Рождение трагедии из духа репетиций
В самом конце прошлого сезона в «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Комедию о трагедии» – актёр Евгений Цыганов стал режиссёром спектакля о том, как Пётр Фоменко репетировал «Бориса Годунова».
Что такое «театр Фоменко»? Если сформулировать максимально просто – «три кита»: игра, человек и автор. Игра театральная и игра в театр, игра как непрерывный процесс, не имеющий результата, – отсюда бесконечные «репетиции» в заглавиях и жанровых определениях спектаклей, открытые приёмы в актёрском существовании. Обязательная ирония – тоже часть игры, к которой нельзя и не нужно относиться слишком серьёзно. Но в центре – человек: да, именно играющий, но куда более сложный, чем персонаж и даже актёр по отдельности. Изменчивый, до самой смерти «репетирующий» – и потому выходящий из-под контроля автора, создателя, исполнителя, как иногда выходит из-под контроля человека его собственная жизнь. Отсюда – трагическое, всегда идущее об руку с ироническим. И потому возникают фигуры авторов – шутливо-сниженные герои в портретном гриме или без него, а также суфлёры, выкрикивающие «эп-пизод …надцатый», – это почти обязательные участники спектаклей. Но не действия: они сочувствуют, усмехаются, сердятся или (почти) молча наблюдают за происходящим – и не могут ничего изменить или помочь.
«Комедия о трагедии» Евгения Цыганова строится на тех же «трёх китах», но структурно она задумана сложнее, чем любой спектакль Фоменко – и вообще большинство спектаклей конвенционального театра. Четвёртое и главное измерение «Комедии…» – фигура самого «Фомы» (прозвище Петра Наумовича среди «своих»). Он – вертикаль и основа спектакля. Вертикаль в буквальном смысле: пока квадратный деревянный помост в центре большой сцены «Мастерской» не начнёт крениться, вставать на дыбы и «отворачиваться» от зрителей, на чёрный задник-экран будет проецироваться видео с репетиций, комментарии Фоменко, построчный разбор пушкинской драмы. Так и не поставленный мастером, но прочитанный с актёрами от начала до конца «Борис Годунов» – его не случившийся последний спектакль. И Цыганов – участник тех репетиций 11-12-летней давности – отчасти реконструирует этого гипотетического «Бориса». Но его спектакль – попытка проследить за рождением трагедии из духа репетиций. Поэтому от шутливого распределения ролей и реплик, неточных интонаций, которые экранный режиссёр требует изменить, от игрового диалога всё отчётливей отделяется целостный «Борис Годунов», а комедия становится трагедией. Голос Фоменко из динамиков (часть комментариев участники репетиций сняли на видео, часть – записали на диктофон; то и другое сопровождается в спектакле «рукописными» титрами-расшифровкой) всё реже подсказывает решения и всё больше комментирует темы, создавая горькую историософскую часть спектакля. Потому что метатема «Комедии…», которая выкристаллизовывается из слов Мастера, – опыт смуты, данный каждому из нас в ощущении; «большая история», которая рушит жизни отдельных людей и целых поколений. Свидетель Великой Отечественной и пертурбаций отечественного ХХ века, Фоменко думает именно о них, о рифмах времён. Он говорит, например, о том, что так или иначе в разные эпохи возвращается фашизм, а попытка его преодоления во многом обречена и уж точно горька: «В Германии это означало вычеркнуть жизнь целого поколения», – поясняет Фома неочевидное (здесь и далее слова Фоменко из спектакля могут быть процитированы не дословно, но близко к оригиналу – прим. редакции). Цыганов и его соавторы настроены ещё пессимистичнее: театр в логике этого спектакля – способ диагностировать болезнь, но, увы, не лекарство. Есть ли вообще «лекарства», доступные отдельному человеку, не знают ни авторы «Комедии…», ни Фома – ни даже, кажется, Пушкин. Единственная надежда – «не согрешить», как говорит Фоменко о постановке «Бориса Годунова», не предать свою же совесть.
То, как Цыганов работает с документальным материалом, как включает его в сценическое «здесь и сейчас», декларируя и показывая, что в самом живом и эфемерном из искусств возможно бессмертие, – в чём-то продолжение его актёрской работы в спектакле «Я – Сергей Образцов». Драматургическое сходство, впрочем, только в одной существенной мысли о важности движения, пути от начала до конца – в театре и в жизни. И о том, что этот путь заведомо трагичен: «Когда начинает умирать театр? – спрашивает Фоменко в спектакле. – Я думаю – как и человек: когда рождается». Структурно «Комедия о трагедии», кажется, уникальный опыт – нечто близкое делал разве что Семён Александровский в «Присутствии» на «Таганке»: спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана» тоже был построен как диалог сегодняшних артистов с их предшественниками и присвоение-репетиция на глазах у зрителей, но там это «измерение» было единственным. При этом важно назвать – и сразу вынести за скобки – огромный диапазон театральных контекстов «Комедии…». Прямо и не очень апеллируют здесь не только к спектаклям самого Фоменко. За время действия вспомнишь, порой удивляясь, едва ли не десяток постановок и режиссёрских имён даже последних лет. Не так уж важно, думали ли создатели «Комедии…», например, о работах Дмитрия Чернякова или Олега Долина, – это часть контекста спектакля. И бесспорная часть этого контекста – «Война и мир» Туминаса и «Маленькие трагедии» Серебренникова. Хотя внимательный зритель знает, что в этих двух спектаклях есть диалог с работами Фоменко, ставившего те же тексты: ненарочитое «продолжение разговора» – неотъемлемая часть их смыслового поля.
Но всё это (как, кстати, и «фактология» в спектакле «Я – Сергей Образцов», главную роль в котором сыграл Цыганов) не принципиально для зрителя. Ему предлагается необыкновенный опыт, который не дали бы изданные в виде текста «режиссёрские тетради» и даже, вероятно, опубликованные видеозаписи. Он оказывается на репетиции – пусть и фантастической. И смотрит вроде бы «простой» минималистичный спектакль «по тексту». Вот только «простота» эта очень сложная – в той ткани спектакля, которую сочиняет уже режиссёр-Цыганов и его артисты.
Понятно, что главный герой целого – Пётр Фоменко. Хотя Пушкин – актриса Стефани Елизавета Бурмакова – в качестве «человека-ремарки» (так назван персонаж) тут присутствует и иногда спорит с Фомой (побеждает, разумеется, последний). Начало – выход всех участников в белом исподнем: мужчины в рубахах и портках, женщины в рубашках до пят. По обе стороны от сцены-помоста художница нынешней постановки Мария Мелешко (соавтором неосуществлённого спектакля Фоменко был Владимир Максимов) поставила гримировальные столики со свечами, на заднем плане – вешалки-штанкеты с почти «оперными» историческими костюмами. Карэн Бадалов, репетировавший роль Бориса с Фоменко, наклеивает бороду и усы, под негромкий общий вокализ (лейтмотив спектакля – «Зорю бьют» из «Пушкинского венка» Свиридова) начинает монолог: «Ещё одно, последнее сказанье…». Переодеваются и гримируются не у вешалок и столиков, а почти исключительно за кулисами. Причём мохнатые бороды и парики нарочито фальшивы – но нет-нет, да и «прирастут», как родные. Костюмы, будто «реконструированные», смотрятся не нарядно, как обычно на сцене («фоменки» любят такое играть и умеют носить), а потёрто и тускло – не столько по-музейному ветхо, сколько так, как выглядят те же театральные костюмы при обычном освещении. Фантастическая световая партитура («свет должен быть очень сложным, но чтобы эта сложность была не видна», – говорит Фоменко) – а приборы не спрятаны, хотя сцена и не вовсе «открыта». Зато, кажется, впервые в «Мастерской» во время действия открываются декорационные ворота в закулисье – тоже в самом начале. Оттуда бьёт свет и от одних дверей до других следуют склонившиеся силуэты в капюшонах – не отличить Бориса – Карэна Бадалова от патриарха – Василия Фирсова, да и не разглядеть за спинами «народа», заслоняющего зрителю шествие. Но текст – первый монолог Бориса «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, / Обнажена моя душа пред вами…» – слышен. Фоменко говорит, что Борис не лжёт в этот момент – и демонстрирует свою слабость как бы назло слушателям. Но Годунов так и останется в «Комедии…» фигурой умолчания, предлогом для истории о другом и о других.
Единственное появление Годунова, кроме первой проходки, – самый известный, главный монолог о шапке Мономаха и кровавых мальчиках (на самом деле, о совести и о том, что «они любить умеют только мёртвых»). Вздыбленный войной и междоусобной смутой мир превратил квадрат помоста в плоскость стены – то тут, то там открываются окошки и появляются лица, руки, профили артистов.
Монолог о мальчиках кровавых обращён не к зрителям, а к конкретному собеседнику – Басманову (Анатолий Анциферов), смотрящему по диагонали снизу вверх. Голос доносится из-за другого оконца: наверху – реальный портрет Бориса Годунова. Свет поменяется, проступят очертания стоящего за стеной Карэна Бадалова – с бородой и в шапке Мономаха. Портрет он снимет с петель и наденет обратно, шапку растопчет, сплющит и снова расправит. Борис высоко и далеко не только для подданных, но и для зрителей – почти не виден, неразличим, не отличим от портрета. Который появится ещё раз: в страшном финале циник Пушкин (предок поэта, герой пьесы и реальных событий Смутного времени) – Павел Яковлев повернёт обратной стороной – там уже портрет Лжедмитрия. Больше ничего Борис не скажет – ни с кем не будет совещаться, никого не напутствует, не посоветует сыну «учиться», чтобы «постигать державный труд». Он просто больше не появится. Монолог-завещание станет листком-свитком, который прочтут сын-Феодор Годунов, бояре и патриарх. Встреча с Юродивым (Николай Орловский) – злой розыгрыш других «людей из народа», которые притворяются Борисом, стоя у Юродивого за спиной. Зато «бесенята», которые обижают Николку, — очень даже настоящие, но совсем не дети – стрельцы (стражники, приставы, служба безопасности) в исполнении двух монтировщиков в красных кафтанах. Николку задерживают и волокут за слова, которых нет у Пушкина (но есть в арии Юродивого из оперы Мусоргского): «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, плачь, плачь, душа православная. Скоро враг придёт, и настанет тьма, темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси!». Николку отпустят по просьбе женщины (Галина Кашковская) – кажется, той же самой, что онемела и замерла в начале, услышав пушкинскую ремарку «Бросает его младенца“ обземь» (чтобы заплакал). В таком варианте вдруг замечаешь, что не только убитые Димитрий и Феодор Годунов – дети-жертвы внутри пьесы. Здесь гораздо больше детей, и все они живут в жёстком и жестоком мире авторитарных взрослых – даже сцена «Читай молитву, мальчик» (ужин у Шуйского) – в том числе, об этом. И неудивительно, что Карэн Бадалов – не только Борис, но и Пимен, и pater Черниковский: высшая власть, символическая и фактическая. Хотя «двойников» тут много – почти все играют по несколько ролей, причём это зачастую концептуальные решения. Например, зрители веселятся, слушая описание «неблагодарной роли» умирающей лошади Лжедмитрия – «кто бы её сыграл», – а играет её Андрей Миххалёв, чей главный персонаж, Курбский, погиб в той же битве, что и конь. Актёр соединяет две смерти в одной. Так и остальные создают «зеркала», а не «контрасты», несколько ролей в одной (вообще-то «надо играть спектакль, а не роль», напоминает Фома). Самая неожиданная пара, пожалуй, у Ольги Бодровой: Марина Мнишек и Феодор Годунов. Вставок и купюр в тексте «Комедии…» больше, чем кажется, а условный Борис – лакмусовая бумажка для понимания народа («Я сегодня не могу почувствовать народ. Не народ – население…» – сетует Фоменко), борьбы за власть, великой лжи («такая вера в ложь может быть только у власти») и судьбы одного талантливого негодяя-Самозванца, который и становится центральным героем «Комедии…». Впрочем, самый главный герой – Фоменко – раздаёт ему и другим действующим лицам куда более лихие определения, чем «негодяй». И сама эта лихость, естественное для Фомы соединение «низкого» с «высоким», – свидетельство его опыта и опыта поколения, отпечаток прожитых времён. Самозванец – единственный, кто остаётся «цельным»: Владислав Ташбулатов (даже и без наклеенных мушек чем-то похожий на портрет Лжедмитрия) играет только одну роль, но сам его герой проходит путь головокружительных метаморфоз, в нём одном – множество персонажей, и всё-таки он целен. Любуется и восхищается им Фоменко – Отрепьев действительно разносторонне одарённый человек, наделённый у Пушкина огромной внутренней силой: жизнелюбием, способностью меняться (он гораздо подвижнее и гибче остальных) и «феноменом, а не недостатком» – умением чувствовать и переживать поражение так же сильно и восторженно, как победу. Так говорит Фома. 12 лет назад над ролью Отрепьева работал Евгений Цыганов – но как именно этот факт повлиял на «Комедию…», зрителю неизвестно. Так или иначе, сцена у фонтана (фонтан изображают застывшие актёры) – диалог-поединок Самозванца и Марины, финал первого акта – переломный эпизод, решённый, как любил Фоменко, будто переведённая на язык театра музыкальная композиция. Именно здесь, пока дуэт будет почти вытанцовывать самую камерную версию конфликта человека и истории, Мастер произнесёт главные слова про природу актёра, который «ничего не стоит без метафизики». Три компонента (или тоже «три кита») метафизического, по Фоме: «Любовь. Страсть. Страх».
Дальше для героев – только бои и допросы, пытки и увечья. Безглазые и связанные люди. Невыносимый выбор – Фоменко считал, что Басманов, вынужденный решать «но смерть… но власть… но бедствия народны…» и выбирать предательство, рано или поздно покончит с собой. Гаснущий свет и незаметное исчезновение в смерть: Феодор и Ксения Годуновы как бы растворятся из своей немой «Пьеты», заслонённые боярами-убийцами так же, как заслонял в начале Бориса народ, а Самозванец исчезнет из «Комедии…», уснув в той же позе, что и Пимен – его просто уволокут со сцены. Дальше – неудобные размышления Фоменко о том, что всё повторяется, поэтому не надо проводить прямых аллюзий с сегодняшним днём, мы и так ходим по кругу. И во втором акте – никаких гримировальных столиков: пространство войны и смуты – вот «тотальный театр» пустого пространства. Но продолжат звучать колокола (настоящие, как мечтал Фоменко). Останутся неожиданные красивые ходы: например, иностранцы-генералы в виде кукол в окошках. И всё более удивительные сейчас комментарии Фомы как контрапункт. «Что молчите? – говорит он актёрам (случайно-неслучайное совпадение с пьесой: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!“). – Не согласны? Можете говорить, сейчас за это пока не сажают».
Рефлексия самого Фомы на тему «тогда» и «сейчас» – гораздо конкретнее, чем погружение в пушкинский мир или время Смуты. Неслучайно свои мысли он иллюстрирует рассказами о Володине и Галиче, о диссидентах, о том, что прожил, как Пимен; и о том, как повторялись на его веку Иоанны, Борисы и Лжедмитрии новой эры. Так он, конечно, не говорит. Не станут навязывать ему эту мысль и Цыганов сотоварищи. Но отбор комментариев и вся незримо-сложная внутренняя партитура спектакля дают понять, что история действительно повторялась до нас и повторяется с нами, а «комедия о трагедии» как жанр – часть национального сознания. Иногда этот жанр – подарок, а иногда – горе. (Вообще «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» – это пушкинский вариант названия. Даже если комедия здесь означает просто пьесу, текст для театра, – это звучит сильно). Но на важных «народных» сценах контровой свет бьёт в лица зрителям. Потому что серьёзные решения – за чертой сцены. На сцене надо, чтобы было интересно, а не «правильно» (тоже мысль Фомы).
Жизнь побеждает театр, настаивал в своих спектаклях Фоменко, настаивают и авторы «Комедии о трагедии», – и это не всегда хорошо. Но иногда театр, если актёр не растерял «метафизику», может помочь жизни продолжиться, и в этом смысле даже победить смерть. В самом финале «Комедии…» артисты вглядываются в закуривающего на видео Фому, фоном нарастает записанный гул спорящих актёрских голосов, из которых постепенно, никого не перекрикивая, выделяется один – голос Евгения Цыганова. Позволившего мастеру поговорить со своими зрителями спустя десять лет после смерти. Но хотелось бы верить, что иногда у нас любить умеют не только мёртвых. И поэтому «безмолвие народа» – это живые голоса-вокализ свиридовской музыки, сквозь которую вместо текста «Зорю бьют» прорвутся слова: «Месяц светит, / Котёнок плачет, / Юродивый, вставай».
Только у душевнобольного, говорит Фома, есть душа, и она болит. Что ж, возможно, всякая смута – время собирать юродивых.
Источник: Театр.
Что такое «театр Фоменко»? Если сформулировать максимально просто – «три кита»: игра, человек и автор. Игра театральная и игра в театр, игра как непрерывный процесс, не имеющий результата, – отсюда бесконечные «репетиции» в заглавиях и жанровых определениях спектаклей, открытые приёмы в актёрском существовании. Обязательная ирония – тоже часть игры, к которой нельзя и не нужно относиться слишком серьёзно. Но в центре – человек: да, именно играющий, но куда более сложный, чем персонаж и даже актёр по отдельности. Изменчивый, до самой смерти «репетирующий» – и потому выходящий из-под контроля автора, создателя, исполнителя, как иногда выходит из-под контроля человека его собственная жизнь. Отсюда – трагическое, всегда идущее об руку с ироническим. И потому возникают фигуры авторов – шутливо-сниженные герои в портретном гриме или без него, а также суфлёры, выкрикивающие «эп-пизод …надцатый», – это почти обязательные участники спектаклей. Но не действия: они сочувствуют, усмехаются, сердятся или (почти) молча наблюдают за происходящим – и не могут ничего изменить или помочь.
«Комедия о трагедии» Евгения Цыганова строится на тех же «трёх китах», но структурно она задумана сложнее, чем любой спектакль Фоменко – и вообще большинство спектаклей конвенционального театра. Четвёртое и главное измерение «Комедии…» – фигура самого «Фомы» (прозвище Петра Наумовича среди «своих»). Он – вертикаль и основа спектакля. Вертикаль в буквальном смысле: пока квадратный деревянный помост в центре большой сцены «Мастерской» не начнёт крениться, вставать на дыбы и «отворачиваться» от зрителей, на чёрный задник-экран будет проецироваться видео с репетиций, комментарии Фоменко, построчный разбор пушкинской драмы. Так и не поставленный мастером, но прочитанный с актёрами от начала до конца «Борис Годунов» – его не случившийся последний спектакль. И Цыганов – участник тех репетиций 11-12-летней давности – отчасти реконструирует этого гипотетического «Бориса». Но его спектакль – попытка проследить за рождением трагедии из духа репетиций. Поэтому от шутливого распределения ролей и реплик, неточных интонаций, которые экранный режиссёр требует изменить, от игрового диалога всё отчётливей отделяется целостный «Борис Годунов», а комедия становится трагедией. Голос Фоменко из динамиков (часть комментариев участники репетиций сняли на видео, часть – записали на диктофон; то и другое сопровождается в спектакле «рукописными» титрами-расшифровкой) всё реже подсказывает решения и всё больше комментирует темы, создавая горькую историософскую часть спектакля. Потому что метатема «Комедии…», которая выкристаллизовывается из слов Мастера, – опыт смуты, данный каждому из нас в ощущении; «большая история», которая рушит жизни отдельных людей и целых поколений. Свидетель Великой Отечественной и пертурбаций отечественного ХХ века, Фоменко думает именно о них, о рифмах времён. Он говорит, например, о том, что так или иначе в разные эпохи возвращается фашизм, а попытка его преодоления во многом обречена и уж точно горька: «В Германии это означало вычеркнуть жизнь целого поколения», – поясняет Фома неочевидное (здесь и далее слова Фоменко из спектакля могут быть процитированы не дословно, но близко к оригиналу – прим. редакции). Цыганов и его соавторы настроены ещё пессимистичнее: театр в логике этого спектакля – способ диагностировать болезнь, но, увы, не лекарство. Есть ли вообще «лекарства», доступные отдельному человеку, не знают ни авторы «Комедии…», ни Фома – ни даже, кажется, Пушкин. Единственная надежда – «не согрешить», как говорит Фоменко о постановке «Бориса Годунова», не предать свою же совесть.
То, как Цыганов работает с документальным материалом, как включает его в сценическое «здесь и сейчас», декларируя и показывая, что в самом живом и эфемерном из искусств возможно бессмертие, – в чём-то продолжение его актёрской работы в спектакле «Я – Сергей Образцов». Драматургическое сходство, впрочем, только в одной существенной мысли о важности движения, пути от начала до конца – в театре и в жизни. И о том, что этот путь заведомо трагичен: «Когда начинает умирать театр? – спрашивает Фоменко в спектакле. – Я думаю – как и человек: когда рождается». Структурно «Комедия о трагедии», кажется, уникальный опыт – нечто близкое делал разве что Семён Александровский в «Присутствии» на «Таганке»: спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана» тоже был построен как диалог сегодняшних артистов с их предшественниками и присвоение-репетиция на глазах у зрителей, но там это «измерение» было единственным. При этом важно назвать – и сразу вынести за скобки – огромный диапазон театральных контекстов «Комедии…». Прямо и не очень апеллируют здесь не только к спектаклям самого Фоменко. За время действия вспомнишь, порой удивляясь, едва ли не десяток постановок и режиссёрских имён даже последних лет. Не так уж важно, думали ли создатели «Комедии…», например, о работах Дмитрия Чернякова или Олега Долина, – это часть контекста спектакля. И бесспорная часть этого контекста – «Война и мир» Туминаса и «Маленькие трагедии» Серебренникова. Хотя внимательный зритель знает, что в этих двух спектаклях есть диалог с работами Фоменко, ставившего те же тексты: ненарочитое «продолжение разговора» – неотъемлемая часть их смыслового поля.
Но всё это (как, кстати, и «фактология» в спектакле «Я – Сергей Образцов», главную роль в котором сыграл Цыганов) не принципиально для зрителя. Ему предлагается необыкновенный опыт, который не дали бы изданные в виде текста «режиссёрские тетради» и даже, вероятно, опубликованные видеозаписи. Он оказывается на репетиции – пусть и фантастической. И смотрит вроде бы «простой» минималистичный спектакль «по тексту». Вот только «простота» эта очень сложная – в той ткани спектакля, которую сочиняет уже режиссёр-Цыганов и его артисты.
Понятно, что главный герой целого – Пётр Фоменко. Хотя Пушкин – актриса Стефани Елизавета Бурмакова – в качестве «человека-ремарки» (так назван персонаж) тут присутствует и иногда спорит с Фомой (побеждает, разумеется, последний). Начало – выход всех участников в белом исподнем: мужчины в рубахах и портках, женщины в рубашках до пят. По обе стороны от сцены-помоста художница нынешней постановки Мария Мелешко (соавтором неосуществлённого спектакля Фоменко был Владимир Максимов) поставила гримировальные столики со свечами, на заднем плане – вешалки-штанкеты с почти «оперными» историческими костюмами. Карэн Бадалов, репетировавший роль Бориса с Фоменко, наклеивает бороду и усы, под негромкий общий вокализ (лейтмотив спектакля – «Зорю бьют» из «Пушкинского венка» Свиридова) начинает монолог: «Ещё одно, последнее сказанье…». Переодеваются и гримируются не у вешалок и столиков, а почти исключительно за кулисами. Причём мохнатые бороды и парики нарочито фальшивы – но нет-нет, да и «прирастут», как родные. Костюмы, будто «реконструированные», смотрятся не нарядно, как обычно на сцене («фоменки» любят такое играть и умеют носить), а потёрто и тускло – не столько по-музейному ветхо, сколько так, как выглядят те же театральные костюмы при обычном освещении. Фантастическая световая партитура («свет должен быть очень сложным, но чтобы эта сложность была не видна», – говорит Фоменко) – а приборы не спрятаны, хотя сцена и не вовсе «открыта». Зато, кажется, впервые в «Мастерской» во время действия открываются декорационные ворота в закулисье – тоже в самом начале. Оттуда бьёт свет и от одних дверей до других следуют склонившиеся силуэты в капюшонах – не отличить Бориса – Карэна Бадалова от патриарха – Василия Фирсова, да и не разглядеть за спинами «народа», заслоняющего зрителю шествие. Но текст – первый монолог Бориса «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, / Обнажена моя душа пред вами…» – слышен. Фоменко говорит, что Борис не лжёт в этот момент – и демонстрирует свою слабость как бы назло слушателям. Но Годунов так и останется в «Комедии…» фигурой умолчания, предлогом для истории о другом и о других.
Единственное появление Годунова, кроме первой проходки, – самый известный, главный монолог о шапке Мономаха и кровавых мальчиках (на самом деле, о совести и о том, что «они любить умеют только мёртвых»). Вздыбленный войной и междоусобной смутой мир превратил квадрат помоста в плоскость стены – то тут, то там открываются окошки и появляются лица, руки, профили артистов.
Монолог о мальчиках кровавых обращён не к зрителям, а к конкретному собеседнику – Басманову (Анатолий Анциферов), смотрящему по диагонали снизу вверх. Голос доносится из-за другого оконца: наверху – реальный портрет Бориса Годунова. Свет поменяется, проступят очертания стоящего за стеной Карэна Бадалова – с бородой и в шапке Мономаха. Портрет он снимет с петель и наденет обратно, шапку растопчет, сплющит и снова расправит. Борис высоко и далеко не только для подданных, но и для зрителей – почти не виден, неразличим, не отличим от портрета. Который появится ещё раз: в страшном финале циник Пушкин (предок поэта, герой пьесы и реальных событий Смутного времени) – Павел Яковлев повернёт обратной стороной – там уже портрет Лжедмитрия. Больше ничего Борис не скажет – ни с кем не будет совещаться, никого не напутствует, не посоветует сыну «учиться», чтобы «постигать державный труд». Он просто больше не появится. Монолог-завещание станет листком-свитком, который прочтут сын-Феодор Годунов, бояре и патриарх. Встреча с Юродивым (Николай Орловский) – злой розыгрыш других «людей из народа», которые притворяются Борисом, стоя у Юродивого за спиной. Зато «бесенята», которые обижают Николку, — очень даже настоящие, но совсем не дети – стрельцы (стражники, приставы, служба безопасности) в исполнении двух монтировщиков в красных кафтанах. Николку задерживают и волокут за слова, которых нет у Пушкина (но есть в арии Юродивого из оперы Мусоргского): «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, плачь, плачь, душа православная. Скоро враг придёт, и настанет тьма, темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси!». Николку отпустят по просьбе женщины (Галина Кашковская) – кажется, той же самой, что онемела и замерла в начале, услышав пушкинскую ремарку «Бросает его младенца“ обземь» (чтобы заплакал). В таком варианте вдруг замечаешь, что не только убитые Димитрий и Феодор Годунов – дети-жертвы внутри пьесы. Здесь гораздо больше детей, и все они живут в жёстком и жестоком мире авторитарных взрослых – даже сцена «Читай молитву, мальчик» (ужин у Шуйского) – в том числе, об этом. И неудивительно, что Карэн Бадалов – не только Борис, но и Пимен, и pater Черниковский: высшая власть, символическая и фактическая. Хотя «двойников» тут много – почти все играют по несколько ролей, причём это зачастую концептуальные решения. Например, зрители веселятся, слушая описание «неблагодарной роли» умирающей лошади Лжедмитрия – «кто бы её сыграл», – а играет её Андрей Миххалёв, чей главный персонаж, Курбский, погиб в той же битве, что и конь. Актёр соединяет две смерти в одной. Так и остальные создают «зеркала», а не «контрасты», несколько ролей в одной (вообще-то «надо играть спектакль, а не роль», напоминает Фома). Самая неожиданная пара, пожалуй, у Ольги Бодровой: Марина Мнишек и Феодор Годунов. Вставок и купюр в тексте «Комедии…» больше, чем кажется, а условный Борис – лакмусовая бумажка для понимания народа («Я сегодня не могу почувствовать народ. Не народ – население…» – сетует Фоменко), борьбы за власть, великой лжи («такая вера в ложь может быть только у власти») и судьбы одного талантливого негодяя-Самозванца, который и становится центральным героем «Комедии…». Впрочем, самый главный герой – Фоменко – раздаёт ему и другим действующим лицам куда более лихие определения, чем «негодяй». И сама эта лихость, естественное для Фомы соединение «низкого» с «высоким», – свидетельство его опыта и опыта поколения, отпечаток прожитых времён. Самозванец – единственный, кто остаётся «цельным»: Владислав Ташбулатов (даже и без наклеенных мушек чем-то похожий на портрет Лжедмитрия) играет только одну роль, но сам его герой проходит путь головокружительных метаморфоз, в нём одном – множество персонажей, и всё-таки он целен. Любуется и восхищается им Фоменко – Отрепьев действительно разносторонне одарённый человек, наделённый у Пушкина огромной внутренней силой: жизнелюбием, способностью меняться (он гораздо подвижнее и гибче остальных) и «феноменом, а не недостатком» – умением чувствовать и переживать поражение так же сильно и восторженно, как победу. Так говорит Фома. 12 лет назад над ролью Отрепьева работал Евгений Цыганов – но как именно этот факт повлиял на «Комедию…», зрителю неизвестно. Так или иначе, сцена у фонтана (фонтан изображают застывшие актёры) – диалог-поединок Самозванца и Марины, финал первого акта – переломный эпизод, решённый, как любил Фоменко, будто переведённая на язык театра музыкальная композиция. Именно здесь, пока дуэт будет почти вытанцовывать самую камерную версию конфликта человека и истории, Мастер произнесёт главные слова про природу актёра, который «ничего не стоит без метафизики». Три компонента (или тоже «три кита») метафизического, по Фоме: «Любовь. Страсть. Страх».
Дальше для героев – только бои и допросы, пытки и увечья. Безглазые и связанные люди. Невыносимый выбор – Фоменко считал, что Басманов, вынужденный решать «но смерть… но власть… но бедствия народны…» и выбирать предательство, рано или поздно покончит с собой. Гаснущий свет и незаметное исчезновение в смерть: Феодор и Ксения Годуновы как бы растворятся из своей немой «Пьеты», заслонённые боярами-убийцами так же, как заслонял в начале Бориса народ, а Самозванец исчезнет из «Комедии…», уснув в той же позе, что и Пимен – его просто уволокут со сцены. Дальше – неудобные размышления Фоменко о том, что всё повторяется, поэтому не надо проводить прямых аллюзий с сегодняшним днём, мы и так ходим по кругу. И во втором акте – никаких гримировальных столиков: пространство войны и смуты – вот «тотальный театр» пустого пространства. Но продолжат звучать колокола (настоящие, как мечтал Фоменко). Останутся неожиданные красивые ходы: например, иностранцы-генералы в виде кукол в окошках. И всё более удивительные сейчас комментарии Фомы как контрапункт. «Что молчите? – говорит он актёрам (случайно-неслучайное совпадение с пьесой: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!“). – Не согласны? Можете говорить, сейчас за это пока не сажают».
Рефлексия самого Фомы на тему «тогда» и «сейчас» – гораздо конкретнее, чем погружение в пушкинский мир или время Смуты. Неслучайно свои мысли он иллюстрирует рассказами о Володине и Галиче, о диссидентах, о том, что прожил, как Пимен; и о том, как повторялись на его веку Иоанны, Борисы и Лжедмитрии новой эры. Так он, конечно, не говорит. Не станут навязывать ему эту мысль и Цыганов сотоварищи. Но отбор комментариев и вся незримо-сложная внутренняя партитура спектакля дают понять, что история действительно повторялась до нас и повторяется с нами, а «комедия о трагедии» как жанр – часть национального сознания. Иногда этот жанр – подарок, а иногда – горе. (Вообще «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» – это пушкинский вариант названия. Даже если комедия здесь означает просто пьесу, текст для театра, – это звучит сильно). Но на важных «народных» сценах контровой свет бьёт в лица зрителям. Потому что серьёзные решения – за чертой сцены. На сцене надо, чтобы было интересно, а не «правильно» (тоже мысль Фомы).
Жизнь побеждает театр, настаивал в своих спектаклях Фоменко, настаивают и авторы «Комедии о трагедии», – и это не всегда хорошо. Но иногда театр, если актёр не растерял «метафизику», может помочь жизни продолжиться, и в этом смысле даже победить смерть. В самом финале «Комедии…» артисты вглядываются в закуривающего на видео Фому, фоном нарастает записанный гул спорящих актёрских голосов, из которых постепенно, никого не перекрикивая, выделяется один – голос Евгения Цыганова. Позволившего мастеру поговорить со своими зрителями спустя десять лет после смерти. Но хотелось бы верить, что иногда у нас любить умеют не только мёртвых. И поэтому «безмолвие народа» – это живые голоса-вокализ свиридовской музыки, сквозь которую вместо текста «Зорю бьют» прорвутся слова: «Месяц светит, / Котёнок плачет, / Юродивый, вставай».
Только у душевнобольного, говорит Фома, есть душа, и она болит. Что ж, возможно, всякая смута – время собирать юродивых.
Источник: Театр.
Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002