«Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Великий Петр Наумович Фоменко с нами. На экране и на сцене в своей Мастерской и в других театрах он был, есть и будет вдохновителем и Учителем своих талантливых учеников, режиссером великих спектаклей для зрителей. На театральном небосводе ярко горит путеводная звезда Фоменко, дарящая свет тысячам людей, не мыслящим жизни без театра.
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002