Такая вера в ложь
Евгений Цыганов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Комедию о трагедии» по репетициям Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов»
Со времени репетиций — 2011 года — прошло 11 лет. По человеческим масштабам срок немалый. Но если вести отсчет с момента написания «Бориса Годунова» — 1825 года — эти две точки на временной шкале находятся практически рядом. Раз уж и сегодня «Бориса Годунова» продолжают ставить, говоря не только о литературных достоинствах, но и об актуальности произведения, значит, так и есть. Вряд ли именно актуализация темы и привязка к повестке сегодняшнего дня стала причиной для появления спектакля. Как и желание обнародовать сохранившиеся видеозаписи с репетиций — это можно было бы сделать без спектакля, тоже получилось бы интересно.
Поначалу кажется, что громоздить целый спектакль чтобы вспомнить Мастера, несколько избыточно. Но это ощущение быстро проходит — обнаруживаются темы, звучащие по-новому. Не то чтоб совсем неожиданно (ты что-то такое подозревал), но так наглядно не проявлявшиеся. Кто это придумал, знают только создатели спектакля. В любом случае — и если постановщик спектакля Евгений Цыганов такое решение придумал сам, и если это идея Петра Фоменко, сохранённая до сегодняшнего дня и адекватно воплощённая на сцене, — это по меньшей мере любопытно.
То, что стало итоговым спектаклем, это не новое прочтение «Бориса Годунова», окончательное и бесповоротное. Выбрав способ студийной работы, стиль студенческого спектакля, позволяя себе не доводить находки до совершенства, ограничиваясь условными, хоть и правдоподобными костюмами и декорациями, зрителям демонстрируют процесс поиска решений, варианты работы со словом, не заставляя играть в «верю — не верю», «правда — не правда» и «Пушкин — не Пушкин». Чисто игровые, на высоком уровне мастерства сделанные эпизоды «строим фонтан» или «изображаем умирающую лошадь» — не самоцель, а уместно подобранные иллюстрации, напоминающие, что это — театр, а не реальность.
Пётр Наумович Фоменко, говорящий с экрана, на этом пути проб и ошибок проводник и партнёр, его реплики уместны, смешны и актуальны. Но, опять же, это спектакль не только о большом режиссёре Фоменко. Он — о «Борисе Годунове».
Очень даже сценический, хоть и вспомогательный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) обозначает эпизоды, порой неразделимые. Кто главный герой? Народ, и ему не оставлено никаких шансов быть хорошим и положительным героем (Фоменко с экрана замечает, что сейчас не народ, а население, а потом, поясняя какой-то эпизод, уточняет «какая сволочь народ»). Баба с ребёнком, Мужик, Пьяница, Мальчик и Юродивый — эта компания воплощает персонаж, и никакого света от них не исходит. Они делают, как прикажут, верят тому, что расскажут, безусловно ищут лёгкие, а не праведные пути, не разделяют волю божию и волю начальственную, и без руководящей и направляющей силы жизни не мыслят. В сцене, когда народ на ступенях церкви ждёт явления царя, по ходу шутя с юродивым и отнимая у него копеечку, Борис Годунов так и не появится, но друзья-товарищи с успехом сыграют его роль, так что известное «нельзя молиться за царя Ирода…» обращено именно к этому «коллективному царю». (Пожалуй, только в «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса образ народа был таким отталкивающим, но там он был страшен и реалистичен, а здесь всё-таки хоть и ужасен, но театрален и по-своему смешон.)
Борис Годунов в этом спектакле на сцену не выходит. Только раз появится в окошке башни, сменив на время свой, по временам XVI века парадный, портрет, чтобы оттуда слабым голосом произнести свой монолог про «милости не чувствует народ» и потом биться шапкой Мономаха об стену. И с сыном нет прощального разговора — тот получает письмо, которое по слогам и строкам читают придворные бояре (подобно сцене в корчме, где отец Варлаам только в момент личной опасности вспоминает, что когда-то грамоте учился, а отца Мисаила так и «не умудрил господь). Его, Бориса Годунова, верные бояре оказываются верными до первого поворота, на котором, как простые смертные, поступают не как правильно, а как лучше и дальновиднее. Вся власть и духовенство в спектакле тоже с очень человеческими лицами. И Пимен (Карэн Бадалов) разговаривает с Отрепьевым (последовательно и убедительно проводящий своего героя через все этапы большого пути Владислав Ташбулатов) совсем не как старец-проповедник, с одинаковой (резкий подъем — постепенный спад концу строки) интонацией, а очень по-земному, не забыв ни про молодость, ни про женщин, ни про мечты. И бояре, вполне по-простому обсуждающие варианты развития событий. Поляки, знающие толк в пропаганде и понимающие, что правильное слово — лучшее оружие. И Самозванец, все уроки усвоивший и уверенно идущий к своей цели. Все они — не небожители, а представители того самого народа, который неблагодарная сволочь (см. выше). Объединённый народ не безмолвствует — он как раз очень много разговаривает, со всей искренностью предаваясь игре в испорченный телефон. И мысль глас народа — глас божий“ такая чушь.
Это трудная пьеса, поскольку здесь такая вера в ложь, какая только может быть у власти“, — говорит с экрана Фоменко. Все знают, что царь ненастоящий“, но никакие факты не заставят следовать правде. Лишних людей и препятствия, заставляющие усомниться, можно ликвидировать за ненадобностью, списав на (само)разрушение от естественного хода времён. И встать в храме со свечкой, прикинувшись верующим, но на деле оставшись подсвечником.
Источник: Театральный смотритель“
Поначалу кажется, что громоздить целый спектакль чтобы вспомнить Мастера, несколько избыточно. Но это ощущение быстро проходит — обнаруживаются темы, звучащие по-новому. Не то чтоб совсем неожиданно (ты что-то такое подозревал), но так наглядно не проявлявшиеся. Кто это придумал, знают только создатели спектакля. В любом случае — и если постановщик спектакля Евгений Цыганов такое решение придумал сам, и если это идея Петра Фоменко, сохранённая до сегодняшнего дня и адекватно воплощённая на сцене, — это по меньшей мере любопытно.
То, что стало итоговым спектаклем, это не новое прочтение «Бориса Годунова», окончательное и бесповоротное. Выбрав способ студийной работы, стиль студенческого спектакля, позволяя себе не доводить находки до совершенства, ограничиваясь условными, хоть и правдоподобными костюмами и декорациями, зрителям демонстрируют процесс поиска решений, варианты работы со словом, не заставляя играть в «верю — не верю», «правда — не правда» и «Пушкин — не Пушкин». Чисто игровые, на высоком уровне мастерства сделанные эпизоды «строим фонтан» или «изображаем умирающую лошадь» — не самоцель, а уместно подобранные иллюстрации, напоминающие, что это — театр, а не реальность.
Пётр Наумович Фоменко, говорящий с экрана, на этом пути проб и ошибок проводник и партнёр, его реплики уместны, смешны и актуальны. Но, опять же, это спектакль не только о большом режиссёре Фоменко. Он — о «Борисе Годунове».
Очень даже сценический, хоть и вспомогательный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) обозначает эпизоды, порой неразделимые. Кто главный герой? Народ, и ему не оставлено никаких шансов быть хорошим и положительным героем (Фоменко с экрана замечает, что сейчас не народ, а население, а потом, поясняя какой-то эпизод, уточняет «какая сволочь народ»). Баба с ребёнком, Мужик, Пьяница, Мальчик и Юродивый — эта компания воплощает персонаж, и никакого света от них не исходит. Они делают, как прикажут, верят тому, что расскажут, безусловно ищут лёгкие, а не праведные пути, не разделяют волю божию и волю начальственную, и без руководящей и направляющей силы жизни не мыслят. В сцене, когда народ на ступенях церкви ждёт явления царя, по ходу шутя с юродивым и отнимая у него копеечку, Борис Годунов так и не появится, но друзья-товарищи с успехом сыграют его роль, так что известное «нельзя молиться за царя Ирода…» обращено именно к этому «коллективному царю». (Пожалуй, только в «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса образ народа был таким отталкивающим, но там он был страшен и реалистичен, а здесь всё-таки хоть и ужасен, но театрален и по-своему смешон.)
Борис Годунов в этом спектакле на сцену не выходит. Только раз появится в окошке башни, сменив на время свой, по временам XVI века парадный, портрет, чтобы оттуда слабым голосом произнести свой монолог про «милости не чувствует народ» и потом биться шапкой Мономаха об стену. И с сыном нет прощального разговора — тот получает письмо, которое по слогам и строкам читают придворные бояре (подобно сцене в корчме, где отец Варлаам только в момент личной опасности вспоминает, что когда-то грамоте учился, а отца Мисаила так и «не умудрил господь). Его, Бориса Годунова, верные бояре оказываются верными до первого поворота, на котором, как простые смертные, поступают не как правильно, а как лучше и дальновиднее. Вся власть и духовенство в спектакле тоже с очень человеческими лицами. И Пимен (Карэн Бадалов) разговаривает с Отрепьевым (последовательно и убедительно проводящий своего героя через все этапы большого пути Владислав Ташбулатов) совсем не как старец-проповедник, с одинаковой (резкий подъем — постепенный спад концу строки) интонацией, а очень по-земному, не забыв ни про молодость, ни про женщин, ни про мечты. И бояре, вполне по-простому обсуждающие варианты развития событий. Поляки, знающие толк в пропаганде и понимающие, что правильное слово — лучшее оружие. И Самозванец, все уроки усвоивший и уверенно идущий к своей цели. Все они — не небожители, а представители того самого народа, который неблагодарная сволочь (см. выше). Объединённый народ не безмолвствует — он как раз очень много разговаривает, со всей искренностью предаваясь игре в испорченный телефон. И мысль глас народа — глас божий“ такая чушь.
Это трудная пьеса, поскольку здесь такая вера в ложь, какая только может быть у власти“, — говорит с экрана Фоменко. Все знают, что царь ненастоящий“, но никакие факты не заставят следовать правде. Лишних людей и препятствия, заставляющие усомниться, можно ликвидировать за ненадобностью, списав на (само)разрушение от естественного хода времён. И встать в храме со свечкой, прикинувшись верующим, но на деле оставшись подсвечником.
Источник: Театральный смотритель“
Ирина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002