И нет старушки
МХАТ, новая сцена: «Преступление и наказание» поставила Елена Невежина. Это главный сюжет, а за ним встает множество других и вовсе не мелких.
Здесь и история о хитром Табакове, приваживающем к Художественному театру молодую режиссуру (на той же новой сцене, до Невежиной, выпустил свой спектакль недавний студент РАТИ Миндаугас Карбаускис). Табаков понимает, что старому, пережившему свою собственную легенду, много раз умиравшему театру нужна молодая кровь, и пытается сделать переливание попытка разумная, но не обреченная на успех.
Здесь и история самой Невежиной, 4 года назад блестяще поставившей свой первый спектакль на профессиональной сцене («Жак и его господин» в театре «Сатирикон», в 1999 году выдвигался на «Золотую маску»), но с тех пор ни разу не взявшей эту планку. Тут и общие проблемы молодых режиссеров, часто полностью выкладывающихся в первой работе, а затем работающих на понижение. Главную роль в спектакле исполнил Евгений Цыганов, актер студии Петра Фоменко, еще год назад отлично игравший в студенческих спектаклях РАТИ: у нас на глазах рождается новая театральная звезда чем это не событие?..
Но главный сюжет, все же, связан со спектаклем.
Елена Невежина сама написала инсценировку, и первый акт превратился в детектив. Убийство старухи-процентщицы вынесено за сцену, о том, что виновен Раскольников, в тексте не говорится. Те, кто читал роман, знают это и так, но и они принимают условия игры: здесь есть тайна, она туго закручивает действие.
А преступления в пьесе нет нет удара топором, грязи, крови и куриной шеи процентщицы. Второй акт перегружен бесконечными страданиями Раскольникова: Невежина положилась на то, что все помнят роман, но зритель имеет дело с ее текстом, а из него ужас убийства испарился. Без преступления наказание повисает в воздухе, и спектакль выглядит не в меру декларативным.
Но сделан он на очень высоком уровне во всяком случае, поначалу. У Евгения Цыганова (Раскольников) обаяние бронебойное: молодой актер играет не по годам развитого, славного мальчишку, вляпавшегося в дурную историю насупленный лоб, виноватый взгляд, чудесная улыбка. Андрей Ильин (Порфирий Петрович) как всегда умно и тонко выстраивает роль, собирая ее из множества точно подобранных бытовых деталек и психологических нюансов; Максим Виторган (Разумихин) лучится простодушным дружелюбием.
Елена Невежина умеет работать с актерами, для каждого из них она находит действенные зацепки. «Преступление и наказание» Невежина превратила в психологический триллер, но к концу второго акта она начинает спорить сама с собой.
Если бы Невежина работала с чужим текстом, все могло сложиться по другому. Автору дорого собственное (пусть и заимствованное у Достоевского) слово: в бесконечных, не подкрепленных действием финальных монологах Раскольникова и его матери тонет весь спектакль. Да и стремление вынести за рамки действия все, что не ложится на основную линию ее текста сыграло со спектаклем дурную шутку. Не худо было бы напомнить зрителю о том, что Сонечка Мармеладова работает проституткой, а заодно озаботиться тем, чтобы актриса Елена Панова, статная и ухоженная русская красавица, больше походила на загнанную жизнью героиню Достоевского. Если Соня напоминает фотомодель, то питающий к ней исключительно братские чувства Раскольников должен быть святым а герой Евгения Цыганова на него совсем не похож.
И все же это славный спектакль. Умный, крепкий, с хорошими
актерскими работами. Пожалуй, чуть затянутый. И уж точно не до конца придуманный режиссером.
За главным сюжетом мхатовского «Преступления и наказания» встает побочный: Елена Невежина не взяла высоту, которую задала четыре года назад.
О работе над спектаклем рассказывает артист Андрей Ильин, известный по сериалам «Каменская» и «Досье детектива Дубровского».
- Что отличает сегодняшнюю молодую режиссуру?
Дело не в молодости, а в заряженности на работу, в иной энергетике. У них и глаза горят по другому. Опыта у молодых, может быть, не много, зато в избытке желание сделать что-то неожиданное. Но я не могу сказать, что Лена Невежина хочет что-то перевернуть. Она достаточно консервативна, у нее все в порядке со вкусом и мерой. Лена хороший, добротный, уверенный в себе профессионал: если бы я не знал, сколько ей лет, я бы подумал, что она занимается режиссурой не одно десятилетие.
Здесь и история о хитром Табакове, приваживающем к Художественному театру молодую режиссуру (на той же новой сцене, до Невежиной, выпустил свой спектакль недавний студент РАТИ Миндаугас Карбаускис). Табаков понимает, что старому, пережившему свою собственную легенду, много раз умиравшему театру нужна молодая кровь, и пытается сделать переливание попытка разумная, но не обреченная на успех.
Здесь и история самой Невежиной, 4 года назад блестяще поставившей свой первый спектакль на профессиональной сцене («Жак и его господин» в театре «Сатирикон», в 1999 году выдвигался на «Золотую маску»), но с тех пор ни разу не взявшей эту планку. Тут и общие проблемы молодых режиссеров, часто полностью выкладывающихся в первой работе, а затем работающих на понижение. Главную роль в спектакле исполнил Евгений Цыганов, актер студии Петра Фоменко, еще год назад отлично игравший в студенческих спектаклях РАТИ: у нас на глазах рождается новая театральная звезда чем это не событие?..
Но главный сюжет, все же, связан со спектаклем.
Елена Невежина сама написала инсценировку, и первый акт превратился в детектив. Убийство старухи-процентщицы вынесено за сцену, о том, что виновен Раскольников, в тексте не говорится. Те, кто читал роман, знают это и так, но и они принимают условия игры: здесь есть тайна, она туго закручивает действие.
А преступления в пьесе нет нет удара топором, грязи, крови и куриной шеи процентщицы. Второй акт перегружен бесконечными страданиями Раскольникова: Невежина положилась на то, что все помнят роман, но зритель имеет дело с ее текстом, а из него ужас убийства испарился. Без преступления наказание повисает в воздухе, и спектакль выглядит не в меру декларативным.
Но сделан он на очень высоком уровне во всяком случае, поначалу. У Евгения Цыганова (Раскольников) обаяние бронебойное: молодой актер играет не по годам развитого, славного мальчишку, вляпавшегося в дурную историю насупленный лоб, виноватый взгляд, чудесная улыбка. Андрей Ильин (Порфирий Петрович) как всегда умно и тонко выстраивает роль, собирая ее из множества точно подобранных бытовых деталек и психологических нюансов; Максим Виторган (Разумихин) лучится простодушным дружелюбием.
Елена Невежина умеет работать с актерами, для каждого из них она находит действенные зацепки. «Преступление и наказание» Невежина превратила в психологический триллер, но к концу второго акта она начинает спорить сама с собой.
Если бы Невежина работала с чужим текстом, все могло сложиться по другому. Автору дорого собственное (пусть и заимствованное у Достоевского) слово: в бесконечных, не подкрепленных действием финальных монологах Раскольникова и его матери тонет весь спектакль. Да и стремление вынести за рамки действия все, что не ложится на основную линию ее текста сыграло со спектаклем дурную шутку. Не худо было бы напомнить зрителю о том, что Сонечка Мармеладова работает проституткой, а заодно озаботиться тем, чтобы актриса Елена Панова, статная и ухоженная русская красавица, больше походила на загнанную жизнью героиню Достоевского. Если Соня напоминает фотомодель, то питающий к ней исключительно братские чувства Раскольников должен быть святым а герой Евгения Цыганова на него совсем не похож.
И все же это славный спектакль. Умный, крепкий, с хорошими
актерскими работами. Пожалуй, чуть затянутый. И уж точно не до конца придуманный режиссером.
За главным сюжетом мхатовского «Преступления и наказания» встает побочный: Елена Невежина не взяла высоту, которую задала четыре года назад.
О работе над спектаклем рассказывает артист Андрей Ильин, известный по сериалам «Каменская» и «Досье детектива Дубровского».
- Что отличает сегодняшнюю молодую режиссуру?
Дело не в молодости, а в заряженности на работу, в иной энергетике. У них и глаза горят по другому. Опыта у молодых, может быть, не много, зато в избытке желание сделать что-то неожиданное. Но я не могу сказать, что Лена Невежина хочет что-то перевернуть. Она достаточно консервативна, у нее все в порядке со вкусом и мерой. Лена хороший, добротный, уверенный в себе профессионал: если бы я не знал, сколько ей лет, я бы подумал, что она занимается режиссурой не одно десятилетие.
Алексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002