Тот самый чай
Совсем не «варварские» «Варвары» в театре П. Фоменко
Театр «Мастерская П. Фоменко» играет первую премьеру в новом здании (б. кинотеатр «Киев»). Свершилось! Долгие годы шло строительство, а театр играл на случайных площадках, теперь «фоменки» возвращаются к своим зрителям. Мотив возвращения знакомого последнее время вообще стал лейтмотивом нашей жизни. Вспомните, сколько рекламных роликов, строится именно на этом: тот самый чай! Тот самый вкус! Те самые «фоменки»!
Режиссер Евгений Каменькович обратился к Горькому, автору для театра достаточно новому, инородному. Романтическая приподнятость стиля, ницшеанский культ силы в его пьесах казались достаточно чуждыми театру фоменок, где предпочтение отдавалось авторам иных стилей и направлений. Эксперимент обещал быть интересным. Тем более что для Горького выбрано пространство Малой сцены.
В своей во многом автобиографической «Повести о первой любви» Максим Горький сделал важное для себя признание: «Тут, кажется, я впервые почувствовал себя врагом слабых людей». В «Варварах» он испытывал «на прочность» приехавших в маленький уездный город инженеров, с одной стороны, одуряющей скукой и мерзостями «звериной уездной глуши», с другой роковой любовью. «Силу в лавочке не купишь», наставительно замечала в «Варварах» сильная женщина Надежда Монахова и, не найдя этой силы в окружающих мужчинах, кончала жизнь самоубийством.
Надежда Монахова в исполнении Галины Тюниной женщина, давно уставшая от жизни. Ей лень ходить, говорить, поднимать тяжелые веки. Она произносит глупости ироничным тоном умницы, уверенной в своем превосходстве над окружающими. Финальное самоубийство кажется нелепой случайностью: такая Надежда могла бы застрелиться в любой момент без всякого внешнего повода┘ И финальный выстрел не столько потрясает, сколько воспринимается как курьезный штрих странной жизни странного городишки.
Спектакль «Варвары» точнее было бы назвать авторским подзаголовком: «Сцены в уездном городе». Впервые в истории постановок этой пьесы центром стала не история Надежды Монаховой, не переплетения любовей и разочарований, разрывов и романов, а собственно быт тихого уездного городка Верхополье, где единственная достопримечательность караси и оркестр пожарной команды. «Отвратительный городишко», характеризует его заезжий инженер Черкун. Евгений Каменькович эту интонацию брезгливого разглядывания подчеркивает и усиливает.
В вытянутом прямоугольном пространстве, сжатом пятью колоннами-обрубками, теснятся неожиданное многолюдье персонажей и россыпь вещей: бутылки всех форм, расцветок и размеров, стаканы и рюмки, чемоданы, саквояжи, рюкзаки, заплечные мешки, сумки, чертежи, книги, бумаги, шляпы, фуражки, гитара, шуба┘ От вещей тесно, душно. В пространстве Малой сцены пьеса Горького оказалась на удивление населенной и многолюдной.
Несуразные прически и костюмы разных лет (начала века, двадцатых годов, пятидесятых, где антикварные сумочки-ридикюли соседствуют с вполне сегодняшним ширпотребом), утрированно нелепые манеры действительно превращают в какой-то момент местных аборигенов в экспонаты жутковатого музея. Не люди людишки. Слабые, жалкие, отвратительные.
Театр смотрит на события пьесы как бы с высоты птичьего полета, не слишком доверяя серьезности происходящего. Казалось бы, куда уж больше событий: любовные многоугольники, объяснения в любви и ненависти, ограбление, попытка убийства, разрывы мужей с женами и детей с отцами, наконец, финальное самоубийство. Но в спектакле фоменок события превращаются в монотонное мелькание жанровых картинок из серии «Их быт, их нравы». Вот так любят в Верхополье, вот так стреляются, вот так пьют. Но четыре часа на одном этнографическом интересе вытягивать довольно сложно.
Актеры «подгоняют» Горького под усредненную манеру среднего «фоменковского» спектакля, не столько играя своих героев, сколько «играясь» в предлагаемые обстоятельства. Когда-то «несерьезность», ироничность студенческих спектаклей фоменок завораживала, теперь во взрослых, признанных актерах скорее раздражает. Ностальгия по вкусу «того самого чая» вещь опасная. К сожалению, лучшие актерские работы этого спектакля лишь отзвуки ранее сыгранных ролей. Полина и Ксения Кутеповы играют очередную вариацию характеров сильной и слабой женщины, пристально вглядывающихся друг в друга, ищущих друг в друге свое зеркальное отражение. Гриша Редозубов в исполнении Юрия Степанова прелестная работа, но и это лишь этюдный набросок талантливого артиста. Обаяние юности проходит, и должна наступить зрелость мастерства, пора, когда похвалы типа «мило, талантливо», должны скорее огорчать, чем радовать. «Варвары» у «фоменок» милый, интеллигентный, добросовестный, но совсем не «горький», не «варварский» спектакль.
Режиссер Евгений Каменькович обратился к Горькому, автору для театра достаточно новому, инородному. Романтическая приподнятость стиля, ницшеанский культ силы в его пьесах казались достаточно чуждыми театру фоменок, где предпочтение отдавалось авторам иных стилей и направлений. Эксперимент обещал быть интересным. Тем более что для Горького выбрано пространство Малой сцены.
В своей во многом автобиографической «Повести о первой любви» Максим Горький сделал важное для себя признание: «Тут, кажется, я впервые почувствовал себя врагом слабых людей». В «Варварах» он испытывал «на прочность» приехавших в маленький уездный город инженеров, с одной стороны, одуряющей скукой и мерзостями «звериной уездной глуши», с другой роковой любовью. «Силу в лавочке не купишь», наставительно замечала в «Варварах» сильная женщина Надежда Монахова и, не найдя этой силы в окружающих мужчинах, кончала жизнь самоубийством.
Надежда Монахова в исполнении Галины Тюниной женщина, давно уставшая от жизни. Ей лень ходить, говорить, поднимать тяжелые веки. Она произносит глупости ироничным тоном умницы, уверенной в своем превосходстве над окружающими. Финальное самоубийство кажется нелепой случайностью: такая Надежда могла бы застрелиться в любой момент без всякого внешнего повода┘ И финальный выстрел не столько потрясает, сколько воспринимается как курьезный штрих странной жизни странного городишки.
Спектакль «Варвары» точнее было бы назвать авторским подзаголовком: «Сцены в уездном городе». Впервые в истории постановок этой пьесы центром стала не история Надежды Монаховой, не переплетения любовей и разочарований, разрывов и романов, а собственно быт тихого уездного городка Верхополье, где единственная достопримечательность караси и оркестр пожарной команды. «Отвратительный городишко», характеризует его заезжий инженер Черкун. Евгений Каменькович эту интонацию брезгливого разглядывания подчеркивает и усиливает.
В вытянутом прямоугольном пространстве, сжатом пятью колоннами-обрубками, теснятся неожиданное многолюдье персонажей и россыпь вещей: бутылки всех форм, расцветок и размеров, стаканы и рюмки, чемоданы, саквояжи, рюкзаки, заплечные мешки, сумки, чертежи, книги, бумаги, шляпы, фуражки, гитара, шуба┘ От вещей тесно, душно. В пространстве Малой сцены пьеса Горького оказалась на удивление населенной и многолюдной.
Несуразные прически и костюмы разных лет (начала века, двадцатых годов, пятидесятых, где антикварные сумочки-ридикюли соседствуют с вполне сегодняшним ширпотребом), утрированно нелепые манеры действительно превращают в какой-то момент местных аборигенов в экспонаты жутковатого музея. Не люди людишки. Слабые, жалкие, отвратительные.
Театр смотрит на события пьесы как бы с высоты птичьего полета, не слишком доверяя серьезности происходящего. Казалось бы, куда уж больше событий: любовные многоугольники, объяснения в любви и ненависти, ограбление, попытка убийства, разрывы мужей с женами и детей с отцами, наконец, финальное самоубийство. Но в спектакле фоменок события превращаются в монотонное мелькание жанровых картинок из серии «Их быт, их нравы». Вот так любят в Верхополье, вот так стреляются, вот так пьют. Но четыре часа на одном этнографическом интересе вытягивать довольно сложно.
Актеры «подгоняют» Горького под усредненную манеру среднего «фоменковского» спектакля, не столько играя своих героев, сколько «играясь» в предлагаемые обстоятельства. Когда-то «несерьезность», ироничность студенческих спектаклей фоменок завораживала, теперь во взрослых, признанных актерах скорее раздражает. Ностальгия по вкусу «того самого чая» вещь опасная. К сожалению, лучшие актерские работы этого спектакля лишь отзвуки ранее сыгранных ролей. Полина и Ксения Кутеповы играют очередную вариацию характеров сильной и слабой женщины, пристально вглядывающихся друг в друга, ищущих друг в друге свое зеркальное отражение. Гриша Редозубов в исполнении Юрия Степанова прелестная работа, но и это лишь этюдный набросок талантливого артиста. Обаяние юности проходит, и должна наступить зрелость мастерства, пора, когда похвалы типа «мило, талантливо», должны скорее огорчать, чем радовать. «Варвары» у «фоменок» милый, интеллигентный, добросовестный, но совсем не «горький», не «варварский» спектакль.
Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993