Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)
Дмитрий Анатольевич Крымов впервые представил спектакль на сцене «Мастерской Петра Фоменко».
«Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» получился ярким, шумным, убийственно смешным, безжалостно нежным, трепетным и, конечно же, театральным. Иначе и быть не могло. Помните в «31-м июня» главный герой спрашивает у мага Мальгрима: «Вы, кажется, из мира театра, иллюзионист, если не ошибаюсь?». «Именно иллюзионист», отвечает чародей. Кажется, что говорил он про Крымова. Он не только режиссер, автор блестящего, разошедшегося на цитаты текста (Одни «похотливые нимфы в погоне за целомудренными сатирами» и «может, вы не мэтр, а санти-метр», «ружье нужно проверять перед каждой репетицией», «вся эта халабуда здесь стоять не может», «студия Альянс и мезальянс представляет“, искусство всегда на стыке пошлого и возвышенного, как и вся наша жизнь“ чего стоят. Хотя список фраз у всех будет свой, там весь спектакль можно растащить), но и художник, волшебник, способный повелевать временем, пространством, одним жестом заставлять зал заходиться смехом и глотать слезы, жмуриться в страхе быть погребенными под хрустальной люстрой и, затаив дыхание, следить за полетом души.
Конечно, это разговор про театр: прошлого, настоящего, будущего. Он переживает и пережевывает, пожирает своих детей и любит их, несмотря ни на что, ломает стены (а не только пресловутую четвертую), развивается и развивает, но главное живет и будет жить вечно. И по большому счету неважно из какого сора все это получается. Главное, чтобы получалось. Спектакль с первых показов стал хитом, ему пророчат премии, а зрительский успех очевиден. Попасть на Репетицию“ к Крымову практически нереально.
Крымов рассказывает: Однажды охранница, руководствуясь какими-то новыми правилами и не пускавшая в очередной раз кого-то на мою репетицию, возмущённо сказала: „А почему вы так со мной разговариваете?“ Я сказал: „Я вас могу даже убить“. Она спросила удивлённо: „Почему?“ Я сказал: „Потому что это театр, а вы мне мешаете делать то, что я люблю““. Так вот, чтобы пустили на Репетицию“ и вправду убить можно. Но это тот случай, когда искусство стоит жертв, но не требует.
Фабула кажется простой. Прославленный, престарелый режиссер Евгений Эдуардович (неузнаваемый и потрясающий Евгений Цыганов, таким вы его точно не видели) приезжает в театр, где начинал, чтобы поставить оперу Моцарта. Он только что вернулся из-за границы, где создал очередной шедевр, и буквально завтра должен лететь в Грецию, где его ждет новая премьера. Он чрезвычайно занят, не расстается с телефоном. Вся труппа — от уборщицы до ведущих артистов, каждый прекрасен по своему, каждый со своим отдельным голосом и удивительным образом — трепещет в предвкушении долгожданной встречи. И вот случилось. Приехал. Режиссер — тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен. При желании в нем можно найти черты любого признанного гения. Не пытайтесь гадать, кто перед вами. Все сразу, и никто конкретно. Режиссер, придуманный Крымовым — ироничный собирательный портрет всех мэтров прошлого, а иногда и настоящего. Здесь и Дзеффирелли, и Покровский, и Феллини, и Черняков, о которых говорят прямо. И Стреллер, Эфрос, Любимов, и даже сам Крымов, на которых тонко намекают. При этом даже, если кого-то и чего-то не знаете, это не значит, что вам будет неинтересно смотреть. Дмитрий Анатольевич не разговаривает со зрителем свысока, а делится знаниями. И это приятно. Плюс это образ мифов, которые окружают любого талантливого человека. Более того, я бы сказала, что в нем воплощены все наши, чаще зрительские, представления о том, как должен выглядеть и вести себя ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР, творящий ВЕЛИКУЮ КРАСОТУ. Все же любят актерские байки про то, как тот или иной мэтр бушевал на репетиции и чуть было не перестрелял всю труппу, как был груб и несдержан, с кем крутил романы, кому что обещал, и, конечно же, не сделал (Ты получил аванс, и бросил нас“). И даже выбор персонажа — Дон Жуан. Ну, какой великий творец без списка побед, как личных, так и профессиональных. Кстати, мне почему-то кажется, что самому Дмитрию Анатольевичу на репетициях ружье не нужно. Очевидно, он любит то, что делает (поэтому и музыка, и декорации, и каждая отдельная вещь стреляют“ точно в цель, о любой составляющей спектакля можно запросто написать отдельный текст), и любит своих артистов ( потому каждый характер столь отменно прописан и узнаваем). Плюс, опять же строго на мой взгляд, лучше уж пусть пристрелит, чем увидеть разочарование в его прозрачных глазах.
Есть тут и еще одно важное замечание. Не каждый, у кого есть 5 штампов, которые кочуют из спектакля в спектакль“ — режиссёр. Некоторые всего лишь постановщики. И прекрасный ответ всем критикам, которые упорно путают авторский почерк и набор клише: не 5 штампов, а 19 приемов, я считал“.
Вообще весь первый акт с роскошными белыми львами, гигантской люстрой, помпезной лепниной, высоченными дверями (работа художника Марии Трегубовой) — это привычные представления о театре ( оперном и драматическом). Именно их по идее и должно разрушать. На каждом спектакле. И именно их стоит отринуть, если хочется двигаться вперед и продвигать какие бы то ни было идеи. А потому стена упадет, да и люстра сверзнется в лучших традициях Призрака оперы“ (простите, за спойлер, но даже, если вы знаете, на спектакле это станет для вас неожиданностью). И откроется огромное пространство для нового. Первый акт дошел до пика и взорвался от перенапряжения. Второй будет так же стремительно набирать обороты, но при этом совсем иначе. И если первый — чистая комедия. Второй — временами доходит до высот античной трагедии. Они как будто бы противопоставлены друг другу. Вот так вы представляете себе работу режиссера, а вот, как она проходит на самом деле. И не так все весело. Мало просто из ружья палить, да иметь в кармане шарик на удачу.
Создается впечатление, фантазия у прославленного мэтра Евгения Эдуардовича слегка поиссякла. А может быть ему это просто кажется. И мы всего лишь заглянули к нему в мысли, где живут все страхи и сомнения Дон Жуана“. Даже если он всем видом демонстрирует железобетонную уверенность в себе. Поколебать ее так же просто, как обрушить декорации. Обруби канат и все полетит в тартарары. А потому он просит построить на сцене кладбище. В голове тихо, как на погосте. Ни одной свежей идеи, одни воспоминания. И тут кожей чувствуешь липкий страх режиссера стать бывшим Дон Жуаном, чей список побед давно в прошлом, ужас превратиться в забронзовевшую статую Командора. Страх никогда не превзойти себя, потерять возможность удивлять и удивляться самому. Засесть навсегда в своих 19 приемах, и никогда больше ничего не создать. И когда режиссер буквально проваливается под сцену, это можно воспринимать как вечную боязнь облажаться, а можно, как взгляд в бездну, за которой остается лишь мемуары сочинять. Потому так пронзителен крик: Не отнимайте 10 минут жизни“. На сцене — это очень много. Мы еще повоюем. И вот режиссерский смартфон взмывает вверх, к колосникам, и начинает светить — как надежда, как отблеск нового спектакля, как выход из творческого кризиса. Как душа, которая вновь воспарила над обыденностью и воскресла. И удивительно легко на сердце. Поверьте, такая Репетиция“ лучше очень многих спектаклей.
Источник: Scope
«Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» получился ярким, шумным, убийственно смешным, безжалостно нежным, трепетным и, конечно же, театральным. Иначе и быть не могло. Помните в «31-м июня» главный герой спрашивает у мага Мальгрима: «Вы, кажется, из мира театра, иллюзионист, если не ошибаюсь?». «Именно иллюзионист», отвечает чародей. Кажется, что говорил он про Крымова. Он не только режиссер, автор блестящего, разошедшегося на цитаты текста (Одни «похотливые нимфы в погоне за целомудренными сатирами» и «может, вы не мэтр, а санти-метр», «ружье нужно проверять перед каждой репетицией», «вся эта халабуда здесь стоять не может», «студия Альянс и мезальянс представляет“, искусство всегда на стыке пошлого и возвышенного, как и вся наша жизнь“ чего стоят. Хотя список фраз у всех будет свой, там весь спектакль можно растащить), но и художник, волшебник, способный повелевать временем, пространством, одним жестом заставлять зал заходиться смехом и глотать слезы, жмуриться в страхе быть погребенными под хрустальной люстрой и, затаив дыхание, следить за полетом души.
Конечно, это разговор про театр: прошлого, настоящего, будущего. Он переживает и пережевывает, пожирает своих детей и любит их, несмотря ни на что, ломает стены (а не только пресловутую четвертую), развивается и развивает, но главное живет и будет жить вечно. И по большому счету неважно из какого сора все это получается. Главное, чтобы получалось. Спектакль с первых показов стал хитом, ему пророчат премии, а зрительский успех очевиден. Попасть на Репетицию“ к Крымову практически нереально.
Крымов рассказывает: Однажды охранница, руководствуясь какими-то новыми правилами и не пускавшая в очередной раз кого-то на мою репетицию, возмущённо сказала: „А почему вы так со мной разговариваете?“ Я сказал: „Я вас могу даже убить“. Она спросила удивлённо: „Почему?“ Я сказал: „Потому что это театр, а вы мне мешаете делать то, что я люблю““. Так вот, чтобы пустили на Репетицию“ и вправду убить можно. Но это тот случай, когда искусство стоит жертв, но не требует.
Фабула кажется простой. Прославленный, престарелый режиссер Евгений Эдуардович (неузнаваемый и потрясающий Евгений Цыганов, таким вы его точно не видели) приезжает в театр, где начинал, чтобы поставить оперу Моцарта. Он только что вернулся из-за границы, где создал очередной шедевр, и буквально завтра должен лететь в Грецию, где его ждет новая премьера. Он чрезвычайно занят, не расстается с телефоном. Вся труппа — от уборщицы до ведущих артистов, каждый прекрасен по своему, каждый со своим отдельным голосом и удивительным образом — трепещет в предвкушении долгожданной встречи. И вот случилось. Приехал. Режиссер — тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен. При желании в нем можно найти черты любого признанного гения. Не пытайтесь гадать, кто перед вами. Все сразу, и никто конкретно. Режиссер, придуманный Крымовым — ироничный собирательный портрет всех мэтров прошлого, а иногда и настоящего. Здесь и Дзеффирелли, и Покровский, и Феллини, и Черняков, о которых говорят прямо. И Стреллер, Эфрос, Любимов, и даже сам Крымов, на которых тонко намекают. При этом даже, если кого-то и чего-то не знаете, это не значит, что вам будет неинтересно смотреть. Дмитрий Анатольевич не разговаривает со зрителем свысока, а делится знаниями. И это приятно. Плюс это образ мифов, которые окружают любого талантливого человека. Более того, я бы сказала, что в нем воплощены все наши, чаще зрительские, представления о том, как должен выглядеть и вести себя ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР, творящий ВЕЛИКУЮ КРАСОТУ. Все же любят актерские байки про то, как тот или иной мэтр бушевал на репетиции и чуть было не перестрелял всю труппу, как был груб и несдержан, с кем крутил романы, кому что обещал, и, конечно же, не сделал (Ты получил аванс, и бросил нас“). И даже выбор персонажа — Дон Жуан. Ну, какой великий творец без списка побед, как личных, так и профессиональных. Кстати, мне почему-то кажется, что самому Дмитрию Анатольевичу на репетициях ружье не нужно. Очевидно, он любит то, что делает (поэтому и музыка, и декорации, и каждая отдельная вещь стреляют“ точно в цель, о любой составляющей спектакля можно запросто написать отдельный текст), и любит своих артистов ( потому каждый характер столь отменно прописан и узнаваем). Плюс, опять же строго на мой взгляд, лучше уж пусть пристрелит, чем увидеть разочарование в его прозрачных глазах.
Есть тут и еще одно важное замечание. Не каждый, у кого есть 5 штампов, которые кочуют из спектакля в спектакль“ — режиссёр. Некоторые всего лишь постановщики. И прекрасный ответ всем критикам, которые упорно путают авторский почерк и набор клише: не 5 штампов, а 19 приемов, я считал“.
Вообще весь первый акт с роскошными белыми львами, гигантской люстрой, помпезной лепниной, высоченными дверями (работа художника Марии Трегубовой) — это привычные представления о театре ( оперном и драматическом). Именно их по идее и должно разрушать. На каждом спектакле. И именно их стоит отринуть, если хочется двигаться вперед и продвигать какие бы то ни было идеи. А потому стена упадет, да и люстра сверзнется в лучших традициях Призрака оперы“ (простите, за спойлер, но даже, если вы знаете, на спектакле это станет для вас неожиданностью). И откроется огромное пространство для нового. Первый акт дошел до пика и взорвался от перенапряжения. Второй будет так же стремительно набирать обороты, но при этом совсем иначе. И если первый — чистая комедия. Второй — временами доходит до высот античной трагедии. Они как будто бы противопоставлены друг другу. Вот так вы представляете себе работу режиссера, а вот, как она проходит на самом деле. И не так все весело. Мало просто из ружья палить, да иметь в кармане шарик на удачу.
Создается впечатление, фантазия у прославленного мэтра Евгения Эдуардовича слегка поиссякла. А может быть ему это просто кажется. И мы всего лишь заглянули к нему в мысли, где живут все страхи и сомнения Дон Жуана“. Даже если он всем видом демонстрирует железобетонную уверенность в себе. Поколебать ее так же просто, как обрушить декорации. Обруби канат и все полетит в тартарары. А потому он просит построить на сцене кладбище. В голове тихо, как на погосте. Ни одной свежей идеи, одни воспоминания. И тут кожей чувствуешь липкий страх режиссера стать бывшим Дон Жуаном, чей список побед давно в прошлом, ужас превратиться в забронзовевшую статую Командора. Страх никогда не превзойти себя, потерять возможность удивлять и удивляться самому. Засесть навсегда в своих 19 приемах, и никогда больше ничего не создать. И когда режиссер буквально проваливается под сцену, это можно воспринимать как вечную боязнь облажаться, а можно, как взгляд в бездну, за которой остается лишь мемуары сочинять. Потому так пронзителен крик: Не отнимайте 10 минут жизни“. На сцене — это очень много. Мы еще повоюем. И вот режиссерский смартфон взмывает вверх, к колосникам, и начинает светить — как надежда, как отблеск нового спектакля, как выход из творческого кризиса. Как душа, которая вновь воспарила над обыденностью и воскресла. И удивительно легко на сердце. Поверьте, такая Репетиция“ лучше очень многих спектаклей.
Источник: Scope
Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002