Восемь часов «Войны и мира»
Фестиваль «Золотая маска» в Череповце", проходящий при поддержке ОАО «Северсталь», завершился.
В субботу и воскресенье во Дворце металлургов шел почти четырехчасовой спектакль «Война и мир. Начало романа» московского театра «Мастерская П. Фоменко». Пьеса оказалась не совсем классической, а артисты заметили, что такие спектакли лучше показывать не в ДК.«Мальбрук в поход собрался»
Этой старой французской песни о не вернувшемся с войны Мальбруке в тексте Льва Толстого не было. Зато она была популярна в России в период войны с Наполеоном. В ней и будущее поражение императора Франции, и судьба Андрея Болконского, который весь спектакль собирается на войну.
Зачем? не раз спрашивает его Пьер (Андрей Казаков).
Не знаю Так надо повторяет Болконский (Илья Любимов).
И в конце спектакля уходит «побеждать Наполеона» Андрей-Мальбрук с медным тазом на голове под старую песню и слезы беременной супруги.
А на сцене в это время занавес в виде «Генеральной карты Европы» 1805 года (череповчане отыскали на ней и Вологодскую губернию), две большие лестницы-стремянки, стулья и два портрета враждующих императоров. Когда занавес раздвинется, за ним будут белые колонны и «второй этаж», с которого лихо спрыгнет Долохов, на котором умрет старик Безу-хов и будет учить математику княжна Марья.
В постановке три акта: салон Анны Шерер и кутеж у Курагиных, именины Наташи Ростовой и смерть графа Безу-
хова, приезд Андрея Болконского с женой в Лысые Горы. Вроде бы сцены мирной жизни, но все в них говорят о войне. А еще о женитьбе, наследстве, бедности, несчастной любви
Большинство актеров в этом спектакле (а в основных ролях заняты 18 человек) играют по две, три, а то и по четыре роли. Перевоплощениям «фоменок» остается только удивляться: в каждом новом действии знакомую фигуру узнаешь не сразу. Поражает своей непохожестью во всех трех ролях Лиза Болконская, Соня, Жюли Карагина актриса Ксения Кутепова. Вера Строкова играет и Элен, и Наташу Ростову. Карэн Бадалов чопорный виконт де Мортемар, разгульный англичанин Стивенс, немец-доктор и старый князь Болконский. Многих мастеров зрители знают по кино и сериалам.
В костюмах актеров лишь намек на эпоху. Чалма и перья на головах светских дам; длинные мужские рубахи, заправленные в джинсы, воротник мундира на черном свитере. Да и само действие не вполне классично. Аннет Шерер и виконта де Мортемара поднимают и уносят со сцены как манекены, в качестве дверей используют рамы от больших картин, а описательный текст зачитывают прямо из тома Льва Толстого.
В постановке «Мастерской П. Фоменко» много неожиданного, и серьезного, и комичного, и печального. И наши зрители все это восприняли как подобает. Правда, некоторые освободили свои места после первого-второго актов. Оставшиеся (их, к чести череповчан, было подавляющее большинство) аплодировали артистам стоя и дарили цветы.
«В ЧЕРЕПОВЦЕ НАДО ПОСТРОИТЬ ТЕАТР»
Один из наиболее известных широкой публике актеров «Мастерской П. Фоменко» Кирилл Пирогов. Он не только много лет играет в театре, но и снимался в фильмах «Орел и решка» (главная роль), «Брат-2», «Сестры», «Питер FM» (где он же - автор музыки), «Адмиралъ», «Доктор Живаго» и других.
В «Войне и мире» Пирогову достались роли Долохова и Николая Ростова людей, по мнению самого артиста, несхожих. Принцип же, по которому каждому актеру отдавалось несколько ролей, Пирогов объясняет просто: людей в труппе не так много.
Любовь же к «Войне и миру», вспоминает актер в диалоге с корреспондентом «Речи», началась у него где-то в 23 года
У нас был прецедент, когда мы всей труппой читали роман вслух от корки до корки. По ролям, можно сказать. Несколько месяцев. А потом через много лет вернулись к той композиции, которая была сделана во время тех наших «читок». И в то время роман произвел на меня большое впечатление. А что: «Война и мир» может не нравиться?
Артист рассказал, что этот спектакль с большим интересом смотрят за границей, особенно во Франции.
Французы помнят свою историю и историю Наполеона, который все равно у них является героем нации. Они видят срез их жизни, только с совершенно другой стороны.
Есть в репертуаре «Мастерской» и строго классические спектакли. Например, «Семейная жизнь» по повести того же Толстого.
Но это просто очень разные спектакли, и сказать, что какой-то хуже или лучше, менее или более интересен или современен, невозможно. Современна постановка или нет зависит не от костюмов и того, как оформлен спектакль, а от людей, которые его делают, и того, что они хотят сделать.
Кирилл Пирогов был первым актером театра Петра Фоменко не из числа его бывших учеников. Чем покорил юный Пирогов Петра Наумовича?
Об этом он мне никогда не рассказывал, он вообще не очень любил много говорить и обсуждать нас. Много недоговаривал, потому что всего говорить людям не надо Я пришел в театр чудом. Сначала пришел в один спектакль студентом Щукинского училища. Потом позвали на другой И так само собой получилось, что я просто остался в театре Первые два года мы с Петром Наумовичем, в принципе, не разговаривали. Максимум на уровне «здравствуйте». А потом? Просто работали.
В августе этого года Петр Фоменко скончался. Каково сейчас его театру?
Трудно, но будем стараться, чтобы жизнь в театре осталась. Той жизни, которая была, не будет, и невозможно ее сохранить, будет новое, но мы сделаем все, чтобы дело Петра Наумовича не погибло, было живым и достойным. А как мы себя чувствуем? Так же, как чувствуют себя дети, когда уходят родители
Своими творческими планами Кирилл Пирогов делиться не стал, соблюдая традицию артистов ничего не рассказывать заранее. Зато очень пространно и одобрительно отзывался о череповчанах.
Мне очень понравилась череповецкая публика. Нас очень тепло здесь принимали, очень внимательно смотрели и слушали и довольно тонко реагировали. А смотреть такие спектакли это труд. Я вам очень желаю построить в Череповце большой драматический театр. Городу с такой атмосферой это было бы совершенно невредно. Все-таки во Дворце культуры атмосфера немного другая, нежели в драматическом театре, что немного затрудняет восприятие. Уверен: в новый театр люди обязательно будут ходить.
Этой старой французской песни о не вернувшемся с войны Мальбруке в тексте Льва Толстого не было. Зато она была популярна в России в период войны с Наполеоном. В ней и будущее поражение императора Франции, и судьба Андрея Болконского, который весь спектакль собирается на войну.
Зачем? не раз спрашивает его Пьер (Андрей Казаков).
Не знаю Так надо повторяет Болконский (Илья Любимов).
И в конце спектакля уходит «побеждать Наполеона» Андрей-Мальбрук с медным тазом на голове под старую песню и слезы беременной супруги.
А на сцене в это время занавес в виде «Генеральной карты Европы» 1805 года (череповчане отыскали на ней и Вологодскую губернию), две большие лестницы-стремянки, стулья и два портрета враждующих императоров. Когда занавес раздвинется, за ним будут белые колонны и «второй этаж», с которого лихо спрыгнет Долохов, на котором умрет старик Безу-хов и будет учить математику княжна Марья.
В постановке три акта: салон Анны Шерер и кутеж у Курагиных, именины Наташи Ростовой и смерть графа Безу-
хова, приезд Андрея Болконского с женой в Лысые Горы. Вроде бы сцены мирной жизни, но все в них говорят о войне. А еще о женитьбе, наследстве, бедности, несчастной любви
Большинство актеров в этом спектакле (а в основных ролях заняты 18 человек) играют по две, три, а то и по четыре роли. Перевоплощениям «фоменок» остается только удивляться: в каждом новом действии знакомую фигуру узнаешь не сразу. Поражает своей непохожестью во всех трех ролях Лиза Болконская, Соня, Жюли Карагина актриса Ксения Кутепова. Вера Строкова играет и Элен, и Наташу Ростову. Карэн Бадалов чопорный виконт де Мортемар, разгульный англичанин Стивенс, немец-доктор и старый князь Болконский. Многих мастеров зрители знают по кино и сериалам.
В костюмах актеров лишь намек на эпоху. Чалма и перья на головах светских дам; длинные мужские рубахи, заправленные в джинсы, воротник мундира на черном свитере. Да и само действие не вполне классично. Аннет Шерер и виконта де Мортемара поднимают и уносят со сцены как манекены, в качестве дверей используют рамы от больших картин, а описательный текст зачитывают прямо из тома Льва Толстого.
В постановке «Мастерской П. Фоменко» много неожиданного, и серьезного, и комичного, и печального. И наши зрители все это восприняли как подобает. Правда, некоторые освободили свои места после первого-второго актов. Оставшиеся (их, к чести череповчан, было подавляющее большинство) аплодировали артистам стоя и дарили цветы.
«В ЧЕРЕПОВЦЕ НАДО ПОСТРОИТЬ ТЕАТР»
Один из наиболее известных широкой публике актеров «Мастерской П. Фоменко» Кирилл Пирогов. Он не только много лет играет в театре, но и снимался в фильмах «Орел и решка» (главная роль), «Брат-2», «Сестры», «Питер FM» (где он же - автор музыки), «Адмиралъ», «Доктор Живаго» и других.
В «Войне и мире» Пирогову достались роли Долохова и Николая Ростова людей, по мнению самого артиста, несхожих. Принцип же, по которому каждому актеру отдавалось несколько ролей, Пирогов объясняет просто: людей в труппе не так много.
Любовь же к «Войне и миру», вспоминает актер в диалоге с корреспондентом «Речи», началась у него где-то в 23 года
У нас был прецедент, когда мы всей труппой читали роман вслух от корки до корки. По ролям, можно сказать. Несколько месяцев. А потом через много лет вернулись к той композиции, которая была сделана во время тех наших «читок». И в то время роман произвел на меня большое впечатление. А что: «Война и мир» может не нравиться?
Артист рассказал, что этот спектакль с большим интересом смотрят за границей, особенно во Франции.
Французы помнят свою историю и историю Наполеона, который все равно у них является героем нации. Они видят срез их жизни, только с совершенно другой стороны.
Есть в репертуаре «Мастерской» и строго классические спектакли. Например, «Семейная жизнь» по повести того же Толстого.
Но это просто очень разные спектакли, и сказать, что какой-то хуже или лучше, менее или более интересен или современен, невозможно. Современна постановка или нет зависит не от костюмов и того, как оформлен спектакль, а от людей, которые его делают, и того, что они хотят сделать.
Кирилл Пирогов был первым актером театра Петра Фоменко не из числа его бывших учеников. Чем покорил юный Пирогов Петра Наумовича?
Об этом он мне никогда не рассказывал, он вообще не очень любил много говорить и обсуждать нас. Много недоговаривал, потому что всего говорить людям не надо Я пришел в театр чудом. Сначала пришел в один спектакль студентом Щукинского училища. Потом позвали на другой И так само собой получилось, что я просто остался в театре Первые два года мы с Петром Наумовичем, в принципе, не разговаривали. Максимум на уровне «здравствуйте». А потом? Просто работали.
В августе этого года Петр Фоменко скончался. Каково сейчас его театру?
Трудно, но будем стараться, чтобы жизнь в театре осталась. Той жизни, которая была, не будет, и невозможно ее сохранить, будет новое, но мы сделаем все, чтобы дело Петра Наумовича не погибло, было живым и достойным. А как мы себя чувствуем? Так же, как чувствуют себя дети, когда уходят родители
Своими творческими планами Кирилл Пирогов делиться не стал, соблюдая традицию артистов ничего не рассказывать заранее. Зато очень пространно и одобрительно отзывался о череповчанах.
Мне очень понравилась череповецкая публика. Нас очень тепло здесь принимали, очень внимательно смотрели и слушали и довольно тонко реагировали. А смотреть такие спектакли это труд. Я вам очень желаю построить в Череповце большой драматический театр. Городу с такой атмосферой это было бы совершенно невредно. Все-таки во Дворце культуры атмосфера немного другая, нежели в драматическом театре, что немного затрудняет восприятие. Уверен: в новый театр люди обязательно будут ходить.
Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993