одновременно притягивает. Артисты носят маски, искусные и жутковатые: герой в таком гриме больше похож на вурдалака, чем на собирательный образ знаменитого режиссёра, театральной уборщицы или оперной примы. Это костюмированное шоу, где вроде бы в шутку солируют страх и смерть. С первыми выстрелами и брызгами пиротехнической крови действие поворачивается в сторону абсурдизма. В маскарадной реальности с гипертрофированными эмоциями режиссёр готов убить вокалиста – за фальшивую ноту, неловкую мимику или просто потому, что день выдался неудачный.
Don Giovanni первого действия – как театр, который вырос из языческого обряда, – Хэллоуин, заигрывающий со смертью в канун Дня Всех Святых. И все в самом деле святые: убийственно талантливые режиссёры, безумно гениальные художники, пугающе заслуженные артисты, поющие (а не пьющие) монтировщики. Сценическое искусство – и вовсе святой великомученик: театральная машина не проходила техосмотр с 1987 года и потому держится на фольге и стельках – на честном слове и на святом духе. На неповоротливом поворотном круге странные люди сотворяют чудеса, и только им известно, чего это стоит. Все Святые, Tutti i Santi, Тутти Санти. «Санти-мэтры», но это уже другая история.
Перед антрактом, не выдержав страшно красивой реальности, падает помпезная хрустальная люстра. От удара рушится бутафорская стена, которая выгораживала авансцену, как бы отделяла верхушку театрального айсберга от многотонной глыбы под водной гладью. После перерыва залихватский Хэллоуин логически продолжается поминовением мёртвых, молитвами об усопших, легендами о предках. Второй акт обращается к памяти и поиску в ней своего места, ведёт разговор прошлого с будущим – жизни со смертью. Визуально это генеральная репетиция похорон с подобающим траурным настроением.
Путь к финалу насыщенной творческой жизни лежит через кладбище страхов и желаний к чертогам памяти. Каждый шаг отдаётся туманным эхом событий – минут счастья; мест, ставших чем-то большим, чем топонимы; предметов, вместивших эпоху; людей, которых любил и которые любили тебя. Жизнь – десятиминутный пир между прошлым и будущим, а смерть – провал в тартарары сквозь хлипкие доски сцены, и по яркости огня, извергаемого из преисподней в момент падения, понимаешь, насколько талантливо жил художник. Открывшаяся после падения стены огромная коробка сцены и есть тот массив под ватерлинией, та самая параллельная вселенная – театр, неочевидный зрителю. Театр, в котором можно всё переиграть и сделать лучше – даже собственную смерть.
В серьёзности и глубине второго действия порой слышатся высокопарные ноты, но Крымов сбивает пафос шуткой – чтобы не опошлить театр напыщенностью, не оскорбить память патетикой, не смазать шедевр, написанный творческой группой и каждым из артистов. Работа художника (Мария Трегубова – постоянный соавтор режиссёра) поддерживает и во многом формирует сказочный стиль постановки. Непропорционально тяжёлый потолок с лепниной готов рухнуть и придавить артистов, макет металлургического завода дымит как настоящий, а юбки-дирижабли и тянущиеся по сцене бинты отсылают к мультипликации.
Артисты делают на сцене невероятное, и театральную магию создаёт каждый. Один ловко жонглирует сапогом, тряпкой и щёткой, другие карикатурно фехтуют, третьи ничего особенного не делают, но выходит дико смешно и точно. Отдельных аплодисментов заслуживает вокал на итальянском языке. Лучшие арии оперы частично звучат фонограммой, иногда артисты поют сами, но кто и когда – зрителю доподлинно неизвестно и можно только догадываться.
Особую миссию в постановке выполняет главный герой – режиссёр Евгений Эдуардович. Персонаж собрал себя из всего понемногу: из кино, драмы и музыки; из жизни, которая богаче кино и театра; из страхов, желаний и воспоминаний. Тут публику ждёт театральное диво. Невозможно поверить: внутри ссутулившегося пожилого мэтра, под парализующей морщинистой маской времени, усталости и опыта, прячется Евгений Цыганов, которого с некоторых пор обвиняют в эмоциональной пресности. За два действия и три часа Цыганов ответил на обвинения «критиков» и многих из них обратил в поклонников.
Изменилось всё – тембр, манера речи, походка, осанка, внутренний темпоритм. Осталась неизменной лёгкая фоменковская чертовщинка, с какой человек на пороге смерти танцует, выписывая на полу изящный ронд-де-жамб, или крутит мимолётный роман с реквизиторшей. Пусть модифицировать тембр помогает голосовая маска, а пластический грим «правит» лицо, но феноменальное перевоплощение – заслуга артиста, которая просит отдельного разбора.
Успех «Дон Жуана» – это не только сольные работы, но и сплочённый ансамбль. Невозможно не заметить, что члены команды разговаривают на одном театральном языке. Часть труппы Мастерской – «крымские камни» разных лет, выпускники совместного курса Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, поэтому можно считать, что режиссёрский гостевой визит Крымова к «Фоменкам» был вопросом времени. А под каким прицелом проходили репетиции «Генеральной репетиции», какие трагедии и комедии прожили участники процесса, сколько крови пролилось во имя волшебства для зрителя – эта тайная часть айсберга останется под водой, являя верхушку: чудо сотворяется из красоты, уродства и памяти. Благодаря и вопреки – театр продолжается. Все тут, и все святые.
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002