Диалектика
«Преступление и наказание» во МХАТе им. Чехова
Чеховский МХАТ форсирует малые пространства. Еще год назад давно имевшаяся в наличии у МХАТа Малая сцена была в запустении. Сегодня едва ли не самые интересные спектакли главного театра страны выходят на открытой в этом сезоне новой и еще более маленькой сцене.
Именно на этой сцене поставил почти безмолвный, но необыкновенно красноречивый спектакль «Старосветские помещики» молодой литовец Миндаугас Карбаускис. Здесь же играют композицию «Пролетный гусь» по пронзительным астафьевским рассказам. Теперь здесь сыграли премьеру Елены Невежиной «Преступление и наказание».
Елена Невежина ученица Петра Фоменко, 10 лет назад окончившая ГИТИС и с тех пор ставившая в «Сатириконе», Театре Маяковского, у Табакова в подвале на Чаплыгина, предпочитая Айрис Мердок, Мюссе, Стоппарда, Кундеру и прочую интеллектуальную прозу и драматургию, которую Невежина умеет разобрать с большим вниманием к психологическим нюансам.
«Преступление и наказание» Невежина открыла посередине и начала с того места, когда старушка-процентщица уже зарублена, кошелек спрятан под камень и Мармеладова тоже уже нет в живых. У Невежиной дело начинается с того, что Родион Романович заходит с приятелем Разумихиным на квартиру к приехавшим в Петербург матери и сестре. И дальше близко к тексту, но минуя сюжетные ответвления, связанные, например, со Свидригайловым и семейством Мармеладова. Вот Порфирий Петрович, Раскольников и Разумихин за чаем говорят о газетной статье Раскольникова о двух породах людей, одной из которых позволено переступить через кровь. Вот Раскольников дразнит краснеющего Разумихина разговорами о Дуне. Вот Раскольников приходит на место преступления и встречает Порфирия Петровича. Раскольников открывается Соне. Раскольников прощается с матерью. Сцены проложены между собой этаким народно-низовым фоном: дворник метет улицу и паренек у него под носом подбирает оставленные кем-то ботинки. Или один маляр объясняет другому, что такое журнал и что это за сладкая женщина суфлер. Художник Владимир Максимов разделил сцену на два плана черной стеной с криво прорезанными проемами, в одном из которых видна часть кривого мостика, в другом наверх уводящая лестница. А Светлана Калинина сшила для героинь платья из гофрированной органзы, для героев связала жилетки и шинели из грубой ткани. Картинка, созданная ими сообща на сцене, не блещет оригинальностью или новизной как и довольно унылые мизансцены Невежиной вроде той, когда Раскольников, признаваясь в своем преступлении Соне, сооружает пирамиду из табуретов, покрывает ее шинелью и водружает сверху ведро, называя эту конструкцию Наполеоном и комментируя таким образом свои устремления.
Впрочем, в таком малом пространстве главным предметом для рассматривания являются сами актеры, и если зычные голоса Максима Виторгана и Андрея Ильина и преувеличенная мимика последнего были бы более кстати на большой сцене, то зыбкая улыбка Елены Пановой (нежнейшая Соня) и тонкие модуляции голоса Натальи Кочетовой (мать) с галерки были бы неразличимы. Между тем именно эти модуляции, эти полуулыбки вместо нервного хохота, морщинки, сбегающиеся к уголкам глаз, вместо воздетых рук, быстрый шепоток вместо истерических припадков, этого привычного антуража спектаклей по сюжетам Достоевского, именно полутона и тонкости и сообщают прелесть спектаклю. И служат фоном для болезненной порывистости главного героя. Он, собственно, и является главным достоинством спектакля и главным аргументом в пользу того, чтобы со сцены услышать незабвенный вопрос «тварь я дрожащая или право имею? ». Это Евгений Цыганов. Нервный, всклокоченный, еще совсем мальчик, с широкой улыбкой, в один момент мальчишеской, в иной момент ядовитой. Артист из тех, кто надолго застревает в ролях подростков, как случилось это с Кириллом Пироговым и Андреем Кузичевым, взлетевшим в прошлом сезоне в роли Максима в «Пластилине». Эти мальчики цедят слова сквозь крепко сжатые зубы, не смотрят, а зыркают исподлобья и помышляют о смерти куда чаще, чем о жизни. В прошлом веке был такой убийца старухи-процентщицы, в нашем убийца отца, матери, полицейского и ребенка Роберто Зукко. Второй стопроцентно немотивированный. Первый описанный до последнего душевного движения. Невежина опускает в истории Раскольникова и само преступление, и само наказание. В опущенном Невежиной эпилоге, где Раскольников, уже в Сибири, ненавидимый другими каторжанами и холодный с навещающей его Соней, однажды обнаруживает себя в слезах у ее ног, Достоевский пишет: «Вместо диалектики наступила жизнь». Невежина сосредоточилась исключительно на диалектике, и Цыганов сумел сыграть эту диалектику замечательно подробно и точно. Он сыграл Родиона Романовича сегодняшним мальчиком и прозрачным, и непроницаемым одновременно, сведя в одной роли и Раскольникова, и Зукко.
Именно на этой сцене поставил почти безмолвный, но необыкновенно красноречивый спектакль «Старосветские помещики» молодой литовец Миндаугас Карбаускис. Здесь же играют композицию «Пролетный гусь» по пронзительным астафьевским рассказам. Теперь здесь сыграли премьеру Елены Невежиной «Преступление и наказание».
Елена Невежина ученица Петра Фоменко, 10 лет назад окончившая ГИТИС и с тех пор ставившая в «Сатириконе», Театре Маяковского, у Табакова в подвале на Чаплыгина, предпочитая Айрис Мердок, Мюссе, Стоппарда, Кундеру и прочую интеллектуальную прозу и драматургию, которую Невежина умеет разобрать с большим вниманием к психологическим нюансам.
«Преступление и наказание» Невежина открыла посередине и начала с того места, когда старушка-процентщица уже зарублена, кошелек спрятан под камень и Мармеладова тоже уже нет в живых. У Невежиной дело начинается с того, что Родион Романович заходит с приятелем Разумихиным на квартиру к приехавшим в Петербург матери и сестре. И дальше близко к тексту, но минуя сюжетные ответвления, связанные, например, со Свидригайловым и семейством Мармеладова. Вот Порфирий Петрович, Раскольников и Разумихин за чаем говорят о газетной статье Раскольникова о двух породах людей, одной из которых позволено переступить через кровь. Вот Раскольников дразнит краснеющего Разумихина разговорами о Дуне. Вот Раскольников приходит на место преступления и встречает Порфирия Петровича. Раскольников открывается Соне. Раскольников прощается с матерью. Сцены проложены между собой этаким народно-низовым фоном: дворник метет улицу и паренек у него под носом подбирает оставленные кем-то ботинки. Или один маляр объясняет другому, что такое журнал и что это за сладкая женщина суфлер. Художник Владимир Максимов разделил сцену на два плана черной стеной с криво прорезанными проемами, в одном из которых видна часть кривого мостика, в другом наверх уводящая лестница. А Светлана Калинина сшила для героинь платья из гофрированной органзы, для героев связала жилетки и шинели из грубой ткани. Картинка, созданная ими сообща на сцене, не блещет оригинальностью или новизной как и довольно унылые мизансцены Невежиной вроде той, когда Раскольников, признаваясь в своем преступлении Соне, сооружает пирамиду из табуретов, покрывает ее шинелью и водружает сверху ведро, называя эту конструкцию Наполеоном и комментируя таким образом свои устремления.
Впрочем, в таком малом пространстве главным предметом для рассматривания являются сами актеры, и если зычные голоса Максима Виторгана и Андрея Ильина и преувеличенная мимика последнего были бы более кстати на большой сцене, то зыбкая улыбка Елены Пановой (нежнейшая Соня) и тонкие модуляции голоса Натальи Кочетовой (мать) с галерки были бы неразличимы. Между тем именно эти модуляции, эти полуулыбки вместо нервного хохота, морщинки, сбегающиеся к уголкам глаз, вместо воздетых рук, быстрый шепоток вместо истерических припадков, этого привычного антуража спектаклей по сюжетам Достоевского, именно полутона и тонкости и сообщают прелесть спектаклю. И служат фоном для болезненной порывистости главного героя. Он, собственно, и является главным достоинством спектакля и главным аргументом в пользу того, чтобы со сцены услышать незабвенный вопрос «тварь я дрожащая или право имею? ». Это Евгений Цыганов. Нервный, всклокоченный, еще совсем мальчик, с широкой улыбкой, в один момент мальчишеской, в иной момент ядовитой. Артист из тех, кто надолго застревает в ролях подростков, как случилось это с Кириллом Пироговым и Андреем Кузичевым, взлетевшим в прошлом сезоне в роли Максима в «Пластилине». Эти мальчики цедят слова сквозь крепко сжатые зубы, не смотрят, а зыркают исподлобья и помышляют о смерти куда чаще, чем о жизни. В прошлом веке был такой убийца старухи-процентщицы, в нашем убийца отца, матери, полицейского и ребенка Роберто Зукко. Второй стопроцентно немотивированный. Первый описанный до последнего душевного движения. Невежина опускает в истории Раскольникова и само преступление, и само наказание. В опущенном Невежиной эпилоге, где Раскольников, уже в Сибири, ненавидимый другими каторжанами и холодный с навещающей его Соней, однажды обнаруживает себя в слезах у ее ног, Достоевский пишет: «Вместо диалектики наступила жизнь». Невежина сосредоточилась исключительно на диалектике, и Цыганов сумел сыграть эту диалектику замечательно подробно и точно. Он сыграл Родиона Романовича сегодняшним мальчиком и прозрачным, и непроницаемым одновременно, сведя в одной роли и Раскольникова, и Зукко.
Зоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Войти в кадр и вернутьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Евгений Цыганов: «Если все считывают одно и то же, это перестает быть кино»Алексей Филиппов, «Кино-Театр.ру», 5.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «О своем выборе не жалею»Лидия Садчикова, «MediaЗавод», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Евгений Цыганов: «В детстве я видел страшные сны»Ольга Максимова, «Cosmopolitan Психология», 03.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Гламур in loveВалерия Горелова, «Московский Комсомолец», 1.07.2007
- Обыкновенная принцессаАлексей Белый, «Московский Комсомолец», 9.01.2007
- Евгений Цыганов: «Сейчас все размельчало окончательно»Лилит Гулакян, «Кинопарк», 04.2006
- Судьба Евгения хранилаРоман Азадовский, «Новые Известия», 04.2006
- После преступленияОльга Галахова, «Литературная газета», 11.09.2002
- Убийства не было
Николай Александров, «Газета», 1.07.2002
- Наказание без преступленияИрина Корнеева, «Время МН», 27.06.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Образ РаскольниковаМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
- О наказанииГригорий Заславский, «Независимая газета», 27.06.2002
- Скромное обаяние ДостоевскогоМария Львова, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Из «Преступления и наказания» извлекли урокМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.06.2002
-
И нет старушкиАлексей Филиппов, «Известия», 26.06.2002
- Холодный ум и негорячее сердцеМарина Давыдова, «Время новостей», 26.06.2002