«Дон Жуан» стреляет в упор
Весной Дмитрий Крымов начал репетировать на сцене Мастерской Петра Фоменко «Дон Жуана» Моцарта. Начал 29 апреля, репетировал весь май и продолжает. Рассказываем, что ждать от спектакля, который называется «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция», и в котором, по чеховским заветам, непременно есть ружьё.
Спектакль врезается в зал с самого начала. Из-за кулис выбегают «работники сцены» и затевают бурную деятельность: гомонят, командуют, двигают мебель. Опрыскивают: в воздухе долго стоит запах антисептика. Охранник по рядам предлагает маски. Всё выглядит так, что начинаешь сомневаться действительно ли это актёры или спектакль на самом деле ещё не начался. Сомнение остаётся даже тогда, когда «работники» непринуждённо вынимают фрагмент первых трёх рядов, пересаживают зрителей на другие места и втаскивают массивный режиссёрский стол.
Это «пограничность» постановки и реальности остаётся до конца. Имена у актёров и их героев одинаковые – и это тоже не просто так.
Репетиция начинается, входит заслуженный Режиссёр. Грузный, с тяжёлой походкой, с проседью. Он говорит по телефону – его голос именно такой, каким и должен разговаривать пожилой мэтр. Евгений Цыганов абсолютно неузнаваем в этом теле, лице и голосе.
Он стар, он известен, он снова ставит «Дон Жуана» Моцарта на фоне белых помпезных декораций. Над его головой и над сценой нависает огромная хрустальная люстра. То, что начинается как обычная репетиция, быстро и незаметно превращается в сюрреалистическое действо. Словно зритель попадает непосредственно внутрь старого режиссёра, в его голову.
В его голове то, что он привык делать. Всё можно отрепетировать. Любую часть, любую сцену. Стоит только скомандовать – и актёры будут повторять раз за разом, пока не получится идеально.
В его голове то, что он хотел бы сделать. Чтобы помощник вовремя подал ружьё и патроны – застрелить бесталанного молодого артиста. Чтобы брызнула кровь и запачкала дорогие белые декорации. Чтобы можно было дёрнуть за шнур – и люстра бы покачнулась и разнесла весь театр вдребезги.
В его голове его труппа. Актёры, с которыми он привык работать и работал много лет. Кто-то уже стар, кто-то уехал, кто-то забросил сцену. Словом диктатора он возвращает их обратно – и они возвращаются, трепыхаясь на ниточках своих ожиданий, эмоций и чувств. Осуждают его на все лады и не могут покинуть.
В его голове воспоминания. Они похожи на телевизионную передачу, творческий вечер. Картинки, фотографии, открытки из прошлого – из его рта потоком льются рассказы, один за другим, смешиваясь. Вот тут были съёмки, вот тут – другие съёмки, отдых, рестораны, гастроли, Бродский за соседним столиком, знаменитые актёры. В этом всплеске воспоминаний Режиссёр больше всего похож на собирательный образ.
– И Инночка была, да… Инночка должна была сегодня прийти, не знаю, смогла ли…
25 мая мэтр искал глазами в зале «Инночку». И ведь она действительно смогла прийти. Инна Чурикова и Глеб Панфилов смотрели эту генеральную репетицию вместе со зрителями.
В его голове ностальгия, тепло, любовь. Шарик, который всегда в кармане. Если его надуть и провести по нему, плотно прижав пальцы – он будет скрипеть точно так, как высокая мачта, когда корабль идёт на всех парусах.
Всё это похоже на цветные стёклышки в калейдоскопе. Крутишь, встряхиваешь – и они перемешиваются, превращаются в новый орнамент. В этом «волшебном фонаре» есть всё — и одновременно ничего нет.
В спектакле нет одной или нескольких чётко оформленных чувств, эмоций, которые бы цепляли и тащили насквозь, которые бы точно и убедительно говорили, о чём всё это. Иногда происходящее напоминает театральный капустник. Иногда — варьете Воланда. Это действительно больше всего похоже либо на театр абсурда, либо на то, что происходит у человека внутри.
Так и хочется сказать: «Маэстро, урежьте марш!». Но маэстро хрипит, цепляется за традиции, за воспоминания, за театр, за свой упрямый характер и требует, чтобы ставили всё, без сокращений. И с каждой минутой осознание становится всё чётче. Оно прорывается сквозь куски рассыпавшихся декораций, сквозь искры, которыми больше нельзя разжечь огонь.
Это предсмертный сон. Неизвестно, после какой по счёту репетиции и переработки «Дон Жуана» смерть действительно наступит. Но она точно придёт – и в какой-то момент её начинаешь ждать. Больше невозможно смотреть, как старый режиссёр всё сильнее увязает в картинках своего прошлого, общего театрального прошлого. А, может быть, он уже умер и таково его чистилище?
Из разгромленных в первом акте декораций собран не менее роскошный потолок с лепниной. Он лежит на полу, а потом на тросах его поднимают над сценой чуть наискосок. Словно приоткрывают крышку музыкальной шкатулки. А там, внутри, всё ещё тихо поют арии «Дон Жуана», репетируют, раскидывают игрушки, строят из кубиков новые декорации. Ещё больше, ещё роскошнее, ещё современнее, ещё ярче, ещё прогрессивнее, ещё…
Гигантские ноги зебры и, отдельно от них, огромная полосатая голова. Режиссёр любовно приникает к ней – и она падает, давя его своим весом. Кажется, что вот они, бояре на трапеции, но предсказуемого конца не случается. Дальше будет новая репетиция – и новый круг по воде.
«Монтировщики, ставьте кладбище». Главный герой до самого конца считает, что управляет всем. Он мечется и кричит: “Кто здесь режиссёр? Я режиссёр!” Но время в нужный момент пьесы ставит точку. Репетиции закончились, спектакль поставлен, но гастролей не будет. Режиссёр никуда не поедет.
Источник: Musecube
Спектакль врезается в зал с самого начала. Из-за кулис выбегают «работники сцены» и затевают бурную деятельность: гомонят, командуют, двигают мебель. Опрыскивают: в воздухе долго стоит запах антисептика. Охранник по рядам предлагает маски. Всё выглядит так, что начинаешь сомневаться действительно ли это актёры или спектакль на самом деле ещё не начался. Сомнение остаётся даже тогда, когда «работники» непринуждённо вынимают фрагмент первых трёх рядов, пересаживают зрителей на другие места и втаскивают массивный режиссёрский стол.
Это «пограничность» постановки и реальности остаётся до конца. Имена у актёров и их героев одинаковые – и это тоже не просто так.
Репетиция начинается, входит заслуженный Режиссёр. Грузный, с тяжёлой походкой, с проседью. Он говорит по телефону – его голос именно такой, каким и должен разговаривать пожилой мэтр. Евгений Цыганов абсолютно неузнаваем в этом теле, лице и голосе.
Он стар, он известен, он снова ставит «Дон Жуана» Моцарта на фоне белых помпезных декораций. Над его головой и над сценой нависает огромная хрустальная люстра. То, что начинается как обычная репетиция, быстро и незаметно превращается в сюрреалистическое действо. Словно зритель попадает непосредственно внутрь старого режиссёра, в его голову.
В его голове то, что он привык делать. Всё можно отрепетировать. Любую часть, любую сцену. Стоит только скомандовать – и актёры будут повторять раз за разом, пока не получится идеально.
В его голове то, что он хотел бы сделать. Чтобы помощник вовремя подал ружьё и патроны – застрелить бесталанного молодого артиста. Чтобы брызнула кровь и запачкала дорогие белые декорации. Чтобы можно было дёрнуть за шнур – и люстра бы покачнулась и разнесла весь театр вдребезги.
В его голове его труппа. Актёры, с которыми он привык работать и работал много лет. Кто-то уже стар, кто-то уехал, кто-то забросил сцену. Словом диктатора он возвращает их обратно – и они возвращаются, трепыхаясь на ниточках своих ожиданий, эмоций и чувств. Осуждают его на все лады и не могут покинуть.
В его голове воспоминания. Они похожи на телевизионную передачу, творческий вечер. Картинки, фотографии, открытки из прошлого – из его рта потоком льются рассказы, один за другим, смешиваясь. Вот тут были съёмки, вот тут – другие съёмки, отдых, рестораны, гастроли, Бродский за соседним столиком, знаменитые актёры. В этом всплеске воспоминаний Режиссёр больше всего похож на собирательный образ.
– И Инночка была, да… Инночка должна была сегодня прийти, не знаю, смогла ли…
25 мая мэтр искал глазами в зале «Инночку». И ведь она действительно смогла прийти. Инна Чурикова и Глеб Панфилов смотрели эту генеральную репетицию вместе со зрителями.
В его голове ностальгия, тепло, любовь. Шарик, который всегда в кармане. Если его надуть и провести по нему, плотно прижав пальцы – он будет скрипеть точно так, как высокая мачта, когда корабль идёт на всех парусах.
Всё это похоже на цветные стёклышки в калейдоскопе. Крутишь, встряхиваешь – и они перемешиваются, превращаются в новый орнамент. В этом «волшебном фонаре» есть всё — и одновременно ничего нет.
В спектакле нет одной или нескольких чётко оформленных чувств, эмоций, которые бы цепляли и тащили насквозь, которые бы точно и убедительно говорили, о чём всё это. Иногда происходящее напоминает театральный капустник. Иногда — варьете Воланда. Это действительно больше всего похоже либо на театр абсурда, либо на то, что происходит у человека внутри.
Так и хочется сказать: «Маэстро, урежьте марш!». Но маэстро хрипит, цепляется за традиции, за воспоминания, за театр, за свой упрямый характер и требует, чтобы ставили всё, без сокращений. И с каждой минутой осознание становится всё чётче. Оно прорывается сквозь куски рассыпавшихся декораций, сквозь искры, которыми больше нельзя разжечь огонь.
Это предсмертный сон. Неизвестно, после какой по счёту репетиции и переработки «Дон Жуана» смерть действительно наступит. Но она точно придёт – и в какой-то момент её начинаешь ждать. Больше невозможно смотреть, как старый режиссёр всё сильнее увязает в картинках своего прошлого, общего театрального прошлого. А, может быть, он уже умер и таково его чистилище?
Из разгромленных в первом акте декораций собран не менее роскошный потолок с лепниной. Он лежит на полу, а потом на тросах его поднимают над сценой чуть наискосок. Словно приоткрывают крышку музыкальной шкатулки. А там, внутри, всё ещё тихо поют арии «Дон Жуана», репетируют, раскидывают игрушки, строят из кубиков новые декорации. Ещё больше, ещё роскошнее, ещё современнее, ещё ярче, ещё прогрессивнее, ещё…
Гигантские ноги зебры и, отдельно от них, огромная полосатая голова. Режиссёр любовно приникает к ней – и она падает, давя его своим весом. Кажется, что вот они, бояре на трапеции, но предсказуемого конца не случается. Дальше будет новая репетиция – и новый круг по воде.
«Монтировщики, ставьте кладбище». Главный герой до самого конца считает, что управляет всем. Он мечется и кричит: “Кто здесь режиссёр? Я режиссёр!” Но время в нужный момент пьесы ставит точку. Репетиции закончились, спектакль поставлен, но гастролей не будет. Режиссёр никуда не поедет.
Источник: Musecube
Евгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002