Энергоносители
Премьера «Безумной из Шайо» в «Мастерской Фоменко»
Со времени прошлогодней блестящей премьеры «Войны и мира» у Петра Фоменко многое произошло. Он оставил преподавание в ГИТИСе. Кто-то из актеров ушел из труппы кого-то в труппу приняли. В Москве играли совсем мало: гастролировали, вводили на опустевшие роли новых актеров, ремонтировали театр после потопа. Первая премьера вышла в «Мастерской» только в конце сезона, и она должна была ответить на вопрос: действительно ли театр Петра Фоменко начал разрушаться? На премьере «Безумной из Шайо» побывали обозреватель «Афиши» Елена Ковальская и фотографы Виктор Сенцов, Владимир Луповской и Виктор Баженов.
Сначала была мастерская Петра Фоменко в ГИТИСе. Потом ГИТИС назвали академией, а сложившаяся из второго выпуска Фоменко труппа стала театром с соответственным названием «Мастерская П. Фоменко». С тех пор мастерская и театр существуют под крылом Фоменко на равных. Когда по очереди в двух залах играют «Одну абсолютно счастливую деревню» и «Семейное счастие», на стенах вывешивают бумажные стрелки. Одна ведет в «мастерскую». Другая в «театр». «Деревня» спектакль «мастерской», поэтому тут возможны этюды, вроде тех, которые делают первокурсники: изображают коз или показывают сценки, как бабы полощут в реке белье. Здесь коробки из-под аппаратуры служат окопами для солдат. И можно взять бесхозный лист оргалита и потрясти им, когда понадобится грохот канонады. Для театра, напротив: строят декорации, записывают фонограмму и репетируют по-взрослому, ищут в сцене событие и строят сквозное действие. Фоменко сумел применить идеальную мхатовскую модель театра и питающих его студий для одной небольшой труппы.
Сначала у труппы не было своего места. Тогда Фоменко говорил: «Хорошо, что нет крыши, иначе бы она поехала». Потом театр получил помещение на Кутузовском типовой кинотеатр, из тех, где в розовом зале шел «Тарзан», в голубом «Экипаж», и главное было сесть посередине, иначе будут мешать колонны. Когда эти колонные залы переделывали в театральные, колонны запретили сносить оказалось, что это несущие конструкции. Колоннам и вправду есть что нести: между театром и крышей еще несколько этажей, так что когда кому-то из жильцов приходит в голову вечером просверлить в стене дырку, помимо соседей, об этом узнает еще и публика «Мастерской». Эти колонны пытаются включить в игру. В «Семейном счастии», например, колонна была деревом: к ней прислонили стремянку, и Ксения Кутепова тянулась с нее за вишней, а снизу вверх на нее глядел влюбленный Сергей Тарамаев. В этом сезоне они не играют Ксения ждет ребенка, Тарамаев ушел, и в афише осталась плешь. Некоторое время театр почти не играл в Москве: много гастролировали, вернувшись из Новосибирска, обнаружили потоп, ремонтировали здание, вводили в опустевшие роли новичков. Между тем по Москве ползали слухи, что Фоменко кому-то говорил: уйду. И главное: он оставил преподавание в ГИТИСе, где зародился его театр. Со стороны казалось, что созданный Фоменко идеальный театр закачался, и дурным предзнаменованием казалась уже сама пьеса.
В «Безумной из Шайо», с одной стороны, действуют коммерческие авантюристы, с другой городской сброд. Первые ищут нефть под асфальтом района Шайо. Вторые объединяются против них под предводительством Орели. Эту престарелую мадам называют Безумной из Шайо, и у нее есть три такие же сумасшедшие подруги. Вместе с уличными музыкантами, продавцами шнурков, глухонемыми, цветочницами и сочувствующим им полицейским старухи заманивают буржуев в подвал, где обитает их идейный лидер.
Многословную, полную афоризмов и уже плохо различимых аллюзий пьесу Жироду написал незадолго до смерти, в 1942 году. Шестьдесят лет спустя Фоменко превратил его социальную агитацию в пропаганду чистого театра, и театр выиграл всухую. Не «кружевной» театр, как называют то, что делает Фоменко. Выиграл балаган с той поправкой, что молодые актрисы, играющие старух, их гротескные позы, преувеличенные жесты, накрашенные лица, живописные обноски и простенькие песенки выглядят у Фоменко не самим балаганом, а ностальгией по нему. «Вы не видели настоящего Фоменко, говорила когда-то нам, студентам-театроведам, знавшая Фоменко по его ленинградским спектаклям наш мастер Наталья Крымова. Вы видите кружева и легкое дыхание, а его влечет к себе темное». В «Безумной из Шайо» Орели Галина Тюнина комически зыркала, как только она одна умеет, глазами, но эти подведенные глаза действительно различали потустороннее. Мадлен Джабраилова, Полина Кутепова и Наталья Курдюбова шепелявили, басили, валяли дурака и плели психологическое кружево, из которого свились их видения. В «Безумной из Шайо» сошлись Фоменко, каким его знала Наталья Крымова, и Фоменко, каким его видели мы. Если что и произошло с «Мастерской» с тех пор, так это то, что она выросла. Но с возрастом здесь не только нажили проблемы: здесь научились играть волшебство. Чтобы поверить в это, нужно видеть «Безумную из Шайо».
Сначала была мастерская Петра Фоменко в ГИТИСе. Потом ГИТИС назвали академией, а сложившаяся из второго выпуска Фоменко труппа стала театром с соответственным названием «Мастерская П. Фоменко». С тех пор мастерская и театр существуют под крылом Фоменко на равных. Когда по очереди в двух залах играют «Одну абсолютно счастливую деревню» и «Семейное счастие», на стенах вывешивают бумажные стрелки. Одна ведет в «мастерскую». Другая в «театр». «Деревня» спектакль «мастерской», поэтому тут возможны этюды, вроде тех, которые делают первокурсники: изображают коз или показывают сценки, как бабы полощут в реке белье. Здесь коробки из-под аппаратуры служат окопами для солдат. И можно взять бесхозный лист оргалита и потрясти им, когда понадобится грохот канонады. Для театра, напротив: строят декорации, записывают фонограмму и репетируют по-взрослому, ищут в сцене событие и строят сквозное действие. Фоменко сумел применить идеальную мхатовскую модель театра и питающих его студий для одной небольшой труппы.
Сначала у труппы не было своего места. Тогда Фоменко говорил: «Хорошо, что нет крыши, иначе бы она поехала». Потом театр получил помещение на Кутузовском типовой кинотеатр, из тех, где в розовом зале шел «Тарзан», в голубом «Экипаж», и главное было сесть посередине, иначе будут мешать колонны. Когда эти колонные залы переделывали в театральные, колонны запретили сносить оказалось, что это несущие конструкции. Колоннам и вправду есть что нести: между театром и крышей еще несколько этажей, так что когда кому-то из жильцов приходит в голову вечером просверлить в стене дырку, помимо соседей, об этом узнает еще и публика «Мастерской». Эти колонны пытаются включить в игру. В «Семейном счастии», например, колонна была деревом: к ней прислонили стремянку, и Ксения Кутепова тянулась с нее за вишней, а снизу вверх на нее глядел влюбленный Сергей Тарамаев. В этом сезоне они не играют Ксения ждет ребенка, Тарамаев ушел, и в афише осталась плешь. Некоторое время театр почти не играл в Москве: много гастролировали, вернувшись из Новосибирска, обнаружили потоп, ремонтировали здание, вводили в опустевшие роли новичков. Между тем по Москве ползали слухи, что Фоменко кому-то говорил: уйду. И главное: он оставил преподавание в ГИТИСе, где зародился его театр. Со стороны казалось, что созданный Фоменко идеальный театр закачался, и дурным предзнаменованием казалась уже сама пьеса.
В «Безумной из Шайо», с одной стороны, действуют коммерческие авантюристы, с другой городской сброд. Первые ищут нефть под асфальтом района Шайо. Вторые объединяются против них под предводительством Орели. Эту престарелую мадам называют Безумной из Шайо, и у нее есть три такие же сумасшедшие подруги. Вместе с уличными музыкантами, продавцами шнурков, глухонемыми, цветочницами и сочувствующим им полицейским старухи заманивают буржуев в подвал, где обитает их идейный лидер.
Многословную, полную афоризмов и уже плохо различимых аллюзий пьесу Жироду написал незадолго до смерти, в 1942 году. Шестьдесят лет спустя Фоменко превратил его социальную агитацию в пропаганду чистого театра, и театр выиграл всухую. Не «кружевной» театр, как называют то, что делает Фоменко. Выиграл балаган с той поправкой, что молодые актрисы, играющие старух, их гротескные позы, преувеличенные жесты, накрашенные лица, живописные обноски и простенькие песенки выглядят у Фоменко не самим балаганом, а ностальгией по нему. «Вы не видели настоящего Фоменко, говорила когда-то нам, студентам-театроведам, знавшая Фоменко по его ленинградским спектаклям наш мастер Наталья Крымова. Вы видите кружева и легкое дыхание, а его влечет к себе темное». В «Безумной из Шайо» Орели Галина Тюнина комически зыркала, как только она одна умеет, глазами, но эти подведенные глаза действительно различали потустороннее. Мадлен Джабраилова, Полина Кутепова и Наталья Курдюбова шепелявили, басили, валяли дурака и плели психологическое кружево, из которого свились их видения. В «Безумной из Шайо» сошлись Фоменко, каким его знала Наталья Крымова, и Фоменко, каким его видели мы. Если что и произошло с «Мастерской» с тех пор, так это то, что она выросла. Но с возрастом здесь не только нажили проблемы: здесь научились играть волшебство. Чтобы поверить в это, нужно видеть «Безумную из Шайо».
Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993