Кто тут Дон Жуан?
Крымов по-своему поставил Моцарта в «Мастерской Фоменко»
Бывают такие режиссеры, котором все сходит с рук.
Сначала зрителей с билетами после третьего звонка погнали с первых трех рядов куда-то вбок на стульчики – расчистили площадку перед сценой по капризу режиссера: теперь тут столик с лампой, чаем и ружьем. И ничего, все счастливы. Лица у зрителей, которых гнали с мест, перекосились от восторга.
Режиссер вошел откуда-то сбоку, через зал, какой-то скрюченный и перепаханный морщинами, ногами шаркает и смотрит исподлобья. Сейчас он тут разделается с Моцартом и завтра вылетит в Афины, там режиссера Вагнер ждет. Он нарасхват. У знаменитостей свои каналы связи. Обычно небеса диктуют напрямую откровения большим художникам. Так что еще вопрос: кто именно сейчас в его мобильнике, греческий продюсер, бойкая спутница или кто-то свыше. Ему диктуют, чтоб купил фестал от беспокойства в животе. Зал, посвященный в тайну творческих процессов, сотрясался от восторга сопричастности.
Вот-вот начнется Моцарт, Дон Жуан и все такое.
Донжуаны бывшими не бывают
Артисты выпорхнут. Режиссер на них вполглаза, оторвется от мобильника, попросит повторить. Потом, когда ужасно надоест, уложит всех поочередно. Двух забракованных Лепорелло и одну донну Анну, успевшую пропеть «Летят утки», как моцартовскую арию. Запачкали, конечно, декорации. Но, даже падая, бросали благодарный взгляд на режиссера.
Зрители гадали, вглядываясь, кто он, этот гений. Но режиссер неузнаваем – каждый в нем узнал кого-то своего. Пойдут потом предположения и версии. Будто бы нос у режиссера – чистый Мейерхольд. Но губы – вылитый Любимов (Юрий). Брови – от Петра Наумовича (ясно, что Фоменко). Если бы нос от одного к бровям другого… Кто-то клятвенно заверит: нет же, это копия состаренного Крымова (который сын Эфроса).
Хотя на самом деле из программки ясно: режиссер в спектакле – Евгений Эдуардович. И это подлинные имя-отчество актера Цыганова, скрытого под маской и слоями грима. Его герой – такой внезапный, весь такой непредсказуемый, как вещь в себе. Только что ногами шаркал, вдруг обольстительно соскальзывает в танго. То был скрипуч, то был сентиментален. Вспомнил бурятского приятеля – выдал горловое пение. Секунды три, но все же. Кричали зрители ура и – если б были чепчики, но не было. И наконец он объявил актрисам и актерам, чтоб не расслаблялись: «Бывших донжуанов не бывает». Что он имел в виду? И, кстати, кто тут Дон Жуан?
Надо было сразу объяснить, что происходит. Что за маскарад, капустник и какая тут комедия дель арте. Режиссер, которого сыграл Евгений Цыганов, герой трехчасового спектакля «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». Премьера в «Мастерской Петра Фоменко». Автор идеи, сценарист и режиссер – Дмитрий Крымов. У постановщика есть «Золотые маски» и многие профессиональные регалии. В театральном мире имя Крымова вызывает неизменные вибрации.
Но в «Мастерской Фоменко» прежде он не ставил.
Можно искать и находить невидимые линии, которые привяжут крымовского «Дон Жуана» к его недавним постановкам – «Все тут» в «Школе современной пьесы» или даже к «Му-Му» в Театре Наций. Каждое его высказывание, так или иначе, очень личное. Каждое ведет в его пространство памяти. Но можно ничего такого и не обнаруживать, просто довериться признаниям самого Дмитрия Крымова, он повторял не раз: «Я делаю спектакли только про себя, я жуткий эгоист».
Нельзя не вспомнить, что последними спектаклями, поставленными собственно Петром Фоменко в своем театре, были «Театральный роман» и «Триптих», включающий в себя «Каменного гостя». Случайно или нет, но так сошлось, что именно герои и мотивы этих произведений вдохновляли Крымова в его новой постановке. Сопоставлять бессмысленно, но любопытно. Петр Фоменко славился любовью вчитываться в тексты классиков, извлекать из них новые пласты и смыслы – для мира. Крымов смотрит на тексты классиков иначе – надо ли «играть все, как написано»? «Я не верю вообще в этот путь». Он создает из их сюжетов – свой мир.
Тут электрические связи. Ток течет, где есть два полюса. На этот счет у модных метамодернистов есть прямое указание: «надо двигаться вперед и колебаться». Умри, а лучше, видимо, не скажешь.
О чем спектакль?
Белый фасад с дверьми, обитель Дон Жуана, львы по бокам и сверху люстра на полсцены. Все угрожающе придвинуто поближе к залу. Дело рук художника Марии Трегубовой. Люстра, конечно, рухнет, фасад обрушится плашмя, львы потеряют головы. Когда у режиссера не останется другого выхода.
Спектакль о «генеральной репетиции» обещает зрителю театр с изнанки. Скрытое пространство жизни, требующей «полной гибели всерьез» со страшной регулярностью. Но дело здесь не в тайнах театральной жизни или не только в них. Театр всегда – лукавство, вывих и подвох. В театральной сказке, объясняет Крымов, иногда не знаешь, чего хочешь и кого тут любишь. (Известно, что Фоменко часто начинал работу над спектаклями вопросом: кто кого любит. ) Этот мир – сплошная относительность. Герой его спектакля тридцать лет назад в том же театре ставил Моцарта. Авангардистски смело приплетал Вивальди, хор пожарных с песней «Увезу тебя я в тундру», Эдуарда Хиля, леонтьевскую песню «Дельтаплан», коня и трепетную лань. И было ощущение, что из гремучей смеси рождалось настоящее искусство. Вот это послевкусие осталось: настоящее. Горели и мечтали, видели в театре дом родной. Трудно сказать, насколько зверски поступил тогда минкультуры, закрыв эту солянку. Наверняка кому-то крылья подрубил. Но режиссеру, можно догадаться, этот запрет по-своему помог «сделать биографию».
Теперь он стар и знаменит, но не из чего ставить оперу. Мир перевернулся. Все ненастоящее. Выходят, тарабанят Моцарта искусно, и не угадаешь, где тут фонограмма. Но его не проведешь. У них глаза пустые, за душой нет ничего. Просит эскизы сцены с кладбищем – сценограф говорит в ответ о сингулярности с диффузией. Актрису оставил без роли – тут же услышал о харрасменте, даже уборщица, вот только что кормившая его своими хинкали, присоединяется: ми-ту. На горизонте темнокожая актриса – это еще она молчит.
А кто тут Дон Жуан, если не он? Придется отбиваться: у него на все спектакли пять штампов! Он не мэтр, а сантиметр! А он всерьез: не штампы, а приемы, и не пять, а девятнадцать – он считал. Он фору, может, даст, пусть не Феллини, но Мите Чернякову точно.
Он вытеснил ненастоящий мир своей воображаемой реальностью. Запуганный помреж (Тагир Рахимов) тащил из-за кулис и спившегося ветерана Сашу (Александр Моровов), и бывшего артиста, заведующего поворотным кругом (Иван Войнаровский), и ту же уборщицу Розалию (Роза Шмуклер), и реквизиторшу с дредами (Вера Строкова), и заглянувшую на репетицию с детской коляской Полину (Полина Айрапетова). С этим караван-сараем режиссер хочет возродить ту постановку тридцатилетней давности. Не то чтобы вернуться в прошлое – к самому себе тогдашнему. Выплывает Моцарт с песней «Дельтаплан». Титрами пробегает все, что думают запевшие артисты про тирана-режиссера и про эту «мясорубку». Ничего не выйдет. Режиссер срезает трос, державший люстру.
Останется одно воображаемое кладбище. Все, что было, не имело смысла. Режиссер уже на сцене, и уже совсем другой спектакль воспоминаний – в нем он сам себе и Дон Жуан, и Командор одновременно. Провалится под сцену – вылезет в другом углу. Потребует еще десять минут. Устроит пир и танец на столе. У него в кармане шарик на удачу. Будет ходить по кладбищу и умиляться. Даже уверять, что снег и пение – теперь вокруг все настоящее. Собрали по сусекам старый хлам. Мамино фото из Коктебеля. Холодильник с отцовской дачи. Стульчик с дыркой для детского горшка. Режиссер уже на сцене, и уже совсем другой спектакль воспоминаний – в нем он сам себе и Дон Жуан, и Командор одновременно
Автор «Му-Му», которым занимался Крымов, однажды написал в письме приятелю: «Время приняло слабительное – и неудержимо стремится – не хочу сказать куда». По большому счету это же Екклесиаст, библейский парадокс: реки возвращаются туда, откуда вышли.
«Все идет в одно место» (Еккл., 3:20).
Жизнь – генеральная репетиция чего? Тот же классик к слову: «Страшно то, что нет ничего страшного, что самая суть жизни мелка, неинтересна – и нищенски плоска».
Свет погас. Мобильник со светящимся экраном – где еще прячется душа у современного продвинутого человека? летит сквозь темноту к колосникам. Но понарошку. Трос за что-то зацепился. Душу-мобильник возвратили. Придется по второму разу воспарить.
Зрители на выходе стирали катарсис со лба. Ну как бы. В театре все-таки.
Источник: «Российская газета»
Сначала зрителей с билетами после третьего звонка погнали с первых трех рядов куда-то вбок на стульчики – расчистили площадку перед сценой по капризу режиссера: теперь тут столик с лампой, чаем и ружьем. И ничего, все счастливы. Лица у зрителей, которых гнали с мест, перекосились от восторга.
Режиссер вошел откуда-то сбоку, через зал, какой-то скрюченный и перепаханный морщинами, ногами шаркает и смотрит исподлобья. Сейчас он тут разделается с Моцартом и завтра вылетит в Афины, там режиссера Вагнер ждет. Он нарасхват. У знаменитостей свои каналы связи. Обычно небеса диктуют напрямую откровения большим художникам. Так что еще вопрос: кто именно сейчас в его мобильнике, греческий продюсер, бойкая спутница или кто-то свыше. Ему диктуют, чтоб купил фестал от беспокойства в животе. Зал, посвященный в тайну творческих процессов, сотрясался от восторга сопричастности.
Вот-вот начнется Моцарт, Дон Жуан и все такое.
Донжуаны бывшими не бывают
Артисты выпорхнут. Режиссер на них вполглаза, оторвется от мобильника, попросит повторить. Потом, когда ужасно надоест, уложит всех поочередно. Двух забракованных Лепорелло и одну донну Анну, успевшую пропеть «Летят утки», как моцартовскую арию. Запачкали, конечно, декорации. Но, даже падая, бросали благодарный взгляд на режиссера.
Зрители гадали, вглядываясь, кто он, этот гений. Но режиссер неузнаваем – каждый в нем узнал кого-то своего. Пойдут потом предположения и версии. Будто бы нос у режиссера – чистый Мейерхольд. Но губы – вылитый Любимов (Юрий). Брови – от Петра Наумовича (ясно, что Фоменко). Если бы нос от одного к бровям другого… Кто-то клятвенно заверит: нет же, это копия состаренного Крымова (который сын Эфроса).
Хотя на самом деле из программки ясно: режиссер в спектакле – Евгений Эдуардович. И это подлинные имя-отчество актера Цыганова, скрытого под маской и слоями грима. Его герой – такой внезапный, весь такой непредсказуемый, как вещь в себе. Только что ногами шаркал, вдруг обольстительно соскальзывает в танго. То был скрипуч, то был сентиментален. Вспомнил бурятского приятеля – выдал горловое пение. Секунды три, но все же. Кричали зрители ура и – если б были чепчики, но не было. И наконец он объявил актрисам и актерам, чтоб не расслаблялись: «Бывших донжуанов не бывает». Что он имел в виду? И, кстати, кто тут Дон Жуан?
Надо было сразу объяснить, что происходит. Что за маскарад, капустник и какая тут комедия дель арте. Режиссер, которого сыграл Евгений Цыганов, герой трехчасового спектакля «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». Премьера в «Мастерской Петра Фоменко». Автор идеи, сценарист и режиссер – Дмитрий Крымов. У постановщика есть «Золотые маски» и многие профессиональные регалии. В театральном мире имя Крымова вызывает неизменные вибрации.
Но в «Мастерской Фоменко» прежде он не ставил.
Можно искать и находить невидимые линии, которые привяжут крымовского «Дон Жуана» к его недавним постановкам – «Все тут» в «Школе современной пьесы» или даже к «Му-Му» в Театре Наций. Каждое его высказывание, так или иначе, очень личное. Каждое ведет в его пространство памяти. Но можно ничего такого и не обнаруживать, просто довериться признаниям самого Дмитрия Крымова, он повторял не раз: «Я делаю спектакли только про себя, я жуткий эгоист».
Нельзя не вспомнить, что последними спектаклями, поставленными собственно Петром Фоменко в своем театре, были «Театральный роман» и «Триптих», включающий в себя «Каменного гостя». Случайно или нет, но так сошлось, что именно герои и мотивы этих произведений вдохновляли Крымова в его новой постановке. Сопоставлять бессмысленно, но любопытно. Петр Фоменко славился любовью вчитываться в тексты классиков, извлекать из них новые пласты и смыслы – для мира. Крымов смотрит на тексты классиков иначе – надо ли «играть все, как написано»? «Я не верю вообще в этот путь». Он создает из их сюжетов – свой мир.
Тут электрические связи. Ток течет, где есть два полюса. На этот счет у модных метамодернистов есть прямое указание: «надо двигаться вперед и колебаться». Умри, а лучше, видимо, не скажешь.
О чем спектакль?
Белый фасад с дверьми, обитель Дон Жуана, львы по бокам и сверху люстра на полсцены. Все угрожающе придвинуто поближе к залу. Дело рук художника Марии Трегубовой. Люстра, конечно, рухнет, фасад обрушится плашмя, львы потеряют головы. Когда у режиссера не останется другого выхода.
Спектакль о «генеральной репетиции» обещает зрителю театр с изнанки. Скрытое пространство жизни, требующей «полной гибели всерьез» со страшной регулярностью. Но дело здесь не в тайнах театральной жизни или не только в них. Театр всегда – лукавство, вывих и подвох. В театральной сказке, объясняет Крымов, иногда не знаешь, чего хочешь и кого тут любишь. (Известно, что Фоменко часто начинал работу над спектаклями вопросом: кто кого любит. ) Этот мир – сплошная относительность. Герой его спектакля тридцать лет назад в том же театре ставил Моцарта. Авангардистски смело приплетал Вивальди, хор пожарных с песней «Увезу тебя я в тундру», Эдуарда Хиля, леонтьевскую песню «Дельтаплан», коня и трепетную лань. И было ощущение, что из гремучей смеси рождалось настоящее искусство. Вот это послевкусие осталось: настоящее. Горели и мечтали, видели в театре дом родной. Трудно сказать, насколько зверски поступил тогда минкультуры, закрыв эту солянку. Наверняка кому-то крылья подрубил. Но режиссеру, можно догадаться, этот запрет по-своему помог «сделать биографию».
Теперь он стар и знаменит, но не из чего ставить оперу. Мир перевернулся. Все ненастоящее. Выходят, тарабанят Моцарта искусно, и не угадаешь, где тут фонограмма. Но его не проведешь. У них глаза пустые, за душой нет ничего. Просит эскизы сцены с кладбищем – сценограф говорит в ответ о сингулярности с диффузией. Актрису оставил без роли – тут же услышал о харрасменте, даже уборщица, вот только что кормившая его своими хинкали, присоединяется: ми-ту. На горизонте темнокожая актриса – это еще она молчит.
А кто тут Дон Жуан, если не он? Придется отбиваться: у него на все спектакли пять штампов! Он не мэтр, а сантиметр! А он всерьез: не штампы, а приемы, и не пять, а девятнадцать – он считал. Он фору, может, даст, пусть не Феллини, но Мите Чернякову точно.
Он вытеснил ненастоящий мир своей воображаемой реальностью. Запуганный помреж (Тагир Рахимов) тащил из-за кулис и спившегося ветерана Сашу (Александр Моровов), и бывшего артиста, заведующего поворотным кругом (Иван Войнаровский), и ту же уборщицу Розалию (Роза Шмуклер), и реквизиторшу с дредами (Вера Строкова), и заглянувшую на репетицию с детской коляской Полину (Полина Айрапетова). С этим караван-сараем режиссер хочет возродить ту постановку тридцатилетней давности. Не то чтобы вернуться в прошлое – к самому себе тогдашнему. Выплывает Моцарт с песней «Дельтаплан». Титрами пробегает все, что думают запевшие артисты про тирана-режиссера и про эту «мясорубку». Ничего не выйдет. Режиссер срезает трос, державший люстру.
Останется одно воображаемое кладбище. Все, что было, не имело смысла. Режиссер уже на сцене, и уже совсем другой спектакль воспоминаний – в нем он сам себе и Дон Жуан, и Командор одновременно. Провалится под сцену – вылезет в другом углу. Потребует еще десять минут. Устроит пир и танец на столе. У него в кармане шарик на удачу. Будет ходить по кладбищу и умиляться. Даже уверять, что снег и пение – теперь вокруг все настоящее. Собрали по сусекам старый хлам. Мамино фото из Коктебеля. Холодильник с отцовской дачи. Стульчик с дыркой для детского горшка. Режиссер уже на сцене, и уже совсем другой спектакль воспоминаний – в нем он сам себе и Дон Жуан, и Командор одновременно
Автор «Му-Му», которым занимался Крымов, однажды написал в письме приятелю: «Время приняло слабительное – и неудержимо стремится – не хочу сказать куда». По большому счету это же Екклесиаст, библейский парадокс: реки возвращаются туда, откуда вышли.
«Все идет в одно место» (Еккл., 3:20).
Жизнь – генеральная репетиция чего? Тот же классик к слову: «Страшно то, что нет ничего страшного, что самая суть жизни мелка, неинтересна – и нищенски плоска».
Свет погас. Мобильник со светящимся экраном – где еще прячется душа у современного продвинутого человека? летит сквозь темноту к колосникам. Но понарошку. Трос за что-то зацепился. Душу-мобильник возвратили. Придется по второму разу воспарить.
Зрители на выходе стирали катарсис со лба. Ну как бы. В театре все-таки.
Источник: «Российская газета»
Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002