Холодный ум и негорячее сердце
На Новой сцене Художественного театра поставили «Преступление и наказание»
То ли потому, что роман этот проходят в школе, то ли в силу его исключительной сценичности, но любовь к «Преступлению и наказанию» со стороны студентов театральных вузов поистине не знает границ. Я лично видела на сцене учебного театра ГИТИСа такое количество раскольниковых, мармеладовых и порфириев петровичей, что могу при необходимости суфлировать им текст. И если «Преступление и наказание», этот главный литературный полигон психологического театра, решили поставить на профессиональных подмостках, тому могут быть две причины: а) у режиссера созрел какой-то радикальный замысел, б) он хочет забыть на время о большом театральном плавании и с головой погрузиться в лабораторию сценического мастерства.
Случай Елены Невежиной явно относится ко второй категории. Из всех учеников Петра Фоменко (а среди молодой режиссерской поросли трудно сыскать учеников другого мастера) Невежина заявила о себе громче других. Ее первый профессиональный спектакль «Жак и его господин» по пьесе Милана Кундеры был поставлен на большой сцене «Сатирикона» и оказался редким образцом интеллектуального театра для широкой публики. Общественность ликовала. Это надо же - дебют, а и критики сыты, и зрители целы. С тех пор Невежина выпустила еще несколько работ «большой формы», поработала со звездами (Игорь Костолевский и Михаил Филиппов), и ее потянуло назад, в тихую гавань малой сцены (Новая сцена МХАТ уж такая маленькая, что меньше и не придумаешь).
«Преступление и наказание» это явная попытка сделать спектакль для себя и своих артистов. Так как делают их с собственными однокурсниками без расчета на широкий резонанс и кассовые сборы. В данном случае еще и без отчаянного желания сказать новое слово в искусстве. В инсценировку вновь не вошла та часть романа, что описывает само преступление. Какова была Алена Ивановна (не говоря уже о богомольной сестре ее Лизавете), как именно Раскольников убил их - все это, согласно какому-то неписаному правилу, опять вынесено за скобки. Тружеников учебной лаборатории психологического театра интересуют обычно лишь последствия случившегося, хотя именно завязка событий в «Преступлении и наказании» и сценически и концептуально богата самыми неожиданными возможностями. Иными словами, это работа студийная по форме (я бы даже назвала ее квинтэссенцией этой самой студийности отсутствие эффектных постановочных ходов, узкий круг действующих лиц, детальная проработка характеров, подробная сценическая фактура) и профессиональная по исполнению. Ибо все в свежей мхатовской премьере (мизансцены, ритм, умение работать с артистами) выдает уверенную руку мастера, не собирающегося бросать вызов традиции, а дедуктивным методом ищущего сценическую правду. Эта правда, как мне кажется, вот в чем.
Раскольников (еще один молодой и явно способный фоменковец Евгений Цыганов) страдает в этом спектакле не столько потому, что убил, сколько потому, что понял: он, так же как и все вокруг, тварь дрожащая и права не имеет. Не внезапно нахлынувшее раскаяние, а как раз неспособность к искреннему и глубокому покаянию, равно как и невозможность уверовать больше всего тяготят его душу. Когда в финале Соня (Елена Панова) просит его перекреститься, он отвечает просто и равнодушно: отчего бы нет, можно и перекреститься. Но и крестится механически, и земной поклон бьет так же.
Этот Раскольников с остановившимся взглядом и блаженной улыбкой на устах мечется по тесной сцене, как зверь в загоне, говорит как в горячечном бреду, а когда попытается объясниться с родными, совсем потеряет самообладание, и брызнет во все стороны раздавленное в его руках яблоко. Главным антагонистом романтика-неврастеника оказывается здесь не прекрасно сыгранный Андреем Ильиным Порфирий Петрович, иезуит с замашками заплечных дел мастера, умело макающий своего «подопечного» в ведро с водой, а скорее Соня Мармеладова. Евангельский рассказ о воскрешении Лазаря она читает без надрыва, но с большим чувством и ясным пониманием: так оно и было. И Раскольникову поверить в этот рассказ так же сложно, как верблюду пройти сквозь угольное ушко. Во всех (не только психологических, но и физиологических) подробностях нам явлен крах сильного и холодного ума, вдруг понявшего, что все его изящные построения разбились вдребезги от соприкосновения с вечно изменчивой материей жизни. Трагедия рационалиста, пытающегося принять необходимость покаяния сердцем, но принимающего одним лишь умом. Недаром весь спектакль за Раскольниковым ходит двойником Миколка (Александр Салминов), готовый пострадать ни за что и совершающий поступки, лишенные всякой логики.
Если рассматривать этот негромкий и умный спектакль как претензию на новые формы, то мы обнаружим в нем немало повторов. Ерничающих и мелким бесом прыгающих по сцене порфириев петровичей и нервических, дрожащих все время как в лихорадке «убивцев» на русской сцене было видимо-невидимо. Но в том-то и состоит весь фокус, что из кажущихся старыми кирпичиков складывается у Невежиной совершенно новая и изящная постройка.
Теперь, после этой премьеры стало окончательно понятно, что имел в виду Табаков, когда рядом с медленно, но верно коммерциализирующейся Основной сценой решил создать крохотную Новую. В ее тихую заводь должны время от времени заходить тонкие ценители, чтобы лишний раз убедиться, как сильно отличается драматический театр от театрального шоу. В случае с Невежиной это особенно радует, поскольку как делать шоу, она тоже знает не понаслышке.
Случай Елены Невежиной явно относится ко второй категории. Из всех учеников Петра Фоменко (а среди молодой режиссерской поросли трудно сыскать учеников другого мастера) Невежина заявила о себе громче других. Ее первый профессиональный спектакль «Жак и его господин» по пьесе Милана Кундеры был поставлен на большой сцене «Сатирикона» и оказался редким образцом интеллектуального театра для широкой публики. Общественность ликовала. Это надо же - дебют, а и критики сыты, и зрители целы. С тех пор Невежина выпустила еще несколько работ «большой формы», поработала со звездами (Игорь Костолевский и Михаил Филиппов), и ее потянуло назад, в тихую гавань малой сцены (Новая сцена МХАТ уж такая маленькая, что меньше и не придумаешь).
«Преступление и наказание» это явная попытка сделать спектакль для себя и своих артистов. Так как делают их с собственными однокурсниками без расчета на широкий резонанс и кассовые сборы. В данном случае еще и без отчаянного желания сказать новое слово в искусстве. В инсценировку вновь не вошла та часть романа, что описывает само преступление. Какова была Алена Ивановна (не говоря уже о богомольной сестре ее Лизавете), как именно Раскольников убил их - все это, согласно какому-то неписаному правилу, опять вынесено за скобки. Тружеников учебной лаборатории психологического театра интересуют обычно лишь последствия случившегося, хотя именно завязка событий в «Преступлении и наказании» и сценически и концептуально богата самыми неожиданными возможностями. Иными словами, это работа студийная по форме (я бы даже назвала ее квинтэссенцией этой самой студийности отсутствие эффектных постановочных ходов, узкий круг действующих лиц, детальная проработка характеров, подробная сценическая фактура) и профессиональная по исполнению. Ибо все в свежей мхатовской премьере (мизансцены, ритм, умение работать с артистами) выдает уверенную руку мастера, не собирающегося бросать вызов традиции, а дедуктивным методом ищущего сценическую правду. Эта правда, как мне кажется, вот в чем.
Раскольников (еще один молодой и явно способный фоменковец Евгений Цыганов) страдает в этом спектакле не столько потому, что убил, сколько потому, что понял: он, так же как и все вокруг, тварь дрожащая и права не имеет. Не внезапно нахлынувшее раскаяние, а как раз неспособность к искреннему и глубокому покаянию, равно как и невозможность уверовать больше всего тяготят его душу. Когда в финале Соня (Елена Панова) просит его перекреститься, он отвечает просто и равнодушно: отчего бы нет, можно и перекреститься. Но и крестится механически, и земной поклон бьет так же.
Этот Раскольников с остановившимся взглядом и блаженной улыбкой на устах мечется по тесной сцене, как зверь в загоне, говорит как в горячечном бреду, а когда попытается объясниться с родными, совсем потеряет самообладание, и брызнет во все стороны раздавленное в его руках яблоко. Главным антагонистом романтика-неврастеника оказывается здесь не прекрасно сыгранный Андреем Ильиным Порфирий Петрович, иезуит с замашками заплечных дел мастера, умело макающий своего «подопечного» в ведро с водой, а скорее Соня Мармеладова. Евангельский рассказ о воскрешении Лазаря она читает без надрыва, но с большим чувством и ясным пониманием: так оно и было. И Раскольникову поверить в этот рассказ так же сложно, как верблюду пройти сквозь угольное ушко. Во всех (не только психологических, но и физиологических) подробностях нам явлен крах сильного и холодного ума, вдруг понявшего, что все его изящные построения разбились вдребезги от соприкосновения с вечно изменчивой материей жизни. Трагедия рационалиста, пытающегося принять необходимость покаяния сердцем, но принимающего одним лишь умом. Недаром весь спектакль за Раскольниковым ходит двойником Миколка (Александр Салминов), готовый пострадать ни за что и совершающий поступки, лишенные всякой логики.
Если рассматривать этот негромкий и умный спектакль как претензию на новые формы, то мы обнаружим в нем немало повторов. Ерничающих и мелким бесом прыгающих по сцене порфириев петровичей и нервических, дрожащих все время как в лихорадке «убивцев» на русской сцене было видимо-невидимо. Но в том-то и состоит весь фокус, что из кажущихся старыми кирпичиков складывается у Невежиной совершенно новая и изящная постройка.
Теперь, после этой премьеры стало окончательно понятно, что имел в виду Табаков, когда рядом с медленно, но верно коммерциализирующейся Основной сценой решил создать крохотную Новую. В ее тихую заводь должны время от времени заходить тонкие ценители, чтобы лишний раз убедиться, как сильно отличается драматический театр от театрального шоу. В случае с Невежиной это особенно радует, поскольку как делать шоу, она тоже знает не понаслышке.
Марина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002