Бомжихи в стиле декаданс
Петр Фоменко любит их всех
Актерский матриархат, установившийся в театре «Мастерская Петра Фоменко», начался еще в стенах РАТИ. Никогда и ни в одном театре еще не бывало так мало актрис. Никогда и нигде не случалось, чтобы все студентки вырастали в хороших актрис.
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993