«Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»
Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью
Иван Поповски – ученик Петра Фоменко – поставил «Вишневый сад», где заняты разные поколения большой труппы «Мастерской». Ироничная манера режиссера не дала забронзоветь даже корифеям: Кирилл Пирогов сыграл старика Фирса, а Карэн Бадалов – трехминутную роль прохожего.
Фоменковский «Вишневый сад» сделан тонко, с большим чувством даже преклонения перед русской классикой и знанием всей постановочной истории пьесы. Выделка психологических нюансов легла на серьезную почву не только режиссерского, но и театроведческого анализа. Неслучайно театр благодарит в подготовке историка МХАТа Инну Соловьеву. Так что отдельное удовольствие на спектакле, который занят не постановочными фокусами (но без них не обходится!), а подробным психологическим реализмом, – его вязь и «расшифровка» обстоятельств. Вот, например, давний, со всей серьезностью литературоведческий вопрос: случайно или намеренно забывают по сюжету старика Фирса в заколоченной усадьбе? Режиссер дает свою версию развития событий.
Оммажем мастеру для режиссера становится и само обращение к Чехову, и трогательные отсылки внутри спектакля: Раневская по приезде в имение в детской видит игрушки, а среди них – кукол Машу, Олю и Ирину (две из них – похожи на сестер Кутеповых) из фоменковских «Трех сестер». Детская – и определяющее место действия, и атмосфера. Фирс в финале пьесы в детской рядом с соломенной колыбелью ожидает свой финал жизни. Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью, все время порывисто обнимает и целует своих дочек – Аню (Александра Кесельман) и Варю (Мария Андреева). Тем больнее ее эгоцентризм и нечуткость в финале, такие эмоциональные качели, когда, организуя сватовство Вари с Лопахиным, она позже словно не замечает ее крика и слез отчаяния от неслучившегося объяснения, потому что ведь ехать пора, скоро поезд! В женской ипостаси Тюнина, как всегда, очаровательна, а вот пространные монологи ее Раневской уходят в пустоту, не трогают ни драмой, ни трагикомедией. И самое главное событие Раневская-Тюнина принимает более чем безвольно, апатично игнорируя известие о продаже сада, а потом и вовсе, как бы пропуская произошедшее, возвращается в дурашливо-приподнятое настроение. Но как сегодня звучит канва поворота ее судьбы: приехать проститься с родными местами из-за границы, по сути, новоэмигранткой, и в одночасье все потерять окончательно: «Видит бог, я люблю родину»!
Тему любви можно назвать заглавной. Ярко выделены режиссером и любовные дуэты, перерастающие в любовный треугольник в духе русских водевилей. Как это происходит между горничной Дуняшей (Екатерина Смирнова), метящей в барыни, гусарствующим лакеем Яшей (Александр Мичков) и «клоуном» Епиходовым – Иван Рябенко здорово играет надрывное комикование неудачливого конторщика, вытворяя «случайные» фокусы не хуже Шарлотты Ивановны (Дани Каган) – немки с русской косой. Именно роли второго плана в спектакле обращают на себя внимание актерско-режиссерскими находками даже больше, чем предсказуемо решенные роли первого, – узнаваемой, избыточно праздничной Раневской, типичного взрослого ребенка Гаева (Никита Тюнин). Олег Нирян в роли вечно просящего в долг в надежде на его величество случай помещика Симеонова-Пищика по-настоящему влюбляет в себя зрителя. В огромных толстинках, нелепый, но такой добрый, искренний и честный человек. Кажется, именно таким и представляешь идеальное воплощение чеховского недотепы, когда и смешно, и больно. Но если мелодраматические отношения и вкусно сыграны, и увлекательно поставлены, то с философскими отступлениями режиссер совсем не знает, как поступить. Поэтому и вечный студент Петя Трофимов – ходульный (Федор Малышев как будто растерял с годами свое резкое драматическое амплуа неврастеника), и купец Лопахин таков же. На образ последнего разве что работает эффект любопытного кастинга – восточные нотки во внешности Дениса Аврамова придают его образу инаковость, даже щепотку цыганщины, что уже само по себе трактует его характер дельца, человека торга и мены.
Прямо сказать, малоудачные здесь роли главных оппонентов заставляют вспомнить «Вишневый сад» Юрия Погребничко. Этот спектакль театра «Около» стоит посмотреть не один раз, чтобы разобраться, как квинтэссенцию чеховской драмы Погребничко преподносит в жестком постмодернистском каркасе. Так вот там идеалистические монологи, которыми «грешит» персонаж Трофимова и которые сегодня так бесплотны, купированы, а оставлена только суть этого не теряющего актуальность конфликта – отчаянной борьбы упитанных капиталистов и нищей интеллигенции, власти денег и свободы мысли, да просто свободы… земного и духовного, их драматическую созависимость невероятно тревожно и раняще, как приговор веку, играют Алексей Чернышев и Алексей Левинский…
Иван Поповски в своем спектакле явно выступает адвокатом обитателей и гостей имения Раневской. Смотрит на них по-доброму. Ведь зачем же в тысячный раз возвращаться к «Вишневому саду»? Только желая заново понять все мотивировки героев, приводящие к драматическому финалу. Впрочем, ясного ответа на вопрос, почему же этих недальновидных, но таких обаятельных людей ждет утрата Сада, режиссер не дает. Но красиво обозначает его траурный путь.
Сцена по диагонали поделена на две части (соавтор сценографии – Нина Бачун), собственно дом и «сад». Слева – появляется помост, где возникнет то скученно обставленная жилая комната, то бальная гостиная, то садовый мосток, то – к финалу при прощании с имением – завесят, упакуют к переезду мебель. Средоточие жизни, теплого уюта противопоставлено пустому и холодному пространству справа, которое обрамляет по периметру арьерсцены задний занавес из наслоений белоснежного, как вишневый цвет, и летучего полиэтилена. Сквозь него бьет свет, обозначая смену времени дня или года. В конце и остается только она – гулкая вечность с не столь отдаленным «звуком лопнувшей струны» и надвигающейся мертвенно-белой занавесью. И лучше всего передадут эту картину те самые строки из «Чайки»: холодно, пусто, страшно.
Источник: «Независимая газета»
Фоменковский «Вишневый сад» сделан тонко, с большим чувством даже преклонения перед русской классикой и знанием всей постановочной истории пьесы. Выделка психологических нюансов легла на серьезную почву не только режиссерского, но и театроведческого анализа. Неслучайно театр благодарит в подготовке историка МХАТа Инну Соловьеву. Так что отдельное удовольствие на спектакле, который занят не постановочными фокусами (но без них не обходится!), а подробным психологическим реализмом, – его вязь и «расшифровка» обстоятельств. Вот, например, давний, со всей серьезностью литературоведческий вопрос: случайно или намеренно забывают по сюжету старика Фирса в заколоченной усадьбе? Режиссер дает свою версию развития событий.
Оммажем мастеру для режиссера становится и само обращение к Чехову, и трогательные отсылки внутри спектакля: Раневская по приезде в имение в детской видит игрушки, а среди них – кукол Машу, Олю и Ирину (две из них – похожи на сестер Кутеповых) из фоменковских «Трех сестер». Детская – и определяющее место действия, и атмосфера. Фирс в финале пьесы в детской рядом с соломенной колыбелью ожидает свой финал жизни. Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью, все время порывисто обнимает и целует своих дочек – Аню (Александра Кесельман) и Варю (Мария Андреева). Тем больнее ее эгоцентризм и нечуткость в финале, такие эмоциональные качели, когда, организуя сватовство Вари с Лопахиным, она позже словно не замечает ее крика и слез отчаяния от неслучившегося объяснения, потому что ведь ехать пора, скоро поезд! В женской ипостаси Тюнина, как всегда, очаровательна, а вот пространные монологи ее Раневской уходят в пустоту, не трогают ни драмой, ни трагикомедией. И самое главное событие Раневская-Тюнина принимает более чем безвольно, апатично игнорируя известие о продаже сада, а потом и вовсе, как бы пропуская произошедшее, возвращается в дурашливо-приподнятое настроение. Но как сегодня звучит канва поворота ее судьбы: приехать проститься с родными местами из-за границы, по сути, новоэмигранткой, и в одночасье все потерять окончательно: «Видит бог, я люблю родину»!
Тему любви можно назвать заглавной. Ярко выделены режиссером и любовные дуэты, перерастающие в любовный треугольник в духе русских водевилей. Как это происходит между горничной Дуняшей (Екатерина Смирнова), метящей в барыни, гусарствующим лакеем Яшей (Александр Мичков) и «клоуном» Епиходовым – Иван Рябенко здорово играет надрывное комикование неудачливого конторщика, вытворяя «случайные» фокусы не хуже Шарлотты Ивановны (Дани Каган) – немки с русской косой. Именно роли второго плана в спектакле обращают на себя внимание актерско-режиссерскими находками даже больше, чем предсказуемо решенные роли первого, – узнаваемой, избыточно праздничной Раневской, типичного взрослого ребенка Гаева (Никита Тюнин). Олег Нирян в роли вечно просящего в долг в надежде на его величество случай помещика Симеонова-Пищика по-настоящему влюбляет в себя зрителя. В огромных толстинках, нелепый, но такой добрый, искренний и честный человек. Кажется, именно таким и представляешь идеальное воплощение чеховского недотепы, когда и смешно, и больно. Но если мелодраматические отношения и вкусно сыграны, и увлекательно поставлены, то с философскими отступлениями режиссер совсем не знает, как поступить. Поэтому и вечный студент Петя Трофимов – ходульный (Федор Малышев как будто растерял с годами свое резкое драматическое амплуа неврастеника), и купец Лопахин таков же. На образ последнего разве что работает эффект любопытного кастинга – восточные нотки во внешности Дениса Аврамова придают его образу инаковость, даже щепотку цыганщины, что уже само по себе трактует его характер дельца, человека торга и мены.
Прямо сказать, малоудачные здесь роли главных оппонентов заставляют вспомнить «Вишневый сад» Юрия Погребничко. Этот спектакль театра «Около» стоит посмотреть не один раз, чтобы разобраться, как квинтэссенцию чеховской драмы Погребничко преподносит в жестком постмодернистском каркасе. Так вот там идеалистические монологи, которыми «грешит» персонаж Трофимова и которые сегодня так бесплотны, купированы, а оставлена только суть этого не теряющего актуальность конфликта – отчаянной борьбы упитанных капиталистов и нищей интеллигенции, власти денег и свободы мысли, да просто свободы… земного и духовного, их драматическую созависимость невероятно тревожно и раняще, как приговор веку, играют Алексей Чернышев и Алексей Левинский…
Иван Поповски в своем спектакле явно выступает адвокатом обитателей и гостей имения Раневской. Смотрит на них по-доброму. Ведь зачем же в тысячный раз возвращаться к «Вишневому саду»? Только желая заново понять все мотивировки героев, приводящие к драматическому финалу. Впрочем, ясного ответа на вопрос, почему же этих недальновидных, но таких обаятельных людей ждет утрата Сада, режиссер не дает. Но красиво обозначает его траурный путь.
Сцена по диагонали поделена на две части (соавтор сценографии – Нина Бачун), собственно дом и «сад». Слева – появляется помост, где возникнет то скученно обставленная жилая комната, то бальная гостиная, то садовый мосток, то – к финалу при прощании с имением – завесят, упакуют к переезду мебель. Средоточие жизни, теплого уюта противопоставлено пустому и холодному пространству справа, которое обрамляет по периметру арьерсцены задний занавес из наслоений белоснежного, как вишневый цвет, и летучего полиэтилена. Сквозь него бьет свет, обозначая смену времени дня или года. В конце и остается только она – гулкая вечность с не столь отдаленным «звуком лопнувшей струны» и надвигающейся мертвенно-белой занавесью. И лучше всего передадут эту картину те самые строки из «Чайки»: холодно, пусто, страшно.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993