RuEn

Обыкновенная принцесса

Евгения Симонова: «Я всегда живу в своем возрасте»

Ей есть что вспомнить. Есть о чем рассказать. Блестящие роли в кино — яркий дебют в картине «В бой идут одни старики», дальше тоже всеми любимые — «Афоня», «Пропавшая экспедиция», «Обыкновенное чудо». И тридцать с лишним лет в Театре имени Маяковского! Она не живет прошлым — в настоящем забот хватает. И о том, как играла своих чистых и наивных романтических героинь, актриса вспоминать не любит: «Зачем прошлое ворошить? Я давно перешла на роль матерей и с этим амплуа справляюсь┘»
БЛИЦ
 — Вы сова или жаворонок?
 — Сова.
 — Чай или кофе?
 — Кофе.
 — Такси или машина?
 — Машина.
 — Радио или магнитола?
 — Магнитола.
 — Музыка классическая или современная?
 — Только классическая.
 — Театр или кино?
 — Театр.
 — Трагедия или комедия?
 — Драма!
 — Монолог или пауза?
 — Пауза.
 — Гладиолусы или розы?
 — Розы.
 — Домой или в ресторан?
 — Домой!!!
 — Бокал или рюмка?
 — Рюмка.
 — Водка или коньяк?
 — Водка.
 — Телевизор или книга?
 — Книга.
 — Проза или поэзия?
 — Поэзия. 
 — Пастернак или Бродский?
 — Пастернак.
 — Точка или многоточие?
 — Многоточие. 
«Есть мне 50 — реально к этому отношусь»
 — С «Многоточия» разговор и начнем. Фильм Андрея Эшпая произвел на меня очень сильное впечатление. Он чем-то напомнил «Сказку сказок» Юрия Норштейна. Думаю, если в «Многоточии» только видеоряд с музыкой оставить, и без слов фильм с удовольствием можно смотреть┘
 — Cпасибо. Это очень высокая оценка!
 — Журналисту иногда проще написать большую статью, чем придумать к ней точный заголовок. Кто предложил идею назвать фильм «Многоточие»?
 — Фильм снят по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна». Сценарий назывался «Март. После разлуки». Но так получилось, что действие переместилось на лето. Стали думать: «Июнь┘ Июль┘ Август┘» Когда наша фантазия начала иссякать, а название так и не появилось, повесили огромный лист ватмана, на котором любой желающий мог написать свои варианты. Кто-то написал «Многоточие». И попал в точку┘
 — В выборе партнеров по фильму ваш голос что-то решает или муж-режиссер принимает решение волевым методом?
 — Права голоса в этом вопросе у меня нет. Хотя свое мнение я, конечно, могу высказать. И Андрей примет его к сведению. Но сделает все равно по-своему. К счастью, у нас вкусы сильно совпадают. В том числе и по актерским личностям.
 — Правда ли, что вы были против того, чтобы роль юноши-натурщика, с которым у вашей героини, женщины-скульптора, по сюжету завязывается роман, играл Евгений Цыганов?
 — Это было. Женя не так давно в «Детях Арбата» играл моего сына┘ Я всегда живу в своем возрасте. Есть мне 50 — реально к этому отношусь. Но героине повести Некрасова чуть больше сорока. Вам этого не понять, а для женщины диапазон от сорока двух до пятидесяти — просто колоссален. Поэтому крайне болезненно вообще отнеслась к этой истории с молодым мальчиком. Мне казалось, что моя героиня отнюдь не та женщина, которая легко идет на случайные связи. На мой взгляд, в «Детях Арбата» альянс мать-сын у нас с Цыгановым идеально получился, и я опасалась, что в новой картине зрители не воспримут нас в других образах. Когда Андрей предложил неожиданный расклад, я напряглась┘
 — И как режиссер вас в итоге переубедил?
 — Никак. Просто поставил перед фактом!
А что касается Цыганова┘ Он действительно потрясающий артист. Мне доводилось играть с великими актерами: Смоктуновским, Кайдановским, Далем, Борисовым. Для меня Женя Цыганов, несмотря на свой возраст, уже в этой обойме.
 — Но, согласитесь, ваше мнение было учтено. В повести ведь отношения героев оканчивались отнюдь не флиртом┘
 — Действительно, у Виктора Некрасова моя героиня напропалую врет своему супругу и с юношей уезжает на дачу. Более того, в сценарии предполагалось то же развитие сюжета. Как-то по этому вопросу мы с Андреем нашли компромисс. Осталась занавеска, через которую кто-то обнимает героиню┘
 — Вы с Цыгановым очень лихо играете в футбол. Кому такая идея в голову пришла?
 — Ему. Подмастерья гоняли мяч в мастерской скульптора, поднимая жуткую пыль. А тут Цыганов подходит: «Евгения Павловна, а давайте и мы с вами попробуем!» Я - в категорический отказ: «У меня платье бархатное! Туфли на высоченных каблуках!! А тут пыли по щиколотку!!! Какой футбол может быть┘» Но ведь попробовали. Массу дублей отсняли. В результате родилась одна из лучших сцен фильма.
«Решила, что вечером утоплюсь»
 — В «Многоточии» чудная природа. Где вы отыскали такой красивый заповедный уголок?
 — Под Звенигородом. Мы к родителям Андрея в Старую Рузу очень часто ездим. Там такие места!!! Останавливайся на дороге, отходи немного в сторону и снимай. А вот на необычное старое дерево случайно наткнулся Андрей. Такие вещи в сценариях не прописываются. Дерево возникает в картине не один раз, играет свою особую роль. За этот образ огромное спасибо художнику Ольге Кравчене.
 — Какое-то участие в монтаже принимаете?
 — Не знаю, что принято у других семейных актерско-режиссерских пар, но лично я в этом процессе ни бельмеса не понимаю. Хотя когда Андрей вечером смотрит отснятый за день материал, я могу присоединиться. И даже что-нибудь подвякнуть┘
 — Вы как-то упомянули, что один эпизод в «Многоточии» у вас так и не получился. Можно поподробнее?
 — Стыдно, но могу рассказать. В кино я всегда чувствую себя в гостях. Здесь, по сравнению с театром, все дается мне с большим трудом. В театре я овладела ремеслом и за себя ручаюсь. А вот в кино никаких гарантий давать не могу. Просто не знаю, что произойдет с моим организмом после команды «мотор!». Зачастую неплохо — я способна на живые реакции, но иногда┘ В «Многоточии» моя героиня должна рассказывать историю про Италию. В ключевой момент, сказав: «Из церкви вылетели жуки, а мы думали, это вороны┘» — я должна была зарыдать. В театре подобную эффектную сцену в любой момент смогу выполнить с легкостью. До съемок я несколько раз прокручивала эпизод внутри себя — все работало как часы. Но когда раздалась команда «мотор!», вдруг поняла, что ничего у меня не получится. Дохожу до ключевой фразы, а внутри бетон. Более того, уже понимаю, что не смогу это сделать никогда! И ведь не смогла! Ни на второй, ни на третий, ни на четвертый дубль┘ Решила, что вечером утоплюсь. Благо второй день съемок всего, артистку еще можно переснять.
Через какое-то время удалось-таки снять сцену. Но раз режиссер не включил ее в фильм, не шибко она у меня удалась┘
 — Может, вы считали ее фальшивой и именно от этого ваш организм ее отторгал?
 — Сама не знаю. Но сказать про себя: «Я мастер, могу сыграть все!» — не смогу никогда.
 — На мой взгляд, потенциал у фильма неплохой. Вам не кажется, что двадцати копий, которые отпечатаны на всю Россию, слишком мало?
 — В этом я, увы, совершенно ничего не понимаю. Но я видела реакцию трех тысяч зрителей в Локарно, и это стало для меня настоящим потрясением. Усидеть в зале из-за волнения не смогла — весь фильм вместе с внуком наматывала круги по фойе. Думала, сейчас начнется массовый отплыв. А ушло всего три-пять человек. «Многоточие» завершается музыкой Грига — я когда слышу эту тему, всегда плачу, поэтому вышла и уже за спиной аплодисменты услышала. А потом со сцены увидела, что глаза у многих заплаканы┘ Но больше всего меня поразило то, что человек триста пришло на обсуждение картины. И задавали потрясающие вопросы.
 — А какие впечатление были у вас, когда вы картину первый раз увидели?
 — Закрытый предпремьерный показ состоялся на «Мосфильме». Приглашены были только кинокритики. Я смотреть не собиралась — Чулпан Хаматова уговорила: «Женечка, мне картину посмотреть очень хочется. Одна я стесняюсь. Пойдемте, посмотрим вместе!»
Знаете, до недавнего времени я вообще не могла смотреть картины с моим участием. Очень расстраивалась, когда видела, где недожала, где переиграла. А «Многоточие» вот более-менее спокойно восприняла. Почти как обыкновенный зритель. Наверное, только сейчас научилась смотреть на себя со стороны. Пришло понимание — фильм снят. И изменить в нем уже ничего нельзя┘
«Ни одного предложения по кино у меня сейчас нет»
 — Андрей Эшпай сейчас снимает фильм по пьесе Набокова «Событие». Вы в нем играете?
 — Играю. Только небольшое уточнение — фильм снят, идет монтаж. Такая интересная работа получилась! Я играю графоманку-писательницу, которая пишет слегка безумные опусы. А рядом страдают две ее дочери. Их сыграли Чулпан Хаматова и Зоя Кайдановская.
 — Легко работалось?
 — У Андрея актерам легко никогда не бывает. Он постоянно в поиске. Наработанные заготовки терпеть не может. В театре ведь как происходит — выучил роль, вбил ее в рефлекс, добился живой интонации. Импровизации потом какие-то, конечно, возможны. Но только в строгих рамках. А вот в кино есть возможность зафиксировать любой живой момент. И Андрей делает все возможное и невозможное, чтобы сбивать актеров. Чтобы они играли не по заученному, не по проторенному, а жизненно. Есть режиссеры, которые снимают строго по сценарию. Эшпай же, наоборот, при первой возможности старается от сценария хоть чуть-чуть дистанцироваться. Для него очень важна прежде всего импровизация. 
 — Пока муж занят монтажом новой картины, вы собираетесь где-то сниматься в это время?
 — Сейчас мне прежде всего хочется хоть немного отдохнуть. Я же еще снялась в сериале Лены Николаевой «Служба доверия», где играю начальницу сей организации. В этом бюро: Георгий Тараторкин, Инга Оболдина, Александра Назарова, Мария Шукшина┘ К тому же ни одного предложения по кино у меня в данный момент просто-напросто нет.
«Отдыхаю я дома»
 — Давайте о театре немного поговорим. Сколько спектаклей сейчас играете?
 — Пять в Театре Маяковского и один на стороне. На стороне — «Любовник» Владимира Мирзоева, в котором мой партнер — замечательный Сергей Маковецкий. 
 — Любимый спектакль у вас, наверное, по-прежнему «Круг» в Маяковке, который вы играете уже лет двадцать?
 — В «Круге» я больше не играю. Моей героине в пьесе по Сомерсету Моэму двадцать пять лет. А мне уже за пятьдесят┘ (Всего 51. — А. Б. ) В какой-то момент я поняла, что в «Круге» вышла даже из возраста Леди Кити, которую Светлана Немоляева играет. В общем, пора и честь знать. Кстати, мою бывшую роль играет Юлия Силаева. Всем рекомендую на нее сходить.
 — У вас есть спектакль, играть который вы идете как на праздник?
 — Очень люблю «Шестеро любимых» в постановке Екатерины Гранитовой. Это первая пьеса Арбузова, написанная аж в 1934 году. Две машинно-тракторные станции за переходящее красное знамя борются. А я играю начальника политотдела. Все перипетии объединены музыкой Петра Лещенко. Дико смешная абсурдистская комедия. Мы ее с такими бешеными страстями играем!
 — Вы много снимаетесь в кино. Возникают ли в театре проблемы с координацией графика съемки — спектакли?
 — Про нашего художественного руководителя Сергея Арцыбашева в этом плане могу сказать только добрые слова. Он понимает, что такое для актера съемки, и всегда старается подстроить спектакли под съемочный процесс. И не только для меня, но и для других актеров. Более того, когда съемки фильма «Событие» несколько затянулись, Арцыбашев даже приостановил выпуск спектакля «Шаткое равновесие». Поверьте, для театра это большая редкость!
 — Кстати, сколько лет вы в Театре имени Маяковского служите?
 — Тридцать один год!!!
 — Скажите честно, возникала хоть раз мысль сменить театр?
 — Я дважды дергалась. Оба раза при Андрее Александровиче Гончарове. Когда год-два-три не получаешь новых ролей, кажется, что очередь до тебя уже никогда не дойдет. Один раз я даже в «Современнике» репетировать начала. Но оба раза понимала, что уйти не смогу. Наверное, по природе своей я слишком уж консервативный человек. А вот все мои «уходы» от Арцыбашева уже не более чем выдумки журналистов.
 — Новые роли в театре репетируете?
 — Что вы, ведь спектакль «Шаткое равновесие» по пьесе Олби только что вышел. Я играю стареющую женщину, муж которой влюблен в ее сестру (ее играет Ольга Прокофьева). Сестра молодая, красивая и чувственная, а мой персонаж — уже стареющая тетка, которая пытается соединить несоединимое. Репетиции были очень трудными, поэтому сейчас я хочу взять паузу и хоть некоторое время отдохнуть
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности