Съемки для своих
Галина Тюнина о работе в отпуске, стойком Учителе и о том, как она в кадре кусала за руку Алексея Германа
11 ноября в прокат выходит фильм Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца» – сентиментальная производственная мелодрама, действие которой происходит в 1974 году в Москве. Характеры были взяты из одноименного рассказа Бориса Вахтина, а все роли в фильме сыграли артисты театра «Мастерская П. Н. Фоменко».
Неудачливый актер Олег (Юрий Буторин) лишается работы. Случайно он знакомится с автором великой книги о войне «Соленая земля» Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), пребывающим в затяжном творческом кризисе. «Мы несерьезно и весело снимали такую серьезную и даже грустную историю», – говорит Галина Тюнина, сыгравшая в фильме актрису Татьяну Пересветову.
Татьяна Николаевна проживает в фильме целую жизнь из комической героини, всезнающего парторга, превращается в ранимую женщину с мятущейся душой. Разве так бывает?
Когда за внешними проявлениями скрываются совсем другие качества человека? Так и есть. Человеческая природа не меняется. Тогда люди считали, что живут в счастливую эпоху победившего социализма. В то же время в каждом был свой надлом, особенно у творческой интеллигенции, искавшей возможность соединить эту счастливую жизнь с внутренним пониманием, чего именно не хватает. Это было время тоски по совершенству. Система уперлась в ощущение безысходности. Оставались вопросы, которые люди задавать могли только сами себе или друзьям на кухне. Их душевное беспокойство есть в этой картине.
Наверное, за это ощущение отвечает персонаж Кирилла Пирогова. Писатель, прошедший войну. Как и многие в то время. Они были гордые, ранимые, самостоятельные. Поколение, выкованное бедами и страданиями страны. Казалось бы, люди, прокаленные железом, – и в то же время такая внутренняя нежность у каждого. Кто-то скажет, что я преувеличиваю, но так оно и было.
Сейчас время усредненности. Не имей высоких мыслей или устремлений, но и не падай ниже определенного уровня. А они не боялись падать и разбиваться и в то же время не боялись дотянуться до каких-то вещей. Они что-то понимали про невидимые победы и явные падения. Красивые были люди, одухотворенные, думали выше, хотя жили хуже, проще.
Режиссер посвятил этот фильм нашим родителям.
Да. Фильм про то прекрасное время, когда были молоды наши мамы и папы, а мы были маленькими. Отсветы, отзвуки, музыка детства. Каждый из нас причастен к тому поколению – корни наши все там. И это не может не трогать. Не ностальгия по советской эпохе, а ностальгия по тому, как хорошо мы плохо жили, говоря словами Бориса Рыжего.
Наверное, обращенность в то время и давала очень живую и радостную атмосферу на съемках. Всем было легко. Как будто мы играли в детство. Я уверена, это кино будет своего рода единственным. Оно не в тренде сегодняшнего кинематографа. Оно по-хорошему архаично.
Сергей Осипьян шутит, что его могли бы показать по советскому телевидению. Но подчеркивает, что это не ретро.
Я с ним соглашусь. В этом фильме нет стилизации, но есть попытка ощутить время через людей, характеры и отношения – через человеческую составляющую. Хотя художник Сергей Гудилин очень постарался сохранить атмосферу времени.
Насколько я понимаю, в основе истории вашей героини – судьба Тонино Гуэрры и его русской жены Лоры.
Это намек на ту историю. В нашем исполнении она вряд ли получилась явной (Иван Поповски в фильме играет итальянского режиссера, влюбившегося в Татьяну Николаевну. Прим. ред.). Хотя кто знает то время, наверное, найдет отголоски, будет вспоминать. А кто-то и не поймет, что это было кем-то прожито.
В нашем фильме есть актерские портреты. Старшее поколение Мастерской Фоменко. И все последующие поколения-выпуски ГИТИСа: курс Полины Агуреевой и Томаса Моцкуса, поколение Жени Цыганова, Олега Ниряна, Наташи Курдюбовой. Вплоть до тех, кто пришел вчера или позавчера. И никому не верилось, что такое возможно.
С одной стороны, абсолютно анекдотическая история: для съемок актеров надо освободить от репертуара. Наш директор Андрей Воробьев сказал режиссеру: «Сними всех, всех тебе сразу и отдам». В итоге работали в свой отпуск, потому что никакого другого времени в сезон найти было невозможно. И никто не пожалел. Хорошая мысль – снять в кино людей из одного театра, проживших вместе много лет. Ощущение компании дает режиссеру большие возможности. Конечно, это должен быть свой режиссер, который любит эту компанию и видит ее в определенной атмосфере, настроении.
А почему самого директора нет в фильме?
Было очень трудно его оторвать от его дел директорских, но Сережа ухитрился: Андрей изображен на афише «Дни Театра Фоменко в Берлине», которая в фильме висит в редакции ВВС в Германии. Это была шутка для своих.
Как работалось с Сергеем Осипьяном?
Он – человек тонкий, интеллигентный, ни при каких творческих условиях не теряющий самообладания, присутствия духа и владеющий собой, что для режиссера редкое качество. Сережа ни разу не повысил голос на площадке. Вокруг него сохранялась атмосфера спокойного радостного труда. И даже когда в Италии, куда мы летели снимать жару, нас вместо этого встретили туман и дождь, он не запаниковал, не стал спорить с богом кино: «Пусть так, поехали обратно. Потом сделаем». Это Сережу очень сильно определяет как человека и как режиссера.
Кино – это мозаичное искусство. Наверное, поэтому режиссеры и не любят, когда артисты приходят с требованием целостности. Да и артисты в кино не могут за это отвечать, хотя им так было бы спокойнее. Тут можно рассчитывать только на абсолютное доверие к режиссеру. И Сережа это доверие заслужил.
А Рената Литвинова, у которой вы снимались в «Северном ветре»?
У нее история складывается, сочиняется и досочиняется постоянно. Уже во время съемок Рената могла повести историю в нужную ей сторону, увидеть актера или актрису и тут же придумать роль, начать ее сочинять, развивать. Однажды вызвали на съемку: прислали текст, где не было для меня ни одной реплики. Я несколько раз переспросила: «Уверены, что я нужна?» Мне сказали: «Да-да-да». Оказалось, что Рената про меня забыла, и во время репетиции досочинился текст.
Когда режиссер работает, опираясь на командное усилие, мне интересно. Я вообще человек команды. Фильм посвящен Кире Муратовой, и в этом посвящении можно проследить взаимосвязь этих двух женщин-режиссеров.
В чем вы созвучны с Алексеем Ефимовичем Учителем, у которого много снимались?
Он привел меня за руку в игровое кино. «Мания Жизели» – моя первая роль в кино и его первый игровой фильм. Первый съемочный день запомнила на всю жизнь. Мы с Женей Сидихиным на красивой машине ехали по мосту – снимали сцену нашего разговора. Там был оператор, и Леша сказал: «Можно, я тоже с вами поеду?» Машина проезжает, разворачивается, на полном ходу дверь распахивается, и режиссер Учитель со своей камерой вылетает из машины. Гробовая тишина. Кто-то вскрикнул, машина остановилась. Я смотрю на открытую дверь и думаю: «Мой первый съемочный день, режиссер погиб». Это в секунду все пронеслось в моей голове. В следующий момент Алексей Ефимович, отряхивая штаны, залез, кряхтя, в машину и сказал: «Поехали». И я сразу поняла, что с режиссёром мне повезло. И повезло с партнерами.
Знакомство с Андреем Сергеевичем Смирновым очень обогатило меня – сколько разговоров мы вели о театре, кино и людях его эпохи. Дуня Смирнова – первая моя сценаристка, она писала роль в «Дневнике его жены» для меня. За что я ей по сей день благодарна.
Таня Москвина – очень серьезный кинокритик, драматург. Я помню, как мы снимались без перерыва сутки. И Таня с утра, снимая грим, сказала: «Я больше ни одного плохого слова не напишу про артистов, потому что я вообще не понимаю, как они в таких условиях еще что-то умудряются сыграть».
И безусловно, Алексей Юрьевич Герман. В одной сцене в «Мании Жизели» я кусала его за руку. А он между дублями мне нашептывал: «Ты кусай, кусай сильнее, не бойся». Я до сих пор помню его крепкую жилистую руку и как я впивалась в нее зубами и восхищалась его самоотдачей. А потом уже мы сидели и разговаривали несколько часов: Алексей Юрьевич рассказывал невероятные истории из жизни, со съемок. Мы смеялись, а он с такой непосредственностью наслаждался нашим смехом и продолжал веселить. И это меня поразило: его фильмы звучат совершенно по-другому. Он был режиссером трагического ощущения жизни. Но та нежность и то его отношение к человеку, которое тогда чувствовали с ним мы, сохранялись в этом кино.
Сейчас вы где-нибудь снимаетесь?
Не хочется говорить, что время сейчас бедовое. Я думаю, это время перехода. Оно всегда связано с изменениями. Кажется, что все рушится, исчезает, а на самом деле это переход на другой виток. Я верю, что должны прийти новые гении и озарить, огнем обжечь. А гений – это всегда внутренняя свобода. Он нарушает правила и порой даже извиняется за то, что не знал о них. И чаще всего гении приходят командой. Один поддерживает другого, они следят друг за другом. Так было в театре поколения Петра Наумовича Фоменко – они двигали театр все вместе. Поэтому к молодым надо очень внимательно относиться. Должно зародиться что-то необычное, любознательное, пытливое. Конечно, для того, чтобы нарушить законы, их надо знать, и для этого надо учиться и уважать обучение. Изучить и сказать: «Не нужны мне ваши законы, которые я и так прекрасно знаю». А когда отрицают то, чего не знают, это не свобода, это хаос.
Сергей Осипьян: «Мы не хотели делать ретро, украшать фильм елочными шарами и красными флагами. Наши герои, живущие в 1976 году, погружены в свой маленький внутренний мир, как и мы сейчас. Границы на замке это мы тоже ощутили. Так что не вижу больших отличий от нас сегодняшних. Мода тоже классная, очень красиво все смотрятся в костюмах 1970-х».
Галина Тюнина: «Наша профессия практическая, она не даётся один раз при рождении. И в ней нет боевых заслуг. Ты силён настолько, насколько сегодня силён. Всегда есть риск, что это больше никогда не повторится. И ты даже не знаешь, на какие клавиши нажимать»
Неудачливый актер Олег (Юрий Буторин) лишается работы. Случайно он знакомится с автором великой книги о войне «Соленая земля» Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), пребывающим в затяжном творческом кризисе. «Мы несерьезно и весело снимали такую серьезную и даже грустную историю», – говорит Галина Тюнина, сыгравшая в фильме актрису Татьяну Пересветову.
Татьяна Николаевна проживает в фильме целую жизнь из комической героини, всезнающего парторга, превращается в ранимую женщину с мятущейся душой. Разве так бывает?
Когда за внешними проявлениями скрываются совсем другие качества человека? Так и есть. Человеческая природа не меняется. Тогда люди считали, что живут в счастливую эпоху победившего социализма. В то же время в каждом был свой надлом, особенно у творческой интеллигенции, искавшей возможность соединить эту счастливую жизнь с внутренним пониманием, чего именно не хватает. Это было время тоски по совершенству. Система уперлась в ощущение безысходности. Оставались вопросы, которые люди задавать могли только сами себе или друзьям на кухне. Их душевное беспокойство есть в этой картине.
Наверное, за это ощущение отвечает персонаж Кирилла Пирогова. Писатель, прошедший войну. Как и многие в то время. Они были гордые, ранимые, самостоятельные. Поколение, выкованное бедами и страданиями страны. Казалось бы, люди, прокаленные железом, – и в то же время такая внутренняя нежность у каждого. Кто-то скажет, что я преувеличиваю, но так оно и было.
Сейчас время усредненности. Не имей высоких мыслей или устремлений, но и не падай ниже определенного уровня. А они не боялись падать и разбиваться и в то же время не боялись дотянуться до каких-то вещей. Они что-то понимали про невидимые победы и явные падения. Красивые были люди, одухотворенные, думали выше, хотя жили хуже, проще.
Режиссер посвятил этот фильм нашим родителям.
Да. Фильм про то прекрасное время, когда были молоды наши мамы и папы, а мы были маленькими. Отсветы, отзвуки, музыка детства. Каждый из нас причастен к тому поколению – корни наши все там. И это не может не трогать. Не ностальгия по советской эпохе, а ностальгия по тому, как хорошо мы плохо жили, говоря словами Бориса Рыжего.
Наверное, обращенность в то время и давала очень живую и радостную атмосферу на съемках. Всем было легко. Как будто мы играли в детство. Я уверена, это кино будет своего рода единственным. Оно не в тренде сегодняшнего кинематографа. Оно по-хорошему архаично.
Сергей Осипьян шутит, что его могли бы показать по советскому телевидению. Но подчеркивает, что это не ретро.
Я с ним соглашусь. В этом фильме нет стилизации, но есть попытка ощутить время через людей, характеры и отношения – через человеческую составляющую. Хотя художник Сергей Гудилин очень постарался сохранить атмосферу времени.
Насколько я понимаю, в основе истории вашей героини – судьба Тонино Гуэрры и его русской жены Лоры.
Это намек на ту историю. В нашем исполнении она вряд ли получилась явной (Иван Поповски в фильме играет итальянского режиссера, влюбившегося в Татьяну Николаевну. Прим. ред.). Хотя кто знает то время, наверное, найдет отголоски, будет вспоминать. А кто-то и не поймет, что это было кем-то прожито.
В нашем фильме есть актерские портреты. Старшее поколение Мастерской Фоменко. И все последующие поколения-выпуски ГИТИСа: курс Полины Агуреевой и Томаса Моцкуса, поколение Жени Цыганова, Олега Ниряна, Наташи Курдюбовой. Вплоть до тех, кто пришел вчера или позавчера. И никому не верилось, что такое возможно.
С одной стороны, абсолютно анекдотическая история: для съемок актеров надо освободить от репертуара. Наш директор Андрей Воробьев сказал режиссеру: «Сними всех, всех тебе сразу и отдам». В итоге работали в свой отпуск, потому что никакого другого времени в сезон найти было невозможно. И никто не пожалел. Хорошая мысль – снять в кино людей из одного театра, проживших вместе много лет. Ощущение компании дает режиссеру большие возможности. Конечно, это должен быть свой режиссер, который любит эту компанию и видит ее в определенной атмосфере, настроении.
А почему самого директора нет в фильме?
Было очень трудно его оторвать от его дел директорских, но Сережа ухитрился: Андрей изображен на афише «Дни Театра Фоменко в Берлине», которая в фильме висит в редакции ВВС в Германии. Это была шутка для своих.
Как работалось с Сергеем Осипьяном?
Он – человек тонкий, интеллигентный, ни при каких творческих условиях не теряющий самообладания, присутствия духа и владеющий собой, что для режиссера редкое качество. Сережа ни разу не повысил голос на площадке. Вокруг него сохранялась атмосфера спокойного радостного труда. И даже когда в Италии, куда мы летели снимать жару, нас вместо этого встретили туман и дождь, он не запаниковал, не стал спорить с богом кино: «Пусть так, поехали обратно. Потом сделаем». Это Сережу очень сильно определяет как человека и как режиссера.
Кино – это мозаичное искусство. Наверное, поэтому режиссеры и не любят, когда артисты приходят с требованием целостности. Да и артисты в кино не могут за это отвечать, хотя им так было бы спокойнее. Тут можно рассчитывать только на абсолютное доверие к режиссеру. И Сережа это доверие заслужил.
А Рената Литвинова, у которой вы снимались в «Северном ветре»?
У нее история складывается, сочиняется и досочиняется постоянно. Уже во время съемок Рената могла повести историю в нужную ей сторону, увидеть актера или актрису и тут же придумать роль, начать ее сочинять, развивать. Однажды вызвали на съемку: прислали текст, где не было для меня ни одной реплики. Я несколько раз переспросила: «Уверены, что я нужна?» Мне сказали: «Да-да-да». Оказалось, что Рената про меня забыла, и во время репетиции досочинился текст.
Когда режиссер работает, опираясь на командное усилие, мне интересно. Я вообще человек команды. Фильм посвящен Кире Муратовой, и в этом посвящении можно проследить взаимосвязь этих двух женщин-режиссеров.
В чем вы созвучны с Алексеем Ефимовичем Учителем, у которого много снимались?
Он привел меня за руку в игровое кино. «Мания Жизели» – моя первая роль в кино и его первый игровой фильм. Первый съемочный день запомнила на всю жизнь. Мы с Женей Сидихиным на красивой машине ехали по мосту – снимали сцену нашего разговора. Там был оператор, и Леша сказал: «Можно, я тоже с вами поеду?» Машина проезжает, разворачивается, на полном ходу дверь распахивается, и режиссер Учитель со своей камерой вылетает из машины. Гробовая тишина. Кто-то вскрикнул, машина остановилась. Я смотрю на открытую дверь и думаю: «Мой первый съемочный день, режиссер погиб». Это в секунду все пронеслось в моей голове. В следующий момент Алексей Ефимович, отряхивая штаны, залез, кряхтя, в машину и сказал: «Поехали». И я сразу поняла, что с режиссёром мне повезло. И повезло с партнерами.
Знакомство с Андреем Сергеевичем Смирновым очень обогатило меня – сколько разговоров мы вели о театре, кино и людях его эпохи. Дуня Смирнова – первая моя сценаристка, она писала роль в «Дневнике его жены» для меня. За что я ей по сей день благодарна.
Таня Москвина – очень серьезный кинокритик, драматург. Я помню, как мы снимались без перерыва сутки. И Таня с утра, снимая грим, сказала: «Я больше ни одного плохого слова не напишу про артистов, потому что я вообще не понимаю, как они в таких условиях еще что-то умудряются сыграть».
И безусловно, Алексей Юрьевич Герман. В одной сцене в «Мании Жизели» я кусала его за руку. А он между дублями мне нашептывал: «Ты кусай, кусай сильнее, не бойся». Я до сих пор помню его крепкую жилистую руку и как я впивалась в нее зубами и восхищалась его самоотдачей. А потом уже мы сидели и разговаривали несколько часов: Алексей Юрьевич рассказывал невероятные истории из жизни, со съемок. Мы смеялись, а он с такой непосредственностью наслаждался нашим смехом и продолжал веселить. И это меня поразило: его фильмы звучат совершенно по-другому. Он был режиссером трагического ощущения жизни. Но та нежность и то его отношение к человеку, которое тогда чувствовали с ним мы, сохранялись в этом кино.
Сейчас вы где-нибудь снимаетесь?
Не хочется говорить, что время сейчас бедовое. Я думаю, это время перехода. Оно всегда связано с изменениями. Кажется, что все рушится, исчезает, а на самом деле это переход на другой виток. Я верю, что должны прийти новые гении и озарить, огнем обжечь. А гений – это всегда внутренняя свобода. Он нарушает правила и порой даже извиняется за то, что не знал о них. И чаще всего гении приходят командой. Один поддерживает другого, они следят друг за другом. Так было в театре поколения Петра Наумовича Фоменко – они двигали театр все вместе. Поэтому к молодым надо очень внимательно относиться. Должно зародиться что-то необычное, любознательное, пытливое. Конечно, для того, чтобы нарушить законы, их надо знать, и для этого надо учиться и уважать обучение. Изучить и сказать: «Не нужны мне ваши законы, которые я и так прекрасно знаю». А когда отрицают то, чего не знают, это не свобода, это хаос.
Сергей Осипьян: «Мы не хотели делать ретро, украшать фильм елочными шарами и красными флагами. Наши герои, живущие в 1976 году, погружены в свой маленький внутренний мир, как и мы сейчас. Границы на замке это мы тоже ощутили. Так что не вижу больших отличий от нас сегодняшних. Мода тоже классная, очень красиво все смотрятся в костюмах 1970-х».
Галина Тюнина: «Наша профессия практическая, она не даётся один раз при рождении. И в ней нет боевых заслуг. Ты силён настолько, насколько сегодня силён. Всегда есть риск, что это больше никогда не повторится. И ты даже не знаешь, на какие клавиши нажимать»
Полина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993