Без яда
«Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»
Завзятые театралы ждали премьеру «Театрального романа» в «Мастерской Фоменко» только к маю, и вдруг было объявлено, что спектакль готов. Такое редко бывает, как правило, напротив, премьеры откладывают. Но тут, видимо, Петр Наумович, будто опытный врач, взглянул в глаза больного и понял: пора! Завтра будет поздно. И это очень верное решение, особенно по отношению к комедии не дай бог ее передержать, замучить репетициями и потерять легкость. А легкость в спектакле, поставленном Петром Наумовичем Фоменко вместе с Кириллом Пироговым, главное свойство.
Спектакль начинается с первой фразы музыки Ильи Саца к «Синей птице», доносящейся из темноты, и зал счастливо смеется: для нас эта музыка знак театра, первого воспоминания о сцене, а кроме того, для понимающих, это МХАТ, Станиславский и все, о чем пойдет речь в «Театральном романе».
Режиссеры берут только первую часть булгаковских «Записок покойника» даже без последней главы. Вплоть до того места, когда Максудову окончательно становится ясно, что его пьесу «Черный снег» никогда не поставят в Независимом театре, и его друг, актер Бомбардов, объясняет автору тайные пружины: «Просто вы не знаете, что такое театр. Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего » Человек, не знакомый с историей театра, так и не узнает, что «Дни Турбиных» все же каким-то чудом были поставлены в МХТ и имели оглушительный успех. Но мгновенно поймет остальное, услышав, что в мозгу героя уже начал рисоваться новый роман: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город »
Театр Фоменко ставит Булгакова не как едкую сатиру, где желчь перемешана с неутоленной любовью к театру, а как несколько меланхолическую комедию о забавной, полной странностей жизни театра, увиденной печальным взором поэта Максудова (длинноволосый, скорбный Кирилл Пирогов, выпевающий каждую строчку романа, выглядит именно поэтом). Жаль, что Фоменко не решился разыграть собственный театральный сюжет поставить роман Булгакова впрямую о своей «Мастерской», и раздать роли мхатовских «основоположников» «основоположникам» своего театра, сестрам Кутеповым, Юскаеву, Бадалову, Казакову. Чтобы стало ясно, как актеры, еще молодые, в полной силе и прелести, страдают от того, что должны подвинуться, уступая место следующим выпускникам Фоменко. Как уходят роли, которые по праву должны были бы принадлежать им. Точно так, как кричал Максудову Бомбардов, делая «сатанинское лицо»: «А основоположники, значит, будут сидеть и растерянно улыбаться значит, мол, мы не нужны уже? Значит, нас уж, может, в богадельню?»
Впрочем, то, что нет «своей истории», не значит, что нет «основоположников» пожалуй, лучше всех в спектакле именно они, играющие всемогущих секретарей двух директоров Независимого театра, Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. Джабраилова с копной черных кудрей и огромным подложным бюстом играет Августу Авдеевну Менажраки, секретаря Ивана Васильевича. Она сидит на страже у левой кулисы, время от времени поправляя бюст и раздергивая занавесочки, закрывающие бледный портрет Станиславского. Неотразимая Тюнина в серебристом парике играет королеву интриг Поликсену Васильевну Торопецкую, секретаря Аристарха Платоновича, она сидит за пишущей машинкой у правой кулисы, бросая многозначительные взоры на портрет Немировича-Данченко. Не знаю, многие ли в курсе, сколь значимы для Художественного театра были эти стражницы, чьими прототипами стали Рипсиме Таманцова и Ольга Бокшанская, но в спектакле «Мастерской» это понимаешь сразу вместе со всеми оттенками взаимоотношений двух враждебных лагерей, лишь только Менажраки и Торопецкая обменяются первыми надменно-испепеляющими взглядами.
Еще одна изумительная роль восковой, медленно-величавый Иван Васильевич, которого играет почти неузнаваемый Максим Литовченко, похожий на карикатуру на старого Станиславского. Смешного в спектакле действительно много, к примеру, во втором акте, где сцена с «основоположниками» превращается в кукольный театр, и Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову пружины загадочных театральных решений, таская актеров как большие куклы. Но все это легко, в одно касание, без яда «Мастерская Фоменко» остается «театром хорошего настроения».
В 60-х годах перед тем как давно лежащий «в столе», но уже расходившийся в рукописи и актерских чтениях роман Булгакова был опубликован, о нем было много споров в мхатовской среде. Говорилось, что эта книга очерняет Художественный театр и его великих актеров, публиковать ее - самоубийственно. Сегодня, я думаю, непремьерный зритель «Театрального романа» даже не узнает в фоменковских актерах мхатовских прототипов, но это не значит, что роман устарел. Он жив, пока жив театр, и то, что в «Мастерской Фоменко» его играют в несколько смягченной ретроинтерпретации, только говорит о том, что сегодняшняя жизнь театра воспринимается слишком болезненно. Впрочем, в «Мастерской Фоменко» уже пишут современный «Театральный роман»: по интернету гуляет ролик с январского капустника, где Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Ксения Кутепова играют «актрис заслуженных во всех отношениях» так, как мечталось бы Булгакову.
Спектакль начинается с первой фразы музыки Ильи Саца к «Синей птице», доносящейся из темноты, и зал счастливо смеется: для нас эта музыка знак театра, первого воспоминания о сцене, а кроме того, для понимающих, это МХАТ, Станиславский и все, о чем пойдет речь в «Театральном романе».
Режиссеры берут только первую часть булгаковских «Записок покойника» даже без последней главы. Вплоть до того места, когда Максудову окончательно становится ясно, что его пьесу «Черный снег» никогда не поставят в Независимом театре, и его друг, актер Бомбардов, объясняет автору тайные пружины: «Просто вы не знаете, что такое театр. Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего » Человек, не знакомый с историей театра, так и не узнает, что «Дни Турбиных» все же каким-то чудом были поставлены в МХТ и имели оглушительный успех. Но мгновенно поймет остальное, услышав, что в мозгу героя уже начал рисоваться новый роман: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город »
Театр Фоменко ставит Булгакова не как едкую сатиру, где желчь перемешана с неутоленной любовью к театру, а как несколько меланхолическую комедию о забавной, полной странностей жизни театра, увиденной печальным взором поэта Максудова (длинноволосый, скорбный Кирилл Пирогов, выпевающий каждую строчку романа, выглядит именно поэтом). Жаль, что Фоменко не решился разыграть собственный театральный сюжет поставить роман Булгакова впрямую о своей «Мастерской», и раздать роли мхатовских «основоположников» «основоположникам» своего театра, сестрам Кутеповым, Юскаеву, Бадалову, Казакову. Чтобы стало ясно, как актеры, еще молодые, в полной силе и прелести, страдают от того, что должны подвинуться, уступая место следующим выпускникам Фоменко. Как уходят роли, которые по праву должны были бы принадлежать им. Точно так, как кричал Максудову Бомбардов, делая «сатанинское лицо»: «А основоположники, значит, будут сидеть и растерянно улыбаться значит, мол, мы не нужны уже? Значит, нас уж, может, в богадельню?»
Впрочем, то, что нет «своей истории», не значит, что нет «основоположников» пожалуй, лучше всех в спектакле именно они, играющие всемогущих секретарей двух директоров Независимого театра, Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. Джабраилова с копной черных кудрей и огромным подложным бюстом играет Августу Авдеевну Менажраки, секретаря Ивана Васильевича. Она сидит на страже у левой кулисы, время от времени поправляя бюст и раздергивая занавесочки, закрывающие бледный портрет Станиславского. Неотразимая Тюнина в серебристом парике играет королеву интриг Поликсену Васильевну Торопецкую, секретаря Аристарха Платоновича, она сидит за пишущей машинкой у правой кулисы, бросая многозначительные взоры на портрет Немировича-Данченко. Не знаю, многие ли в курсе, сколь значимы для Художественного театра были эти стражницы, чьими прототипами стали Рипсиме Таманцова и Ольга Бокшанская, но в спектакле «Мастерской» это понимаешь сразу вместе со всеми оттенками взаимоотношений двух враждебных лагерей, лишь только Менажраки и Торопецкая обменяются первыми надменно-испепеляющими взглядами.
Еще одна изумительная роль восковой, медленно-величавый Иван Васильевич, которого играет почти неузнаваемый Максим Литовченко, похожий на карикатуру на старого Станиславского. Смешного в спектакле действительно много, к примеру, во втором акте, где сцена с «основоположниками» превращается в кукольный театр, и Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову пружины загадочных театральных решений, таская актеров как большие куклы. Но все это легко, в одно касание, без яда «Мастерская Фоменко» остается «театром хорошего настроения».
В 60-х годах перед тем как давно лежащий «в столе», но уже расходившийся в рукописи и актерских чтениях роман Булгакова был опубликован, о нем было много споров в мхатовской среде. Говорилось, что эта книга очерняет Художественный театр и его великих актеров, публиковать ее - самоубийственно. Сегодня, я думаю, непремьерный зритель «Театрального романа» даже не узнает в фоменковских актерах мхатовских прототипов, но это не значит, что роман устарел. Он жив, пока жив театр, и то, что в «Мастерской Фоменко» его играют в несколько смягченной ретроинтерпретации, только говорит о том, что сегодняшняя жизнь театра воспринимается слишком болезненно. Впрочем, в «Мастерской Фоменко» уже пишут современный «Театральный роман»: по интернету гуляет ролик с январского капустника, где Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Ксения Кутепова играют «актрис заслуженных во всех отношениях» так, как мечталось бы Булгакову.
Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993