Имя полуденного незнакомца
Петр Фоменко поставил притчу о безумии, которое спасет мир
Мы живем в странном мире. У нас разговоры «про это» заменяют стихи о любви, улыбка ассоциируется исключительно с жевательной резинкой, а на вопрос «кто хочет стать миллионером» никто не может дать вразумительного ответа. Бесконечная погоня за призраком comme il faut превращается в смысл нашего существования, не давая задумываться над тенью, промелькнувшей на лице любимого человека. Мы боимся остановиться, упустить ветер сиюминутности, наполняющий паруса успеха. Рассвет над озером, тишина леса после грозы, отблески мокрой листвы в свете фонарей все это кажется нам несущественным и несопоставимым с теми важными и серьезными делами, которыми мы изо дня в день заняты. Собственно говоря, об этом и поставил свой новый спектакль Петр Фоменко.
По интенсивности работы мэтры нашей режиссуры оставляют далеко позади своих молодых коллег. Петр Наумович Фоменко не исключение. После «Одной абсолютно счастливой деревни», «Семейного счастья» и «Войны и мира» спектаклей, которые объединили осмысление традиций русского психологического театра с экспериментами в области сценической формы, он обратился к пьесе известного французского драматурга XX века Жана Жироду «Безумная из Шайо».
Итак, залитое солнцем парижское кафе. Деревянные столики, ненавязчивый шансон. Кто-то зовет судомойку. Меланхоличный официант с внешностью славянского княжича (Олег Любимов) стоит, лениво прислонившись к колонне. Атмосфера летнего дня возникает еще до начала спектакля, когда подгоняемые третьим звонком зрители смешиваются с завсегдатаями кафе. Да, это неподражаемый стиль «Мастерской П. Фоменко», легкий, как игристое вино, и изысканный, как дорогой коньяк. И как уместны здесь слова: «Париж наименее исследованная точка в мире». Фоменки знают об этом не понаслышке┘
Но ленивое течение летнего дня нарушается появлением респектабельных господ в черном, которые заставляют музыкантов прекратить игру, а зрителей прислушаться к своей беседе об акциях и инвестициях. Оказывается, эти господа (как, впрочем, и положено важным господам) задумали организовать Объединенный Банк Парижских Недр с целью добывать нефть прямо из сточных вод. Надо лишь сравнять с землей несколько районов города┘
В самый разгар дискуссии возникает эксцентричная особа, одетая в нечто акварельно-лиловое. Привидение? Фантом? Это и есть главный персонаж графиня Орели, известная как Безумная из Шайо.
Угловато-грациозная пластика, струящийся балахон, подчеркивающий худобу, парик «перец с солью», графичный грим с акцентом на глаза. И голос хрипловатый, проникновенный, голос вышедшей в тираж кинодивы. «В полдень всех мужчин зовут Фабрис», с неподражаемыми интонациями произносит она, и веришь, что тысячи мужчин были согласны именоваться Фабрисами, только бы их звал этот голос.
Галина Тюнина играет Легенду о Женщине недосягаемой, недоступной, притягивающей, манящей, очаровывающей и покоряющей. Марлен Дитрих? Эдит Пиаф? Лидия Вертинская? Ослепительная красота, роскошный каприз, шокирующая искренность. Тюнина непостижимым образом соединяет воспоминания о «великих старухах» Малого театра с силуэтами обольстительных интеллектуалок эпохи модерна. Она воплощает дух Парижа, второго вечного города Европы, магию которого ни понять, ни продать, ни купить невозможно.
Пьеса Жана Жироду предстает у Фоменко самой настоящей притчей. Сюжет о противостоянии так называемых деловых людей и загадочных «безумных», которые на самом деле как раз и являются носителями разума, расцвечивается парадоксальными диалогами в духе Уайльда и Кокто. В отличном переводе Н. Рыковой сохранилась элегантная непринужденность первоисточника.
Петр Фоменко сознательно микширует социальные аспекты, превращая конфликт пьесы в поединок повседневной реальности и творческого преображения мира, прозы жизни и самой Жизни. «Безумные» оказываются у него творцами изменяющих мир иллюзий. Разговор здесь не о банальном антибуржуазном протесте, а о свободе человека и о любви, как о высшем проявлении этой свободы.
В «Безумной из Шайо» вполне можно увидеть и смысловые, и эстетические параллели с «Чудом святого Антония», которое Фоменко ставил в Театре им. Евг. Вахтангова. Но в новой работе феерическая элегантность формы дополняется принципами работы с актерами, которые, собственно, и составляют главное ноу-хау «Мастерской». Для Петра Фоменко принципиально, что дам весьма преклонного возраста играют молодые актрисы. Именно это обстоятельство придает происходящему ту безудержность театральной игры и блеск профессионализма, которые ставят сам этот спектакль в оппозицию всему нашему театральному обиходу.
Неудачные актерские работы в спектаклях Фоменко редки, как подснежники в Булонском лесу, а посему вряд ли кого удивили изысканная характерность у Мадлен Джабраиловой (Безумная из Сан-Сюльпис) и пленительное сочетание шарма и деятельной активности у Полины Кутеповой (Безумная из Конкорд). Открытием стала дебютантка Наталья Курдюбова, показавшая свою Безумную из Пасси почти мифологической Сивиллой, нервной, суховатой, старой┘ и при этом странно красивой.
Роли второго плана точны и изящны: непосредственная и полная жизненной энергии судомойка Ирма (Ирина Пегова), педантичный Спасатель и рассудительный Рабочий (Тагир Рахимов), похожий на Гарри Поттера мальчик-рассыльный (Глеб Пускепалис).
«Грош цена стражам порядка, коли они не защищают жизнь», говорит Орели полицейскому (Сергей Якубенко). Эта простая мысль звучит в устах Безумной из Шайо фантастическим парадоксом, но получается, что именно такие парадоксы только и могут вернуть нас к жизни, как вернули они к жизни юного утопленника, с которым Орели познакомилась в полдень.
Автор и редакция журнала «Планета Красота» поздравляют Петра Фоменко и Галину Тюнину с присуждением Национальной премии «Золотая Маска» и желают новых творческих успехов.
По интенсивности работы мэтры нашей режиссуры оставляют далеко позади своих молодых коллег. Петр Наумович Фоменко не исключение. После «Одной абсолютно счастливой деревни», «Семейного счастья» и «Войны и мира» спектаклей, которые объединили осмысление традиций русского психологического театра с экспериментами в области сценической формы, он обратился к пьесе известного французского драматурга XX века Жана Жироду «Безумная из Шайо».
Итак, залитое солнцем парижское кафе. Деревянные столики, ненавязчивый шансон. Кто-то зовет судомойку. Меланхоличный официант с внешностью славянского княжича (Олег Любимов) стоит, лениво прислонившись к колонне. Атмосфера летнего дня возникает еще до начала спектакля, когда подгоняемые третьим звонком зрители смешиваются с завсегдатаями кафе. Да, это неподражаемый стиль «Мастерской П. Фоменко», легкий, как игристое вино, и изысканный, как дорогой коньяк. И как уместны здесь слова: «Париж наименее исследованная точка в мире». Фоменки знают об этом не понаслышке┘
Но ленивое течение летнего дня нарушается появлением респектабельных господ в черном, которые заставляют музыкантов прекратить игру, а зрителей прислушаться к своей беседе об акциях и инвестициях. Оказывается, эти господа (как, впрочем, и положено важным господам) задумали организовать Объединенный Банк Парижских Недр с целью добывать нефть прямо из сточных вод. Надо лишь сравнять с землей несколько районов города┘
В самый разгар дискуссии возникает эксцентричная особа, одетая в нечто акварельно-лиловое. Привидение? Фантом? Это и есть главный персонаж графиня Орели, известная как Безумная из Шайо.
Угловато-грациозная пластика, струящийся балахон, подчеркивающий худобу, парик «перец с солью», графичный грим с акцентом на глаза. И голос хрипловатый, проникновенный, голос вышедшей в тираж кинодивы. «В полдень всех мужчин зовут Фабрис», с неподражаемыми интонациями произносит она, и веришь, что тысячи мужчин были согласны именоваться Фабрисами, только бы их звал этот голос.
Галина Тюнина играет Легенду о Женщине недосягаемой, недоступной, притягивающей, манящей, очаровывающей и покоряющей. Марлен Дитрих? Эдит Пиаф? Лидия Вертинская? Ослепительная красота, роскошный каприз, шокирующая искренность. Тюнина непостижимым образом соединяет воспоминания о «великих старухах» Малого театра с силуэтами обольстительных интеллектуалок эпохи модерна. Она воплощает дух Парижа, второго вечного города Европы, магию которого ни понять, ни продать, ни купить невозможно.
Пьеса Жана Жироду предстает у Фоменко самой настоящей притчей. Сюжет о противостоянии так называемых деловых людей и загадочных «безумных», которые на самом деле как раз и являются носителями разума, расцвечивается парадоксальными диалогами в духе Уайльда и Кокто. В отличном переводе Н. Рыковой сохранилась элегантная непринужденность первоисточника.
Петр Фоменко сознательно микширует социальные аспекты, превращая конфликт пьесы в поединок повседневной реальности и творческого преображения мира, прозы жизни и самой Жизни. «Безумные» оказываются у него творцами изменяющих мир иллюзий. Разговор здесь не о банальном антибуржуазном протесте, а о свободе человека и о любви, как о высшем проявлении этой свободы.
В «Безумной из Шайо» вполне можно увидеть и смысловые, и эстетические параллели с «Чудом святого Антония», которое Фоменко ставил в Театре им. Евг. Вахтангова. Но в новой работе феерическая элегантность формы дополняется принципами работы с актерами, которые, собственно, и составляют главное ноу-хау «Мастерской». Для Петра Фоменко принципиально, что дам весьма преклонного возраста играют молодые актрисы. Именно это обстоятельство придает происходящему ту безудержность театральной игры и блеск профессионализма, которые ставят сам этот спектакль в оппозицию всему нашему театральному обиходу.
Неудачные актерские работы в спектаклях Фоменко редки, как подснежники в Булонском лесу, а посему вряд ли кого удивили изысканная характерность у Мадлен Джабраиловой (Безумная из Сан-Сюльпис) и пленительное сочетание шарма и деятельной активности у Полины Кутеповой (Безумная из Конкорд). Открытием стала дебютантка Наталья Курдюбова, показавшая свою Безумную из Пасси почти мифологической Сивиллой, нервной, суховатой, старой┘ и при этом странно красивой.
Роли второго плана точны и изящны: непосредственная и полная жизненной энергии судомойка Ирма (Ирина Пегова), педантичный Спасатель и рассудительный Рабочий (Тагир Рахимов), похожий на Гарри Поттера мальчик-рассыльный (Глеб Пускепалис).
«Грош цена стражам порядка, коли они не защищают жизнь», говорит Орели полицейскому (Сергей Якубенко). Эта простая мысль звучит в устах Безумной из Шайо фантастическим парадоксом, но получается, что именно такие парадоксы только и могут вернуть нас к жизни, как вернули они к жизни юного утопленника, с которым Орели познакомилась в полдень.
Автор и редакция журнала «Планета Красота» поздравляют Петра Фоменко и Галину Тюнину с присуждением Национальной премии «Золотая Маска» и желают новых творческих успехов.
Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993